Конспект урока истории "Коренной перелом в войне"; 10 класс


Тема урока: Коренной перелом в войне

Цели и задачи урока по линиям развития (ЛР) личности:

Линии 1-2 ЛР. Картина мира в фактах и понятиях.

На основании фактов сформировать общее представление о предпосылках коренного перелома и его важнейших событиях (Сталинградской и Курской битвах). Понятия: коренной перелом, партизанское движение, советский тыл, тыл немецкой армии.

Линия 3 ЛР. Историческое мышление.

Осмысление предпосылок коренного перелома, причин и последствий победы Красной Армии в Сталинградской битве и на Курской Дуге.

Линии 4-5 ЛР. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.

Оценить значимость поступка советских военнопленных с позициигражданственности, патриотизма.

Учебная проблема: Благодаря чему произошел коренной перелом в Великой Отечественной войне?

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ УРОКА

Этапы поиска решения учебной проблемы

и название пункта в учебнике

Факты, содержащиеся в тексте параграфа, которые можно использовать для решения проблемы.

  1. За фронтами воющих армий

Вместо «развала советской системы» - объединение граждан СССР:

- не удалось расколоть многонациональный народ, натравить русских на коммунистические власти, людей одной национальности на другую, верующих на атеистов – самоотверженность и готовность сражаться с захватчиками;

- возникновение партизанского движения (в ответ на геноцид «Оста») – нарушение снабжения немецких войск, оттягивание сил;

- советский тыл производил технику, боеприпасы и т.д. быстрее и лучшего качества;

- помощь союзников в вооружении и продовольствии.

  1. Победа над Сталинградом

Преимущества красной Армии под Сталинградом и Курском:

- лучшее планирование операций;

- превосходство в числе и качестве сил;

- лучшая работа разведки;

- искусство бойцов всех родов войск;

- мужество и упорство.

  1. Курская дуга







ПОДРОБНЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА

Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы

Работа с источниками после параграфа.

Учитель: Что немецкие генералы и офицеры считали причинами своего поражения в войне с СССР?

Ученики:

  1. Огромная территория СССР.

  2. Суровые погодные условия - «генерал Мороз».

  3. Большая численность советских солдат и офицеров - «масса муравьев против слона».

Учитель: Какого мнения придерживается английский историк А. Кларк о причинах победы СССР в Великой Отечественной войне?

Ученики: Главная причина - мужество и твердость обычного рус­ского солдата.

Учитель: В чем противоречия между источниками?

Ученики:

1-й источник

2-й источник

Причины победы:

огромная территория

«мороз»

твердость и мужество советских солдат


Учитель: Какой же будет проблема урока?

Ученики: Благодаря чему произошел коренной перелом в Великой Отечественной войне?

Версии

Учитель: Какие у вас есть предположения по решению проблемы урока?

Ученики предлагают свои версии.

Актуализация знаний

Учитель: Вспомните основные этапы Второй мировой войны: на­зовите хронологические рамки и краткими фразами охарактеризуй­те их сущность.

Ученики:

  1. 1939-1941 (июнь). Начало Второй мировой войны, подчинение Германией почти всей Европы.

  2. 1941-1942 (лето). Вступление в войну СССР и США. Образова­ние антигитлеровской коалиции. Успехи стран-агрессоров.

  3. 1942 (осень) - 1943. Коренной перелом во Второй мировой вой­не, успехи стран антигитлеровской коалиции.

  4. 1944-1945 (май). Победа над фашизмом (фашистской Германией).

  5. 1945 (май - сентябрь). Разгром милитаристской Японии, оконча­ние Второй мировой войны.

Учитель: Разделите изученную вами историю Великой Отече­ственной войны на этапы и выделите крупнейшие сражения в каж­дом из них.

Ученики:

  1. 1941 г. (июнь - конец года). Оборонительные сражения Красной Армии: оборона Ленинграда, Киева и других городов. Оборона Моск­вы (конец сентября - начало декабря). Начало контрнаступления советских войск под Москвой (5 декабря).

  2. 1942 г. (начало года – ноябрь). Контрнаступление под Москвой (декабрь 1941 г. – январь 1942 г.). Общее наступление красной Армии на всем советско- германском фронте (январь-апрель). Неудачные наступления под Харьковом и в Крыму. Прорыв немецких войск на юге и прорыв к Волге и Кавказу (лето и осень). Начало контрнаступления в Сталинградской битве (19 ноября).

Учитель: На какие вопросы нам необходимо ответить, чтобы найти решение проблемы урока?


Ученики: Нам нужно будет выяснить:

  1. Предпосылки коренного перелома.

  2. Важнейшие события коренного перелома и их значение в ходе Великой Отечественной войны.

Открытие нового знания

Учитель: Чтобы выяснить предпосылки коренного перелома, нужно представлять не только ситуацию на фронте, но и обстановку в тылу. Почему важен тыл во время войны?

Ученики: Тыл поставляет вооружение, одежду, питание, резервистов для армии, морально поддерживает ее и т.д.

Учитель: Какая же была обстановка в тылу немецко-фашистских войск? (Текст учебника, с. 239.)

Ученики: В тылу у немцев на оккупированной территории развертывалось партизанское движение.

Учитель: Какую роль играло партизанское движение в годы войны?

Ученики: Партизаны вели разведку, сообщали добытые сведения советскому командованию, пускали под откос вражеские эшелоны с техникой и людьми. Немцы были вынуждены снимать целые дивизия для борьбы с партизанами.

Учитель: Почему надежды немецких генералов на поддержку советских граждан оправдались лишь частично?

Почему большинство советского населения, военнопленных в фашистских концлагерях, белоэмигрантов в оккупированных странах Европы было настроено против фашистов, принимало участие в борь­бе с ними? (Текст учебника на с. 237-239, иллюстрации и текст к ним.) |

Ученики: Любовь к Родине, верность ей. Политика геноцида против целых народов (евреев, цыган, славян), нечеловеческого обращения с пленными, грабежи оккупированных территорий, выкачивание людских ресурсов.

Учитель: Какая же обстановка была в советском тылу? Какой вклад вносили советские люди в достижение победы над фашизмом? (Текст, с. 240.)

Ученики:

  • Неимоверно тяжелый труд женщин, подростков на предприятиях по выпуску военной техники.

  • Сельские жители - женщины, старики, подростки - делали все, чтобы дать армии и городскому населению продовольствие.

  • Ученые разрабатывали новое оружие.

  • Деятели культуры выступали с концертами на фронте.

  • Сбор населением средств на создание танков, самолетов.

Учитель: Что было главным достижением советского тыла для

обеспечения коренного перелома в ходе войны?

Ученики: Производство вооружения в СССР в 1942 г. превысило военное производство Германии. Более половины вооружения составляла военная техника.



Учитель: Как решалась проблема дефицита ресурсов для произ­водства вооружения в СССР?

Ученики: Поставки материалов американскими союзниками.

(Можно построить работу учащихся по советскому тылу несколь­ко иначе: сразу поставить вопрос о достижениях советского тыла, затем - вопрос о том, что позволило добиться превосходства над Германией в производстве вооружения.)

Ученики: Героический труд советских людей, ученых, поставки материалов американскими союзниками.

Учитель: Какую политику проводили Сталин, советское руководство по подъему патриотического духа советского народа? (Текст, с. 241.)

Ученики: Примирение и сближение Советской власти с Русской православной церковью, с духовенством других конфессий. Избрание Патриарха Московского и всея Руси (1943 г.).

Прославление в искусстве героического прошлого русского и дру­гих народов.

Роспуск Коминтерна - «штаба мировой революции» (раньше ло­зунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», теперь - призыв к единству всех стран, народов к общей борьбе с фашизмом вне зави­симости от характера их общественного строя).

Учитель: В качестве вывода по вопросу об обстановке в тылах немецкой и советской армии учащиеся перечисляют предпосылки коренного перелома.

Ученики: Патриотический подъем советского народа. Превосход­ство СССР над Германией в производстве вооружения в результате героического труда советских людей и поставок американских союз­ников. Партизанское движение, борьба советских людей в тылу не­мецких армий.

Примечание. Коллективную работу всего класса можно заменить групповой: одна половина учащихся работает по вопросу об обста­новке в тылу немецкой армии, другая - по вопросу об обстановке в советском тылу.

Вывод о предпосылках коренного перелома в ходе войны делает­ся всем классом.

Работу учащихся с военными событиями, ознаменовавшими корен­ной перелом, можно организовать по группам.

1-я группа работает с материалами «Победа под Сталинградом», 2-я группа - с материалами «Курская дуга».

Задание 1-й группе: Выделите причины и значение победы совет­ских войск под Сталинградом (используется текст учебника, с. 241-242, 243, карта-схема Сталинградской битвы, документальный материал: письма немецкого и советского солдат возлюбленным). Используйте свои знания по Новейшей истории. Задание может быть выполнено в письменной форме.

Ученики:

Причины победы:

  1. Уверенность советских бойцов и командиров в победе. Патриотизм.

  2. Истощение сил немцев, упадок их морального духа в результа­те тяжелейших боев в Сталинграде.

  1. Военное искусство советских полководцев: талантливо разработанный план Г. Жукова, А. Василевского и его осуществление.

  2. Изменение позиции Сталина: поддержка им полководцев по осуществлению плана «Уран».

Значения:

  1. Впервые окружена крупнейшая вражеская группировка (22 дивизии - 300 тыс. человек).

  2. Уход немцев с Северного Кавказа, из Донбасса, Черноземах,освобождение советскими войсками Краснодара, Воронежа, Ростова, Курска.

  3. Рост надежд в мире на разгром фашизма, освобождение оккупированных территорий.

  4. Подъем движения Сопротивления в оккупированных странах, партизанского движения на занятых немцами территориях.

  5. Прорыв блокады Ленинграда

Задание 2-й группе: Выделите причины победы на Курской дуге (используется текст учебника, с. 243-246, таблица «Соотношение силв Курской битве», карта-схема Курской битвы).

Задание может быть выполнено в письменной форме.

Ученики:

  1. Патриотизм советских бойцов и командиров. Уверенность в победе.

  2. Умелая работа советской и английской разведок (получениеинформации о планируемой Гитлером операции «Цитадель»).

  3. Военное искусство советских полководцев (создание оборонительных сооружений, преднамеренная оборона на первом этапе с целью измотать наступающего врага, контрнаступление на втором с целью разгрома противника).

  4. Превосходство в силах Красной Армии благодаря работе советского тыла.

Учитель: Каков главный признак коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны?

Ученики: Переход инициативы в руки советского командования.

Учитель: Почему победа под Москвой еще не означала коренного перелома в войне?

Ученики: Потому что в 1942 г. инициатива снова перешла к немцам

Учитель: Почему, несмотря на то, что Красная Армия на первом этапе Курской битвы оборонялась, эта битва является вершиной коренного перелома?

Ученики: Инициатива и на первом этапе была в руках совет войск, так как оборона была преднамеренной и была организована с целью измотать врага.

Учитель: Какое главное значение Курской битвы? Найдите в учебнике об этом слова генерала Гудериана.

Ученики: «Инициатива полностью перешла к противнику» (т.е. к советским войскам).

Учитель: На все ли вопросы нашего плана мы нашли ответы?

Ученики: Да.

Применение нового знания

Учитель: Какой ответ на проблему урока мы можем дать? Какие гипотезы оказались верными?

Ученики делают вывод по проблеме урока.

В завершение работы учащихся можно предложить им выполнить задание 4.

Учитель: Попытайтесь описать мысли и чувства двух советских военнопленных, один из которых соглашается идти во «власовскую армию», а другой - отказывается. Дайте название поступку одного и второго и подробно объясните свое решение.

Это задание может быть предложено для домашней работы, тог­да оно выполняется по желанию и в письменной форме в виде сочи­нения.

Домашнее задание

Учитель: Как вы думаете, о чем может говориться в нашем сле­дующем параграфе, судя по его названию и иллюстрациям?

Проверьте свои предположения - прочитайте § 24 и подготовьте ответы на вопросы перед ним




Полный текст материала Конспект урока истории "Коренной перелом в войне"; 10 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Якубинская Алевтина Михайловна  Алевтина3751
08.11.2017 0 647 43

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0