Конспект урока истории "Великая греческая колонизация"; 5 класс


Урок в 5 классе. Великая греческая колонизация


Цели:

Выявить причины «Великой греческой колонизации».

Показать, где основывались греческие колонии и чем занимались переселенцы.

Продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, работать с текстами, иллюстрациями, сравнивать природные условия Древней Греции и колонии.

Воспитывать культуру общения, способствовать повышению у учащихся интереса, любви и уважения к истории.


Оборудование:

Вагасин А.А., Годер Г.И., История Древнего мира; Учебник для 5 кл. М.: Просвещение 2009; карта «Древняя Греция»; Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М..: Просвещение, 1975 ; Колобова К.М. Очерки истории Древней Греции. Л.: Учпедгиз, 1958; Годер Г.И.Методическое пособие по истории Древнего мира.М..: Просвещение 1988.Используется также специально подобранные слайды, индивидуальные задания-карточки.


Тип урока:

Лабораторно-практическое занятие.


ХОД УРОКА


I. Организационный момент



II. Проверка Д/з


  • работа с картой

  • охарактеризовать управление Спартанским полисом, сравнить с управлением Афинами (работа с домашней таблицей)

  • работа с текстами «Обычаи спартиатов и других греков»

Древнейший историк Ксенофонт сравнил спартанские обычаи и порядки, характерные для прочих греков.

Выберите: 1) общегреческие обычаи; (2,5,8)

2) порядки, принятые у спартиатов. (1,3,4,6,7)

1. ...Сделал публичными их товарищеские обеды в том расчете, что благодаря этому скорее всего исчезнет возможность нарушать при­казания. Пищу он позволил потреблять гражданам в таком количе­стве, чтоб они чрезмерно не пресыщались, но и не терпели недос­татка...

2. ...Каждый распоряжается сам своими детьми, рабами и имущест­вом...

3. ...Предоставил каждому одинаково распоряжаться как своими деть­ми, так и чужими...

4. ...Так же пользуются и лошадьми: кто заболеет или кому понадобит­ся повозка, или кто захочет поскорее куда-нибудь съездить, — он берет первую попавшуюся лошадь и по минованию надобности ста­вит ее в исправности обратно...

5. ...Каждый по мере возможности составляет себе состояние: один занимается земледелием, другой — судовладелец, третий — купец, а некоторые кормятся ремеслами...

6. ...Запретил свободным заниматься чем бы то ни было, связанным с наживой, но установил признавать подходящими для них такие лишь занятия, которые обеспечивают государству свободу...

7. ...За золотом и серебром следят, и если у кого окажется его сколь-нибудь, владелец подвергается штрафу...

8. ...Они... обедали каждый в своем доме...


  • Найдите ошибки в текстах (презентация)


1. Благодаря хорошим почвам жители, Аттики выращивали много хлеба. Напротив, оливкового масла и вина в Аттике не хватало: вино и масло привозили из других стран.


2. Спарта была очень красивым городом. Чужеземцы обычно любовались ее крепостными стенами, большим театром и прекрасными статуями.


3. Спартанские юноши славились тем, что писали грамотно, без единой ошибки, много читали. По своему образованию спартанцы превосходили всех остальных греков.



III. Изучение нового материала.


Формулирование проблемы, работа с текстами


Тема урока


Текст №1

Фукидид (ок. 460 — ок. 396 гг. до н.э.)

«Ведь они сторонники новшеств, скоры на выдумки и умеют быстро осуществлять свои планы... Они отваж­ны, свыше сил способны рисковать свыше меры бла­горазумия, не теряют надежды в опасностях... Побе­див врага, они идут далеко вперед, а в случае поражения не падают духом. Жизни своей для родно­го города афиняне не щадят, а свои духовные силы отдают на его защиту. Всякий неудавшийся замысел они рассматривают как потерю собственного достоя­ния, а каждое предприятие для них — лишь шаг к новым, большим успехам... Они не знают другого удовольствия, кроме исполненного долга, и праздное воздействие столь же неприятно, как самая утоми тельная работа. Одним словом, можно сказать, сама природа предназначила афинян к тому, чтобы и самим не иметь покоя и другим людям не давать его».

Текст №2

Данные археологических раскопок.

Мы находим остатки гречес­ких поселений за много сотен километров от Эллады - от современной Испании до Южной России. Повсюду в VIIIVI веках до н.э. появи­лись греческие города, где, судя по найденным монетам, осколкам глиняных ваз, инструментам, жили выходцы из Милета, Коринфа, Афин и других городов Эллады! Всего насчитывалось несколько сотен городов с населением до 2 млн человек - столько же, сколько в самой Греции.


Противоречие, какое вопрос возникает?


Почему греки, несмотря на всю любовь к родному полису, покидали Грецию и основывали поселения вдали от Родины?


Гипотезы. Что нам нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос?


Работа в группах.


1. Вопросы:

  1. Почему греки покидали родину? Кто и по каким причинам?

Группа №1.

Вопросы:

  1. Почему греки покидали родину? Кто и по каким причинам?


Фукидид о причинах эллинской колонизации

I. 2 (5). ...В Аттике же при скудости ее почвы очень долго не было гражданских междоусобиц, и в этой стране всегда жи­ло одно и то же население. И вот одно из важнейших проявле­ний того, что в других областях Эллады из-за переселений3 число жителей возрастало неодинаково по сравнению с Аттикой: самые могущественные изгнанники из всей Эллады стека­лись в Афины, где они чувствовали себя в безопасности. Полу­чая права гражданства, эти пришельцы настолько увеличили уже с древних времен население города, что афиняне впослед­ствии высылали поселения даже в Ионию, поскольку сама Аттика была недостаточно обширна, чтобы вместить такое мно­жество народа.

I. 12 (3). Лишь постепенно, на протяжении долгого времени установилось прочное спокойствие, так как насильственные пе­реселения прекратились и эллины стали высылать колонии в заморские страны. Так, афиняне заселили Ионию и множество островов, Италию же и Сицилию — большей частью пелопоннесцы, так же как и некоторые области в остальной Элладе. Все эти поселения были основаны уже после Троянской войны.


_________________________________________________________________________________________




Группа №1.

Вопросы:

  1. Почему греки покидали родину? Кто и по каким причинам?


«Пока людей в общинах было немного, они еще могли добывать пищу и кое-как уживались между собой.

Но потом, когда народ расплодился и в тяжкой борьбе за место под солнцем разделился на богатых и бедных, грекам стало тесно на их жарком полуострове, не хватало хлеба.

Росла ненависть у бедных. Накапливалась злоба у богатых. Споры. Раздоры. Усобицы. По улицам и площадям, взметая пыль, бегали толпы вооруженных мужчин. Богатые преследовали бедных. Бедные избивали богатых. Побежденные искали спасения в иных краях. Тысячи семейств покидали дома и устремлялись к морю. Под заунывный плач ребятишек и грустные переливы флейт изгнанники погружали скарб в трюмы легких кораблей и отплывали от родных берегов, чтобы никогда к ним больше не вернуться.

Я тоже решил попытать счастье за морем. Отправляясь в путь, я наполнил трюмы корабля афинскими товарами. Одна удачная поездка могла принести больше прибыли, чем год торговли в Греции.

Корабль отправлялся в путь, хлопали паруса. Бородатые, загорелые до черноты кормчие наваливались на рулевые весла. Над водой далеко разносилась песня надежды. В добрый путь!»



Группа №1.

Вопросы:

Почему греки покидали родину? Кто и по каким причинам?

Греки уезжали за море из разных городов. Представьте себе, что вы оказались, например, в Коринфе — богатом торговом городе, расположенном па перешейке, отделяющем Пелопоннес от Средней Греции. Здесь собралось не­сколько сотен отъезжающих. Они знакомятся друг с другом, расспрашивают о причинах, по которым каждый покидает родину.

«Я бедный крестьянин,— говорит один.— В нашей долине лучше меня никто не умеет пахать землю. Но что толку! Участок мой высоко в горах, земли в долине захватила власть. Сколько ни работай, а из нужды не выберешься. Часто приходится голодать. Быть может, на чужбине я найду свое счастье».

Тут его перебивает второй: «У меня дела похуже твоих. Как поставили мне на участке долговой камень, лишился я покоя и потерял сон. День работаешь — и ночью не спишь. Ворочаешься с боку на бок и все думаешь: не стать бы ра­бом-должником. Решил я бросить и заложенный участок, и родную деревню. Говорят, за морем есть страны, где сколько хочешь земли и она пожирнее, чем на берегах Нила!» Тут к разговаривающим крестьянам подходят двое хорошо одетых греков.

«Кто вы такие? — спрашивают их.— Непохоже, чтобы голод или долги гна­ли вас из дома».

«Вы угадали,— отвечает один из них.— Мы торговцы и живем здесь в Ко­ринфе. Верные люди рассказывали, что в заморских странах охотно меняют пше­ницу и рабов на греческие товары: расписные вазы, шерстяные ткани, оружие, виноградное вино н оливковое масло. Мы поплывем с вами. Морская торговля полна опасностей, но, может быть, она обогатит нас».

В разговор вмешиваются два брата, оба ткачи-ремесленники, прежде жив­шие на одном из островов Эгейского моря. Они рассказывают: «Нам пришлось навсегда покинуть родной город. Мы подняли народ на борьбу против знати. Началось восстание, но аристократы одержали верх, на первом же корабле вме­сте с другими вожаками демоса мы бежали».

Один из присутствующих хмуро молчал и не вмешивался в разговор.

«Кто ты? — наконец, спросили его.— По твоей одежде и виду ты принад­лежишь к знати. Что заставило тебя присоединиться к отъезжающим?»

«Вы не ошиблись,— отвечал этот человек.— Я происхожу из древнего знат­ного рода. Я был правителем в своем городе. Но однажды ночью мне пришлось бросить дом, полный дорогой утр.арн и рабов. Преданный слуга сообщил мне, что в городе вспыхнуло восстание демоса, много знатных людей убито в соб­ственных постелях. Эта страшная весть застала меня врасплох. Как сказал поэт: «Я па корабль беглеца пышный мой дом променял».

Так разговаривали между собой эти очень разные люди.


Причины создания колоний:

- долговое рабство;

- малоземелье;

- борьба между демосом и аристократами;

- развитие торговли.


2.

Группа №2.

Вопросы:

  1. Расскажите, как происходило основание колоний? Какие трудности встречались им на пути?

  2. Где, в каких местах греки основывали новые поселения? Рассмотрите карту, в каких направлениях осуществлялась колонизация? Назовите, покажите на карте, самые известные греческие колонии.

  3. Что везли в Грецию из колоний? Что привозили в колонии из Греции? Обозначьте на карте.


«Целый месяц длилась подготовка к отплытию. На корабли было взято все необходимое для дальнего плавания – провизия, товары. Город откуда мы уплывали выделял нам охрану на случай нападения пиратов.

Море с нами было то приветливое и ласковое, то грозное.

Особенно трудным было плавание по Черному морю, которое мы долгое время называли «негостеприимным». В самом деле, из-за больших глубин наши мореходы не могли в случае внезапно налетевшего шторма отстояться на якоре в безопасном отдалении от берега. Также не могли они быстро укрыться в гавани или спрятаться от ветра и волн за остров как в Греции. (На Черном море мало глубоко входящих в сушу бухт и всего несколько островов).

Много дней нам приходилось плыть, чтобы достичь желанного берега, так как средняя скорость торгового судна была невелика и равнялась 9 – 10 км в час. Но еще страшнее встреча с пиратам»

___________________________________________________________________________________

Группа №2.

Вопросы:

  1. Расскажите, как происходило основание колоний? Какие трудности встречались им на пути?

  2. Где, в каких местах греки основывали новые поселения? Рассмотрите карту, в каких направлениях осуществлялась колонизация? Назовите, покажите на карте, самые известные греческие колонии.

  3. Что везли в Грецию из колоний? Что привозили в колонии из Греции? Обозначьте на карте.


Основание колоний обычно происходило так. Вначале небольшая команда отправлялась узнать, где находятся территории с плодородными долинами, питьевой водой и удобными бухтами. Как только такое место находили, об этом сообщали в полисе. Все желающие покинуть родной город должны были занести свое имя в списки отплывающих. Затем одного из путешественников власти города назначали главой будущей колонии. По прибытии на место, он должен был определить границы нового селения, наметить линию городских стен, найти место для главного храма, центральной площади, порта и жилых кварталов.

Корабль, отправляющийся в плавание, снабжался всем необходимым. Полис предоставлял путешественникам еду, и охрану, которая должна была защищать их от морских разбойников. После этого корабль, на котором собиралось несколько сот греков, отправлялся в путь.

Обычно территории, где греки собирались основать свои колонии, были заселены другими племенами. Но греки, как правило, не завоевывали эти земли, а начинали торговать с местными жителями. Постепенно между племенами, колонией и метрополией налаживалась выгодная торговля.

Из греческих городов в колонии везли вина, оливковое масло, оружие, ткани, вазы и статуи из мрамора. Из колоний увозили пшеницу, которой была бедна Греция, шкуры животных, мед и рабов.


Вопросы:

  1. Расскажите, как происходило основание колоний? Какие трудности встречались им на пути?

  2. Где, в каких местах греки основывали новые поселения? Рассмотрите карту, в каких направлениях осуществлялась колонизация? Назовите, покажите на карте, самые известные греческие колонии.

  3. Что везли в Грецию из колоний? Что привозили в колонии из Греции? Обозначьте на карте.

Найти и определить местоположение колоний: Массилия, Сиракузы, Кирена, Пантикапей, Херсонес.

Афинский мыслитель Сократ шутливо утверждал, что греки расселились вокруг моря, как лягушки вокруг болота. Что он имел в виду?

Какие места выбирали греки для основания колоний?

Колонии могли возникнуть только на побережье с удобными бухтами, в которые могли причалить корабли, с хорошими плодородными землями, на которых можно было выращивать пшеницу, с источниками пресной воды (например, в устье реки).

Направления: западное; северо-восточное, южное


3.


Группа №3

Вопросы:

  1. Как складывались отношения греков-колонистов с местным населением?

  2. Чем отличались обычаи и нравы скифов по сравнению с греками?

  3. Как скифы относились к греческой культуре?

  4. Кого греки стали называть эллинами, а кого варварами? Как греки относились к варварам? В чем они видели свое преимущество по сравнению с варварами?

Взаимоотношения Ольвии и Милета

Ольвия была основана Милетом. В документе приводится пример взаи­моотношений метрополии и основанной ею колонии. Надпись датируется между 334—325 гг. до н. э.

Следующие отчие обычаи у ольвиополитов и милетцев: милетец в городе Ольвии, как ольвиополит, да приносит жертвы на тех же самых алтарях, и да имеет доступ в те же самые святилища на тех же самых основаниях, как ольвиополиты, да будут права свободы от налогов и милетцев на тех же основа­ниях, как и прежде были. Если же он пожелает отправлять государственные должности, да явится он на совет, и, записав­шись, да отправляет (их), и да будет он повинен налогом, как и остальные граждане...

... Если же будет у милетца тяжба в Ольвии, да пользуется он правосудием и да получает решение в пятидневный срок в отделении суда, где разбираются дела граждан. Да будут сво­бодны от податей все милетцы, кроме тех, которые имеют пра­ва гражданства в другом городе и принимают участие в уп­равлении и в судах. На тех же (условиях) и ольвиополиты в Милете да будут свободны от налогов, и да пользуются оль­виополиты остальным таким же образом в Милете, как и милет­цы в городе Ольвии.

С течением времени греческие колонии превращались в цветущие многолюдные и богатые полисы. Самыми крупными из них были Ольвия и Танаис. Они чеканили свою монету, издавали свои законы, имели собственное войско. Так же, как и в Греции, управляли колониями Народное собрание, архонты и Городской совет. Но в отличие от метрополий, здесь не было сильной вражды между демосом и знатью. Греки, не тратившие в колониях силы на внутренние распри, спокойно занимались торговлей, ремеслом и земледелием. Они многому научились у местных племен и их соседей. Но где бы греки ни жили, они всегда сохраняли свой жизненный уклад, поклонялись своим богам, говорили на одном языке, писали с помощью одних и тех же букв. Свой народ греки называли эллинами, а свою родину Элладой.


«В бухтах, удобных для стоянки галер, переселенцы высаживались, ломали известняк, обносили прочной стеной лагерь, разбитый на ближайшем холме, затем, горячо помолившись Зевсу, принимались пахать деревянным плугом непривычную на цвет, удивительно-жирную землю.

С утесистых вершин с опаской следили за чужаками одетые в шкуры зверей молчаливые туземцы. Эллины приближались к ним, вскинув над головой оливковую ветвь, знак мира, и меняли свои изделия на зерно, скот, кожу и шерсть. Когда удавалось, захватывали силой не только товар, но и самих владельцев товара.

Так появились у Черного моря греческие города»



Группа №3

Вопросы:

  1. Как складывались отношения греков-колонистов с местным населением?

  2. Чем отличались обычаи и нравы скифов по сравнению с греками?

  3. Как скифы относились к греческой культуре?

  4. Кого греки стали называть эллинами, а кого варварами? Как греки относились к варварам? В чем они видели свое преимущество по сравнению с варварами?

В греческой колонии Ольвии побывал древнегреческий историк Геродот. Ее в 6 веке до н.э. основали греки, приплывшие сюда из города Милета. Геродот записал легенду, которая рассказывала о правителе племен, живших по соседству с колонией. Племена эти назывались скифами. Они славились повсюду как превосходные воины. Скифы любили скакать на лошадях по бескрайним степным просторам, совершая набеги и грабежи. Вождь скифов Скил, который был сыном гречанки, любил бывать в греческом городе Ольвии, так не похожем на селения подвластных ему племен. Он любовался узкими улочками города, домами с внутренними двориками, кузнечными и гончарными мастерскими, удобной гаванью. Скил наблюдал за тем, как греки почитают своих богов в прекрасных храмах. Однажды он захотел принять участие в празднестве греков, посвященном богу виноделов Дионису. Скифы презирали греков за то, что они поклоняются богу, который лишает их рассудка. Когда Скил, как и все греки на празднике Диониса, начал исступленно танцевать под звуки музыки, его увидели скифы, которые тайно проникли в город. Они не смогли простить своему правителю то, что он почитает чужих богов, нарушая обряды скифов, и убили своего вождя.

Эта легенда говорит о том, что греки и местные племена не всегда мирно уживались друг с другом. Тем не менее, они старались, как можно больше узнать друг о друге. Особенно важно это было для местных племен, так как греки обладали большими знаниями и умениями, чем окружающие их народы.

________________________________________________________________________________

Группа №3

Вопросы:

  1. Как складывались отношения греков-колонистов с местным населением?

  2. Чем отличались обычаи и нравы скифов по сравнению с греками?

  3. Как скифы относились к греческой культуре?

  4. Кого греки стали называть эллинами, а кого варварами? Как греки относились к варварам? В чем они видели свое преимущество по сравнению с варварами?

«Эллины и варвары»

В эпоху Великой греческой колонизации имя «эллины» стало общим названием всех греческих народов. В это время были учреждены Олимпий­ские игры и другие общегреческие состязания. С этого времени представителей других народов греки стали звать «варварами». Так именовали они и обитателей стран Древнего Востока, у которых была древняя культура, и диких фракийцев, и кочев­ников-скифов. Сначала слово «варвар» означало просто «чужеземец». Но, сравнивая свою жизнь с жизнью чужеземцев-варваров, грекам все боль­ше казалось, что эллинские обычаи и нравы - самые лучшие на свете, самые подходящие для свободного человека. Поэтому всех варваров, не знакомых с эллинской культурой, они постепенно стал и считать людьми отсталыми, рожденными для рабства и подчинения.


Вопросы:

  1. Как складывались отношения греков-колонистов с местным населением?

  2. Чем отличались обычаи и нравы скифов по сравнению с греками?

  3. Как скифы относились к греческой культуре?

  4. Кого греки стали называть эллинами, а кого варварами? Как греки относились к варварам? В чем они видели свое преимущество по сравнению с варварами?

Как вы думаете, что стало причиной гибели царя Скила. Были ли правы скифы, возмущенные поведением Скила?

Встречаются ли сегодня подобные проявления?

Как должны жить люди, для того, чтобы избежать судьбы Скила?


Язык был греческий. Поклонялись одним и тем же богам. Во главе колоний также было Народное собрание, старейшины.

В то время люди не могли простить измены своим обычаям и традициям, поклонения чужим богам. Они были нетерпимы к чужой культуре.


Подведение итогов


Работа с проблемным вопросом


Последствия колонизации

развитие кораблестроения и мореплавания

развитие торгового обмена между полисами Греции и колониями

улучшение положения населения греческих полисов



Полный текст материала Конспект урока истории "Великая греческая колонизация"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тинькова Елена Анатольевна  etinkova
16.02.2018 0 770 31

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0