Конспект интегрированного урока истории и литературы "Александр Сергеевич Пушкин"; 8 класс


Для учащихся 8 класса (школы 8 вида) конспект интегрированного урока истории и литературы.

Цель:познакомить учащихся с эпизодами жизни и творчеством поэта А.С. Пушкина, который своими произведениях при¬вивал любовь к истории России, к ее людям; изображал красоту родной природы.

Задачи
Образовательные: показать гражданскую позицию А.С. Пушкина; подчеркнуть, что А.С. Пушкин посвятил свои произведения самым интересным историческим событиям, видным личностям России; показать А.С. Пушкина патриотом и пропагандистом истории своего Отечества. 

Развивать познавательные способности учащихся через вовлечение в различные виды деятельности.

Воспитательные: воспитывать чувство глубокого уважения и любви к личности А.С. Пушкина и его творчеству.

Коррекционные: коррекция зрительного восприятия на основе просмотра презентации; коррекция логического мышления на основе осмысления произведений А.С.Пушкина; коррекция долговременной памяти через заучивание и чтение наизусть стихотворений поэта.

Основные термины и понятия
Лицей — привилегированное учебное заведение для детей дворян;
поэма — большое поэтическое произведение; 
дуэль - поединок двух человек из-за нанесенной обиды или оскорбления; 
цензура - просмотр произведений, предназначенных для печати, для постановки на сцене с целью надзора.

Оборудование и материалы
Репродукция картины О.А.Кипренского «Портрет А.С.Пушкина»; презентация «А.С.Пушкин. Семья. Лицей. Творчество»; эпиграф к уроку: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал»; толковый словарь С.И. Ожегова; раздаточный материал.
Тип урока:комбинированный.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Орг. момент

Сообщение  темы урока:   «Великий русский   поэт  Александр  Сергеевич Пушкин».

Актуализа­ция знаний, объявление новой темы

Слово учителя литературы. Работа с эпиграфом. Демонстрация портрета А.С. Пуш­кина.

Рассказ о создании портрета Пушкина кисти О.А.Кипренского.

В первой половине XIX века жил и творил великий русский поэт, который оставил неизгладимый след в развитии русской культуры.

Обратимся  к личности поэта, к условиям, которые сформировали Пушкина- поэта.

Изуче-

ние нового материа-

ла

1.Показ презентации по теме урока.

2.Словарная работа по ходу материала.

3.Заполнение таблицы учащимися по карточке.

В детстве у Пушкина была няня Арина Родионовна. Она рассказывала ему много русских народных сказок: про золотую рыбку, про обманутого попа, про прекрасную царевну Лебедь. Когда маленький Александр подрос, он за­писал все сказки своей няни. И затем написал их в стихах: «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане...» и многие другие.

В своих сказках Александр Сергеевич рассказывает о русских богаты­рях, о смелых купцах, отправляющихся в дальние плавания, о чудесах све­та. Русские красавицы и злые волшебники, бесстрашные русские воины и злые правители — это герои сказок Александра Сергеевича Пушкина.

 

Сказки

«Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»,

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Стихи

 «Няне», «Во глубине сибирских руд…», «Памятник»

Повести

«Барышня-крестьянка», «Капитанская дочка».

Поэмы

«Руслан .

Физкультмиинутка

Гимнастика для глаз. Север-юг, запад-восток.

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

Гимнастика для шеи (снятие напряжения).

Делать наклоны головы по пять раз, вверх – вниз, в право – в лево.

В детстве у Пушкина была няня Арина Родионовна. Она рассказывала ему много русских народных сказок: про золотую рыбку, про обманутого попа, про прекрасную царевну Лебедь. Когда маленький Александр подрос, он за¬писал все сказки своей няни. И затем написал их в стихах: «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане...» и многие другие.
В своих сказках Александр Сергеевич рассказывает о русских богаты¬рях, о смелых купцах, отправляющихся в дальние плавания, о чудесах све¬та. Русские красавицы и злые волшебники, бесстрашные русские воины и злые правители — это герои сказок Александра Сергеевича Пушкина.

Сказки    «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», 
«Сказка о рыбаке и рыбке»
Стихи     «Няне», «Во глубине сибирских руд…», «Памятник»
Повести    «Барышня-крестьянка», «Капитанская дочка».
Поэмы    «Руслан .

1.Слушают, смотрят.
Выступают с индивидуальными сообщениями.

2. Знакомятся со значением новых понятий. Работают с толковым словарем С.И. Ожегова.
3.Работают по учебнику истории, чтения. Называют произведения Пушкина. Составляют таблицу в тетрадях.
4.Читают наизусть стихотворения Пушкина.
5.Читают выразительно стихотворения по учебнику «Чтение».

Физкультмиинутка    Гимнастика для глаз. Север-юг, запад-восток.   
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
Гимнастика для шеи (снятие напряжения).
Делать наклоны головы по пять раз, вверх – вниз, в право – в лево.
Учащиеся выполняют зарядку вместе с учителем.

4. Полтавской битве.
Чтение учителем литературы отрывка из поэмы «Полтава». Пушкин очень любил Россию и русскую историю и поэтому посвятил самым интересным историческим событиям свои произведения. Он написал поэму «Полтава», в которой рассказал о подвиге русских воинов во время Полтавской битва.

5. Слово учителя истории о восстании под предводительством Е.Пугачева. Учитель литературы кратко знакомит с содержанием повести «Капитанская дочка».
5. Слово учителя истории о декабристах.
Мы с вами переходим к следующему этапу урока: влияние декабристов на творчество Пушкина.
В то время, когда Пушкин был в ссылке, в Петербурге происходит восстание декабристов. 
- Кто такие декабристы?

Восстание декабристов было подавлено, а многих из них сослали в ссылку в Сибирь. Некоторые друзья Пушкина   участвовали в восстании. 
Когда Пушкин вернулся из ссылки. Царь пожелал встретиться с ним. И спросил Пушкина, где бы он был 14 декабря 1825 года, если бы находился в Петербурге? Поэт ответил: «На сенатской площади – в рядах восставших».    Слушают.
Слушают. Отвечают на вопросы, делятся впечатлением.

Читают стихотворение «Во глубине сибирских руд…», отвечают на вопросы.
Закрепление нового материала    Составляет с помощью учеников синквейн (нерифмованное стихотворение из 5 строчек, написанное по заданной схеме)
1.Существительное, выражающее тему синквейна.
2.2 прилагательных, выражающих главную мысль.
3.3 глагола, описывающих действия в рамках темы.
4. Строка, фраза, несущая определенный смысл.
5.Заключение в форме существительного, ассоциация с первым словом.

Вывод: трагично закончилась жизнь поэта, но его выдающиеся творения, многие из которых он посвятил историческим событиям, до сих пор читают все россияне. Нет в нашей стране ни одного человека, кто не знал бы произведения Александра Сергеевича Пушкина. Он был не только талантливым человеком, но достойным гражданином и патриотом своего Отечества.

Участвуют в беседе. Подбирают слова для синквейна, записывают в тетрадь.
1.Пушкин
2. Великий, русский
(талантливый, свободолюбивый)
3.Писал, творил, восхищал
(любил, жил, увековечил, сочинял)
4.Чувства добрые в людях пробуждал (В памяти нашей навек он любимый поэт)
5.Гений (поэт)

Подведение итогов    Комментарии,  объявление оценок за работу на уроке.    Слушают комментарии учите¬ля.
Домашнее задание    Сообщение домашнего задания. Прочитать текст учебника, заполнит до конца таблицу.    Записывают домашнее зада¬ние в дневники.
Приложение 1

Слова для синквейна, записывают в тетрадь.
1.Пушкин Александр Сергеевич
2. Великий, русский, талантливый, свободолюбивый,
3.Писал, творил, восхищал, любил, жил, увековечил, сочинял.
4.Чувства добрые в людях пробуждал (В памяти нашей навек он любимый поэт)
5.Гений, поэт, писатель, друг.


Полный текст материала Конспект интегрированного урока истории и литературы "Александр Сергеевич Пушкин"; 8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Зыбинская Елена Михайловна и др.  Публикатор
05.12.2017 0 256 20
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0