Конспект интегрированного урока истории и литературы "Александр Сергеевич Пушкин"; 8 класс


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья № 2»

Интегрированный урок по истории и литературе в 8 классе

по теме «Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин»

разработали:

Зыбинская Е.М. (учитель истории) и Аринишина Елена Федоровна (учитель литературы)


Цель: познакомить учащихся с эпизодами жизни и творчеством поэта А.С. Пушкина, который своими произведениях при­вивал любовь к истории России, к ее людям; изображал красоту родной природы.


Задачи

Образовательные: показать гражданскую позицию А.С. Пушкина; подчеркнуть, что А.С. Пушкин посвятил свои произведения самым интересным историческим собы­тиям, видным личностям России; показать А.С. Пушкина патриотом и пропагандистом истории своего Отечества.

Развивать познавательные способности учащихся через вовлечение в различные виды деятельности.

Воспитательные: воспитывать чувство глубокого уваже­ния и любви к личности А.С. Пушкина и его творчеству.

Коррекционные: коррекция зрительного восприятия на основе просмотра презентации; коррекция логического мышления на основе осмысления произведений А.С.Пушкина; коррекция долговременной памяти через заучивание и чтение наизусть стихотворений поэта.


Основные термины и понятия

Лицей — привилегированное учебное заведение для детей дворян;

поэма — большое поэтическое произведение;

дуэль - поединок двух человек из-за нанесенной обиды или оскорбле­ния;

цензура - просмотр произведений, предназначенных для печати, для постановки на сцене с целью надзора.


Оборудование и материалы

Репродукция картины О.А.Кипренского «Портрет А.С.Пушкина»; презентация «А.С.Пушкин. Семья. Лицей. Творчество»; эпиграф к уроку: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал»; толковый словарь С.И. Ожегова; раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный.


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся, воспитанников

Орг. мог-момент

Сообщение темы урока: «Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин».


Актуализа­ция знаний, объявление новой темы

Слово учителя литературы. Работа с эпиграфом. Демонстрация портрета А.С. Пуш­кина.

Рассказ о создании портрета Пушкина кисти О.А.Кипренского.

В первой половине XIX века жил и творил великий русский поэт, который оставил неизгладимый след в развитии русской культуры.

Обратимся к личности поэта, к условиям, которые сформировали Пушкина- поэта.

Слушают учителя. Рассматривают портрет А.С. Пушкина.


Записывают тему урока в те­тради.

Изуче-

ние нового материа-

ла

1.Показ презентации по теме урока.

2.Словарная работа по ходу материала.

3.Заполнение таблицы учащимися по карточке.



В детстве у Пушкина была няня Арина Родионовна. Она рассказывала ему много русских народных сказок: про золотую рыбку, про обманутого попа, про прекрасную царевну Лебедь. Когда маленький Александр подрос, он за­писал все сказки своей няни. И затем написал их в стихах: «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане...» и многие другие.

В своих сказках Александр Сергеевич рассказывает о русских богаты­рях, о смелых купцах, отправляющихся в дальние плавания, о чудесах све­та. Русские красавицы и злые волшебники, бесстрашные русские воины и злые правители — это герои сказок Александра Сергеевича Пушкина.


Сказки

«Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»,

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Стихи

«Няне», «Во глубине сибирских руд…», «Памятник»

Повести

«Барышня-крестьянка», «Капитанская дочка».

Поэмы

«Руслан .


1.Слушают, смотрят.

Выступают с индивидуальными сообщениями.

2. Знакомятся со значением новых понятий. Работают с толковым словарем С.И. Ожегова.

3.Работают по учебнику истории, чтения. Называют произведения Пушкина. Составляют таблицу в тетрадях.

4.Читают наизусть стихотворения Пушкина.

5.Читают выразительно стихотворения по учебнику «Чтение».


Физкультмиинутка

Гимнастика для глаз. Север-юг, запад-восток.   

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

Гимнастика для шеи (снятие напряжения).

Делать наклоны головы по пять раз, вверх – вниз, в право – в лево.


Учащиеся выполняют зарядку вместе с учителем.


4. Полтавской битве.

Чтение учителем литературы отрывка из поэмы «Полтава». Пушкин очень любил Россию и русскую историю и поэтому посвятил самым интересным историческим событиям свои произведения. Он написал поэму «Полтава», в которой рассказал о подвиге русских воинов во время Полтавской битва.

5. Слово учителя истории о восстании под предводительством Е.Пугачева. Учитель литературы кратко знакомит с содержанием повести «Капитанская дочка».

5. Слово учителя истории о декабристах.

Мы с вами переходим к следующему этапу урока: влияние декабристов на творчество Пушкина.

В то время, когда Пушкин был в ссылке, в Петербурге происходит восстание декабристов.

- Кто такие декабристы?



Восстание декабристов было подавлено, а многих из них сослали в ссылку в Сибирь. Некоторые друзья Пушкина участвовали в восстании.

Когда Пушкин вернулся из ссылки. Царь пожелал встретиться с ним. И спросил Пушкина, где бы он был 14 декабря 1825 года, если бы находился в Петербурге? Поэт ответил: «На сенатской площади – в рядах восставших».

Слушают.

Слушают. Отвечают на вопросы, делятся впечатлением.


Читают стихотворение «Во глубине сибирских руд…», отвечают на вопросы.

Закрепле­ние нового материа-

ла

Составляет с помощью учеников синквейн (нерифмованное стихотворение из 5 строчек, написанное по заданной схеме)

1.Существительное, выражающее тему синквейна.

2.2 прилагательных, выражающих главную мысль.

3.3 глагола, описывающих действия в рамках темы.

4. Строка, фраза, несущая определенный смысл.

5.Заключение в форме существительного, ассоциация с первым словом.

Вывод: трагично закончилась жизнь поэта, но его выдающиеся творения, многие из которых он посвятил историческим событиям, до сих пор читают все россияне. Нет в нашей стране ни одного человека, кто не знал бы произведения Александра Сергеевича Пушкина. Он был не только талантливым человеком, но достойным гражданином и патриотом своего Отечества.


Участвуют в беседе. Подбирают слова для синквейна, записывают в тетрадь.

1.Пушкин

2. Великий, русский

(талантливый, свободолюбивый)

3.Писал, творил, восхищал

(любил, жил, увековечил, сочинял)

4.Чувства добрые в людях пробуждал (В памяти нашей навек он любимый поэт)

5.Гений (поэт)


Подведение итогов

Комментарии, объявление оценок за работу на уроке.

Слушают комментарии учите­ля.

Домаш-

нее задание

Сообщение домашнего задания. Прочитать текст учебника, заполнит до конца таблицу.

Записывают домашнее зада­ние в дневники.





Приложение 1


Слова для синквейна, записывают в тетрадь.

1.Пушкин Александр Сергеевич

2. Великий, русский, талантливый, свободолюбивый,

3.Писал, творил, восхищал, любил, жил, увековечил, сочинял.

4.Чувства добрые в людях пробуждал (В памяти нашей навек он любимый поэт)

5.Гений, поэт, писатель, друг.


Слова для синквейна, записывают в тетрадь.

1.Пушкин Александр Сергеевич

2. Великий, русский, талантливый, свободолюбивый,

3.Писал, творил, восхищал, любил, жил, увековечил, сочинял.

4.Чувства добрые в людях пробуждал (В памяти нашей навек он любимый поэт)

5.Гений, поэт, писатель, друг.



Слова для синквейна, записывают в тетрадь.

1.Пушкин Александр Сергеевич

2. Великий, русский, талантливый, свободолюбивый,

3.Писал, творил, восхищал, любил, жил, увековечил, сочинял.

4.Чувства добрые в людях пробуждал (В памяти нашей навек он любимый поэт)

5.Гений, поэт, писатель, друг.



Слова для синквейна, записывают в тетрадь.

1.Пушкин Александр Сергеевич

2. Великий, русский, талантливый, свободолюбивый,

3.Писал, творил, восхищал, любил, жил, увековечил, сочинял.

4.Чувства добрые в людях пробуждал (В памяти нашей навек он любимый поэт)

5.Гений, поэт, писатель, друг.



Слова для синквейна, записывают в тетрадь.

1.Пушкин Александр Сергеевич

2. Великий, русский, талантливый, свободолюбивый,

3.Писал, творил, восхищал, любил, жил, увековечил, сочинял.

4.Чувства добрые в людях пробуждал (В памяти нашей навек он любимый поэт)

5.Гений, поэт, писатель, друг.


Слова для синквейна, записывают в тетрадь.

1.Пушкин Александр Сергеевич

2. Великий, русский, талантливый, свободолюбивый,

3.Писал, творил, восхищал, любил, жил, увековечил, сочинял.

4.Чувства добрые в людях пробуждал (В памяти нашей навек он любимый поэт)

5.Гений, поэт, писатель, друг.


Полный текст материала Конспект интегрированного урока истории и литературы "Александр Сергеевич Пушкин"; 8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Зыбинская Елена Михайловна и др.  Публикатор
05.12.2017 0 1692 98

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0