Сборник авторских уроков по истории и обществознанию


Сборник авторских уроков по истории и обществознанию.

Урок мужества.
«… 65-летию Сталинградской битвы посвящается!»

Цели урока.

  1. Углубить полученные учащимися знания о Сталинградской битве, как начале коренного перелома в Великой отечественной войне.
  2. Способствовать военно-патриотическому воспитанию молодого поколения.
  3. Развитие познавательного интереса к героическому прошлому своей страны.

Оборудование урока. Кинопроектор с фрагментом о начале Сталинградской битвы, видеопроектор с материалами по окружению немецких войск под Сталинградом, проигрыватель с грампластинками о воспоминаниях участников  Сталинградской битвы, фотовыставка, настенная карта.

Литература. Алгазин Д.А. Изучение Великой Отечественной войны на уроках истории; Волков Ф.Д. Тайное становится тайным; Вторая мировая война в воспоминаниях … Составитель Трояновская Е.Я. Железнодорожники станции Орск ЮУЖД – участники Великой Отечественной войны. Биографический сборник. Составитель – группа «Поиск» школьного музея гимназии №1.  

Общий план урока.
1.    Вступительная часть урока.

2.    Основная часть урока:
а) начало Сталинградской битвы:

  • содержание 1-го периода битвы;
  • кинофрагмент о начале Сталинградской битвы;
  • оборона Сталинграда в воспоминаниях участников;

б) содержание плана наступления «Уран»;

  • воспоминания военачальников;
  • видеофрагмент о разгроме немцев под Сталинградом;

в) воспоминания орчан – участников Сталинградской битвы

3.    Заключительная часть:
а) «Возвращались солдаты с войны».
б) «Никто не забыт, ничто не забыто».
 
Ход урока.
1.    Вступительная часть.
      Судьбе обстрелянной не верьте,                          1-й ученик
Не верьте мимолетной славе,                 (под тихое муз. сопровожденье)
Ведь только шаг – он равен смерти,
И только шаг – он равен смерти,
И только шаг – он жизни равен.
Не знаешь, где упасть придется:
На Украине у колодца
Или в Литве у стога сена, -
Земля повсюду драгоценна.
Пусть мчится наше поколенье
Через тревоги и усталость,
Через смертельные раненья, -
Лишь только б Родина осталась!
Во имя этого поверьте,
Что шаг назад – он равен смерти,
Что шаг вперед – он жизни равен,
И отступать никто не вправе!

2-й ученик
Ровно 200 дней – от 17 июля 1942 г. до февраля 1943 г.
Были длинные войны – Столетняя, например, рекордсмен. Но ведь она длилась с огромными перерывами. С тем же успехом можно было бы 223 года монголо-татарского ига на Руси назвать Двухсотлетней войной.
А вот таких битв, как Сталинградская, что 200 дней, да без какой-либо передышки – такого не бывало. И дай бог, чтобы никогда больше не повторялось.

3-й ученик.
Итак , лето 1942 года. От Москвы до фронта даже по разбитым дорогам всего 1 день пути. Уже наглухо блокирован Ленинград, оставлены самые развитые районы страны. Нет и нет 2-го фронта… А на юге началось новое наступление германских лавин. В действие пришли огромные силы: более миллиона солдат и офицеров, более тысячи танков, свыше 7-ми тысяч орудий и минометов, 1640  боевых самолетов. С 23 июня по 24 июля волна наступающих захлестнула Донбасс, устремилась в излучину Дона, нацелилась на Сталинград и Северный Кавказ. Дальше отступать было некуда, судьба страны повисла на волоске. Знаменитый приказ наркома обороны №227 от 28 июля скорее походил на крик отчаяния:

4-й ученик.
«Пора кончать отступление. Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв. Надо упорно, до последней капли крови защищать каждую позицию, каждый метр советской территории, цепляться за каждый клочок советской земли и отстаивать его до последней его возможности»
Но давайте обратимся к реальным доказательствам  того тяжелого для страны времени – кадрам военной хроники.
       ( кинохроника первого периода Сталинградской битвы)

2.    Оборона Сталинграда.

1-й ученик.
Цена этой жестокой битвы  была чрезвычайно высокой – жизнь целой страны, народа. Вот только один эпизод из истории обороны Сталинграда:
(чтение отрывка из воспоминаний Антипьева)

2-й ученик.
О тех боях вспоминают наши военачальники и среди них командующий 62-й армии, оборонявшей Сталинград – маршал Чуйков.
(включается грампластинка с воспоминаниями Чуйкова)

3-й ученик.
А в это время, когда в Сталинграде кипели жестокие бои, Ставка Верховного главнокомандования, которую возглавляли И.Сталин, Г. Жуков и Василевский подготовила в полной секретности план «Уран» - план наступательной операции. Он стал полной неожиданностью для гитлеровцев. И все же его проведение оказалось очень трудным, особенно на втором этапе, когда нужно было разгромить окруженную группировку немцев под командованием Паулюса.
(включается видеоотрывок, рассказывающий о разгроме окруженной группировки Паулюса).

3.    О значении победы Советских войск под Сталинградом.

4-й ученик.
И вчера и сегодня иностранные историки  проповедуют миф о том, что Сталинградская битва не имела решающего значения для всего хода Второй мировой войны и что главным виновником поражения немцев был как всегда – генерал Зима. Но так ли это?

В ноябре 1943 г. в период Тегеранской конференции, где встретились руководители   СССР, США и Великобритании, У. Черчилль передал И. Сталину почетный меч, дар короля Великобритании Георга 6 гражданам Сталинграда в знак признания победы над фашистами.

Позднее, в мае 1944 года, президент США Ф. Рузвельт прислал Сталинграду грамоту, в которой говорилось:
«От имени народа США я вручаю эту грамоту городу Сталинграду, чтобы отметить наше восхищение его доблестными защитниками, храбрость, сила духа и самоотверженность которых во время осады  будут вечно вдохновлять сердца всех свободных людей. Их славная победа остановила волну нашествия и стала поворотным пунктом войны союзных наций против сил агрессии.»

1-й ученик.
В Сталинградской битве большое мужество проявили и наши земляки – Штифонов Петр Алексеевич, Лоскутов Иван Сафронович, Кожевников Тимофей Алексеевич, Дуров Иван Дмитриевич, Красиков Владимир Васильевич, Святкин Антон Кириллович, Кривченко Георгий Васильевич, Давыдов Павел Федорович. Авдеев Николай Дмитриевич, Радченко Василий Дмитриевич, Антипьев Иван Алексеевич…
Мы предлагаем отрывки из биографий наших земляков, защитников Сталинграда.

Болдырев Н.С.
В 1939 году закончил свое обучение в железнодорожной школе №33 Болдырев Николай Степанович. В трудные для страны времена встал в ряды ее защитников.

Николай Степанович стал участником Сталинградской битвы воюя в истребительной авиации. Бои приходилось вести с превосходящими силами противника. Бывали дни, когда теряли 2-3 самолета за вылет. Сталинградская битва по выражению самого фронтовика была настоящей  «кровавой мясорубкой». Самолет Болдырева не раз подбивали, и он садился на вынужденную посадку около фронтовой линии. Один раз был ранен в ногу. Несколько раз прилетал на аэродром с огромными снарядными и пулевыми  пробоями. После очередного вылета командир полка приказал представить Н.С. Болдырева к правительственной награде- Ордену боевого Красного Знамени.

В очередной раз вылетели по боевой тревоге. До линии фронта 40 км, видна переправа, скопление танков, «море» зенитного огня. И тут неожиданно удар в самолет, разрыв снаряда…Самолет загорелся. Болдырев принимает решение открыть кабину, и покинуть машину. Парашют раскрылся, но тут же удар о землю, очевидно высота уже была небольшая. Летчик потерял сознание и пришел в себя только в госпитале.

Кривченко Г.В.
Кривченко Георгий Васильевич родился 22 апреля 1922 года в семье машиниста паровоза. В 1937 году окончил 7 классов школы №33 ст. Орск.

В начале января 1943 года дивизию перебросили в район Сталинграда, где ее подразделения немедленно заняли оборонительные рубежи. В ночь на 3-е февраля,  взвод полковой разведки в полном составе проник в тыл врага, в район деревни Малая Орловка. Однако по трагической случайности разведчики сами попали в плен к врагу. Но в ходе конвоирования Георгий со своим оставшимся в живых товарищем смог ценой больших усилий перебить своих врагов, освободиться и выйти к своим. В этом бою Георгий Васильевич получил одну из первых своих наград : значок «Отличный разведчик». А войну закончил кавалером двух орденов Славы и Красной Звезды и имя героя разведчика запечатлели в музее памяти героев Курской битвы.

Святкин А.К.
Антон Кириллович Святкин, 1922 года рождения, призвался в октябре 1941 года Орским горвоенкоматом в воздушно-десантные войска.

Обстановка на южном участке Сталинградского фронта была очень сложной и опасной.
23 августа противник при мощной  авиаподдержке перешел в наступление с Донского плацдарма, прорвав оборону советских войск. В этот момент подошедшая 35-я стрелковая дивизия с марша вступила в бой с врагом в районе Большой Россоши. Горела военная техника, вокруг пламенем занялись еще не убранные хлеба. На части дивизии посыпались бомбы с немецких «Юнкерсов», затем в наступление пошла армада техники – танки, бронетранспортеры, автомашины с пехотой. В этом бою Антон Святкин принял свое первое боевое крещение. В книге Афанасьева «От Волги до Шпрее» об этом есть такие строки: «Спокойно и уверенно уничтожал пехоту врага пулеметчик 100-го полка А.К. Святкин. Медлительный в обычной жизни, в бою он преображался. А.К. Святкин был лучшим пулеметчиком в батальоне. Короткими очередями он снимал с танков одного за другим автоматчиков противника…». С правового фланга от позиции Святкина вели бой пулеметчики капитана Рубенса Ибаррури, который в этом бою получил смертельное ранение. Те дни жестоких боев Великой Отечественной сам ветеран вспоминает так:
«Непрерывные бомбежки и обстрелы превратили Сталинград в сплошное пламя, горело все, что только могло: дома, заборы, трамваи, пароходы с раненными, железнодорожные составы, пристани и причалы, плавучие эвакогоспитали и даже сама Волга – разлившиеся по воде нефтепродукты. Фашистские захватчики, имея превосходство в живой силе и технике, ценой больших потерь прорвались к Волге севернее Сталинграда. Нашей 35-й гвардейской стрелковой дивизии вместе с другими войсками было приказано ликвидировать этот прорыв. 24 августа ночью стремительной атакой враг был смят – мы успешно выполнили

Красиков Владимир Васильевич.
Владимир Васильевич после окончания 7 классов школы в 1939 году отправился работать на производство. Но мирные планы только начинающего жить самостоятельно паренька нарушила война.

В июле 1942 г. он со своей частью был направлен под Святогорск, где находилась в это время линия фронта. Время было очень тяжелое, наши войска отступали к Сталинграду и Волге с тяжелыми боями. В Сталинградском пекле Владимир Васильевич командовал взводом. Он вспоминает особенно тяжелые бои 23 августа 1942 года, когда немцы особенно сильно бомбили Тракторный и Октябрьский заводы, где располагались позиции бойцов Красикова. В этот день фашистская авиация сбросила на города более тысячи авиабомб. Уличные бои не прекращались постоянно. Наши войска несли большие потери. В начале октября 1942 года Владимир Васильевич уезжает на переформирование, после чего попадает под Москву. В январе 1943 года, в разгар советского контрнаступления под Сталинградом, его часть переводят под ст. Калач. В бой вступили недалеко от населенного пункта Юрьевка. Предстояло препятствовать прорыву немецко-фашистских к окруженной группировке Паулюса. Наши воины не дали противнику осуществить свои планы. Враг был остановлен и вынужден был начать отступление на Запад.

1-й ученик.
Сколько пройдено солдатами дорог и все во имя самого дорогого и желанного – вернуться домой к родному очагу, где его ждет семья. И вот долгожданная Победа  - 9 Мая 1945 года:
 
(Под приглушенное сопровождение песни «День Победы» читается стихотворение «Возвращались солдаты с войны»)

«Возвращались солдаты с войны.    Возвращались домой старики
По железным дорогам страны        И совсем молодые отцы -
День  и ночь поезда их везли.        Москвичи ленинградцы,   
                                                                       донцы…,
Гимнастерки их были в пыли        Возвращались сибиряки!
И от пота еще солоны            
В эти дни бесконечной весны.        Возвращались сибиряки -
                                 И охотники, и рыбаки,
Возвращались солдаты с войны.        И водители сложных машин,
И прошли по Москве, точно сны,-              И властители мирных долин, -
Были жарки  они и хмельны,         Возвращался народ-исполин…»
Были парки цветами полны.                   Возвращался победитель-  народ
В зоопарке трубили слоны,-
Возвращались солдаты с войны!  
                                                                 Л. Мартынов «Победитель-народ.


4.    Заключение.

Запись «Никто не забыт, ничто не забыто»

Минута молчания.

Тема урока. Нравственные категории и добродетели.

Цель. Познакомить учеников с основными нравственными категориями и добродетелями, сформировать умения различать их в реальной жизни.

Основные знания и умения. 1. Разъяснять сущность нравственных категорий;
2. Характеризовать проявления добра и зла, добродетели и пороки, стыда, совести, милосердия.

План урока.

  1. Нравственные категории их виды.
  2. Добро и зло.
  3. Добродетель и порок.
  4. Стыд и совесть.
  5. Милосердие.

Ход урока.

1. Введение.
- Сегодня на нашем занятии нам предстоит еще раз вспомнить и закрепить в нашем сознании те нравственные категории, которые выработало человечество за всю свою долгую историю.

2. Основная часть урока.
Обратимся к апостолу Павлу, который сформулировал основу религиозного воззрения на мораль:
«Ибо весь закон в одном слове заключается: Люби ближнего твоего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом. Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделенной плоти: ибо плоть желает противного духу, а дух противного плоти: они друг другу противятся, так что вы нетто делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. Дела плоти известны; они суть: вражда, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия (соблазны), ереси, ненависть, убийство, пьянство, бесчинство и тому подобное; предваряют вас как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божья не наследуют. Плод же духа: радость, любовь, мир, долготерпение благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать».

- В этом отрывке явно показаны нравственные категории. Назовите их.

  • Преданность делу
  • Решительность
  • Аккуратность
  • Скромность
  • Самоуважение
  • Вежливость
  • Бережливость
  • Великодушие
  • Добро
  • Порядочность
  • Стыд
  • Преданность
  • Непримиримость
  • Терпимость
  • Гордость           
  • Безответственность
  • Черствость
  • Беспринципность
  • Приспособленчество
  • Предательство
  • Стяжательство
  • Эгоизм
  • Самоуверенность
  • Высокомерие
  • Зависть
  • Трусость
  • Неряшливость
  • Беззастенчивость
  • Грубость
  • Лицемерие
  • Недовольство
  • Зло                                                                      

- Нравственные категории мы условно можем разделить на позитивные категории. Вычертив таблицу, отметьте в ней не мене 10 позитивных и негативных нравственных категорий.

3.    Работа с источником.
- В 1942 году в блокадном Ленинграде Ольга Бергольц писала:
«В грязи, во мраке, в голоде, в печали,
Где смерть, как тень, тащилась по пятам,
Такими мы счастливыми бывали, такой свободой бурною дышали,
Что внуки позавидовали б нам»

- В этом поэтическом отрывке ярко отражена способность проявлять свои нравственные качества именно во время тяжелых испытаний, выпавших на него. Он покажет себя либо подлецом. Либо настоящим человеком.
Мы возьмем с вами неизвестное для вас произведение и постараемся вычленить нравственные категории героев и антигероев небольшого отрывка из рукописи «О. Арсений».
Учащиеся должны вычленить нравственные категории и вписать их в пустую таблицу на доске:
Мужество, стойкость, достоинство, милосердие, вера, терпимость, добро, великодушие, …

Равнодушие, эгоизм, черствость, жестокость, …
4.  Групповая работа.

Рассмотрение 2-5 вопросов организовывается по группам:

Группа 1. Разъясняет сущность понятий Добро и Зло.
             - На конкретных примерах взятых из известной литературы или   
              реальной жизни объяснить эти категории.
              - Может ли существовать одно добро в обществе?
              Совершали ли вы добрые или злые поступки? Почему вы это делали?

Группа 2. Разъясняет сущность добродетели и порока, приводя также как первая группа примеры их проявлений.
- Почему люди, зная о добродетели, поступают порочно?

Группа 3. Разъясняет сущность стыда и совести.
- Приходилось ли вам испытывать эти чувства? Чем они отличаются от остальных категорий?

Группа 4. Раскрывает суть милосердия как доброжелательного отношения к другому человеку.

4.    Итоги.
Нравственные категории характеризуют нормы, ценности, качества, принципы и идеалы нравственности. У людей складывается свой нравственный мир – мир ценностей, выраженный моральными категориями: добро, зло, добродетель, порок.

Тема. Восстановление экономики СССР после Вов. Экономическое и политическое развитие СССР в последние годы жизни Сталина.

План урока.

  1. Вводная часть. Итоги восстановления экономики.
  2. Экономические дискуссии 1945 – 46 гг. и их итоги.
  3. Проблемы промышленности и с/х.
  4. Послевоенные репрессии. Характер политического режима.

Ход урока.

1.    Вводная часть.

В этой части приводятся показатели восстановления хозяйства до 1950 г.

2.    Экономические дискуссии 1945-46 гг.

На доске даются два альтернативных варианта послевоенного развития советской экономики:

1.    Официальный. Сталинский.

  • преимущественное развитие тяжелой промышленности.
  • сельское хозяйство должно окончательно перейти к государственным и социалистическим формам собственности (от совхозов к колхозам).

2. Альтернативный. Академик Н. Вознесенский.

  • смягчить нажим в управлении экономикой;
  • реорганизация колхозов;
  • возможность существования мелких частных хозяйств;
  • больше прав регионам.

Вопрос. Кто прав? Чья точка зрения побеждает? Почему?

2.    Проблемы города и деревни.

 Работа с документами по группам.

Сельское хозяйство.
Документ 1.
Из докладной записки начальника управления МГБ по Хабаровскому краю генерал-полковника С. Гоглидзе министру безопасности генерал-полковнику В.С. Абакумову «О состоянии сельского хозяйства в Хабаровском крае» от 14 февраля 1948 г.

Совершенно секретно.
«Посевные площади колхозов в 1947 году еще не достигли довоенного уровня, хотя они в 1940 не удовлетворяли потребности в сельскохозяйственной продукции населения городов, промышленных предприятий и частей Советской армии и Флота, расположенных на территории Хабаровского края…

Колхозы края еще продолжают собирать весьма низкие урожаи по всем культурам. В 1946 г. средняя урожайность зерновых культур составила 4, 1 центнера с гектара. Поэтому имеющиеся официальные данные о перевыполнении колхозами края государственного плана хлебосдачи в 1947 году на 50 тс. Пудов зерна вовсе не являются показателями общего подъема колхозного хозяйства края или роста общественного богатства и благосостояния колхозников…
Основная масса колхозников получила менее 500 г зерна на трудодень. Около половины колхозов выдали колхозникам менее 300 г, тогда как в 1940 г. свыше половины колхозов выдали на трудодень от 1 до 5 кг хлеба…

Создавшееся положение в колхозах порождает отрицательные настроения не только со стороны колхозников, но и со стороны руководителей колхозов. Так председатель колхоза «Красный уссуриец» Вяземского р-на Муравченко 4 февраля 1948 г. на заседании райисполкома заявил: «Никакой разницы между условиями жизни в нашем колхозе и условиями жизни заключенного в тюрьме я не вижу».

Член колхоза имени Куйбышева Тамбовского р-на Саяпин 15 октября 1947 г. заявил: «Хлеба нет. За что же работать? Мне колхоз должен 20 центнеров хлеба, а ни одного кг не дали, все вывезли государству. Вот поэтому народ и не хочет работать в колхозе»

Вопросы.

  1. Какие проблемы села высвечены в данном документе?
  2. Как вы считаете, являются ли приведенные факты характерными лишь для колхозов Хабаровского края или они типичны для с/х всей страны?
  3. Можно ли считать, что данные проблемы порождены послевоенной разрухой? Или они имеют другое объяснение?
  4. Почему данный доклад имел гриф секретности?
  5. Можно ли считать высказывания председателей антисоветскими?

После самостоятельной работы с документами и ответа на вопросы учащиеся прослушивают еще три документа (уже по промышленности) вслух  и  составляют «карту проблем»:

  1. Проблема ----
  2. Проблема ----
  3. Проблема ----

3.    Послевоенные репрессии.

Краткий рассказ о репрессиях.

  1. Дело еврейского антифашисткого центра.
  2. Ленинградское дело.
  3. Дело врачей.

После чего вопросы проблемного характера. (должны быть записаны на доске)


Полный текст материала Сборник авторских уроков по истории и обществознанию смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Втулкин Николай Васильевич  vtulckinnikolai
15.03.2018 0 690 24

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0