Педагогическое исследование "Развитие творческого мышления на уроках обществознания через технологию проблемного обучения"


Педагогическое исследование Развитие творческого мышления на уроках обществознания через технологию проблемного обучения.

Введение.
Современный этап развития общества характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. С усложнением общественных связей ( а это именно так, потому что прогресс общества всегда предполагает усложнение структуры общественных связей, сколько бы не говорили о либерализации общества в связи с его дальнейшим развитием) на ведущие позиции выходит личность, обладающая способностью самостоятельно планировать и строить свое будущее.

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. в качестве одной из задач выдвигается формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира. Такие люди будут определять успех страны в будущем.

Но для нас не менее важным является тот факт, что через это мы решаем главную проблему воспитания, а именно проблему социализации личности, от успеха которой зависит благополучие не только самой личности, но и всего общества.

Постоянное увеличение объема знаний, быстрое устаревание имеющихся сведений, чему причиной является увеличение скорости  прогресса общества в большинстве его сфер, необходимость ориентироваться во все возрастающем потоке информации заставляют нас искать источники новых знаний непосредственно внутри системы образования и образовательных процессов. Но как часто бывает, нахождение этих источников не всегда приводит к желанному результату, т.к. в  их основе может не быть самого главного – видение себя самого активным субъектом познавательного процесса, самостоятельно открывающим для себя мир.

Одним из путей совершенствования преподавания обществознания и приведения его в соответствие  с требованиями времени является формирование творческого мышления.

В 10-11 классах одной из главных целей должно являться именно формирование творческого мышления, как залога успешной социализации старшеклассника. Изучение обществознания следует строить на достигнутых к этому времени результатах развития личности учащихся ( формирование образного и логического мышления, умения выделять причинно-следственные связи и т.д.), что позволяет раскрыться интеллектуальному потенциалу старших школьников, проявить самостоятельность мышления через постановку и решение обществоведческих проблем.

Ученик сам формирует проблемы, предлагает обоснованные варианты решения, оперируя приемами  познания. На этом этапе проблемность должна стать основным элементом обществоведческих дисциплин и определять как содержание образования, так и способы обучения.

Нужно не навязывать школьникам готовые оценки и идеалы, а умело подводить учащихся к самостоятельному их постижению, тогда не будет фальши и лжи, и воспитывая милосердие, мы не получим цинизм.

При этом надо признать за учениками право на собственное мнение, право на оценку общественных явлений, процессов и событий  и, наконец, право отстаивать свою точку зрения в споре с учителем.

Одним из основных методов работы учителя в системе развивающего обучения  является метод проблемных задач. Под методом проблемных учебных задач понимается способ обучения школьника самостоятельному решению учебных задач, методы решения которых ему еще неизвестны. При решении проблемных учебных задач результатом усвоения считается не воспроизведение образцов, заданных учителем, а их самостоятельное добывание. На практике это проявляется в том, что учителя демонстрируют классу сложную и противоречивую картину поисков решения, всю трудность этой работы, показывая не только продуктивные, но «тупиковые» ходы мысли, соответственно анализируя и оценивая их. Ученики становятся активными участниками процесса поиска решения, начинают понимать источники его возникновения, а не просто заучивают этапы получения результата. В этом процессе они легче осознают причины своих ошибок, затруднений, оценивают найденный способ, сравнивают его с теми, которые предлагаются другими учащимися.

Метод проблемных задач лежит в основе технологии проблемного обучения, разработчиками которой являются такие отечественные методисты как

В. Оконь, А.М. Матюшкин, А.В. Брумлинский, И.Я. Лернер, М. И.Махмутов.  Основной ситуацией, порождающей процесс творческого мышления, является проблемная ситуация, возникающая там, где наличных знаний недостаточно и надо их либо переосмыслить, либо включить в другую систему знаний, которая требует их нахождения, а затем применения их в нестандартных ситуациях. Решая проблемную ситуацию, человек либо находит новое, перекомбинируя хорошо ему известное, либо пытается отыскать неизвестное в известном, т.е. свести неизвестное к уже усвоенному ранее и тем самым разрешить проблему. Поэтому создание проблемной ситуации и ее решение непосредственно связано с функцией творческого мышления.

На сегодняшний день в современной педагогике и дидактике достаточно полно указаны пути развития творческого мышления школьников на разных этапах обучения. Понятен и доступен для школьного учителя метод проблемных задач как один из основных в реализации задачи творческого мышления. Но, как известно, любая известная методика требует адаптации к деятельности конкретного учителя. Поэтому главной причиной, побудившей работать по данной теме, является отсутствие в моей работе системы проблемных задач, позволившей бы более успешно решать нашу главную задачу.

В решении этой задачи необходимо обратиться к опыту известных педагогов и методистов, в разное время решавших проблему формирования творческого мышления учащихся и разработавших известные педагогические технологии:

  • технология мастерских основываной на идеях свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо, Л. Толстого, С.Френе, а также гуманистической психологии Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, К. Роджерса;
  • природосообразного, творческого обучения, авторами которых являются Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев, С. Френе, Р. Штейнер, Г.С. Альтшуллер, М.И.Махмутов, В.И. Андреев;
  • метод проектов связаный с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанный  американским философом и педагогом ДЖ. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком;
  • технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова;
  • метод проблемных задач лежит в основе технологии проблемного обучения, разработчиками которой являются такие отечественные методисты как В. Оконь, А.М. Матюшкин, А.В. Брумлинский, И.Я. Лернер, М. И.Махмутов;
  • технология эвристического образования А.В. Хуторского;
  • методология креативного образования Рындак В.Г.

Актуальность темы педагогического исследования определяется:

  • общественной потребностью в создании необходимых условий для формирования творческого мышления учащихся;
  • стремлением устранить противоречие между теорией и практикой преподавания гуманитарных дисциплин и в первую очередь – обществознания;
  • необходимостью создания системы методических средств в преподавании обществознания, способствующих лучшему формированию творческого мышления школьников.

Актуальность темы исследования определяет и ее основную проблему, состоящей в поиске и создании методических средств, которые будут способствовать  успешному формированию творческого мышления учащихся старших классов гимназии на уроках обществознания.

Объектом исследования становится образовательный процесс,  изучение обществознания в старших классах гимназии. Не менее важной частью исследования является анализ современных методик обучения творческому мышлению и применение их в педагогической практике.

Предметом исследования будут являться средства и технологии обучения, способствующие успешному решению задачи формирования творческого мышления учащихся на уроках обществознания.

Методологической базой данного исследования являются основные дисциплины, разрабатывающие проблемы развития творческого мышления, как педагогика и педагогическая психология, теория исторического познания, методика преподавания. Не менее важной частью практической стороны исследования является использование психологических и дидактических концепций, разработанных отечественной наукой – теории развивающего обучения – Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, Теория поэтапного формирования умственных действий И.Я. Лернера.

Гипотеза нашего исследования состоит в том, что развитие творческого мышления на уроках обществознания будет происходить успешнее, если будет разработана и применяться в ходе учебного процесса система проблемных задач учебных занятий, охватывающая составные части курса обществознания в средней школе, а также будет разработана система мониторинга результативности деятельности учителя и ученика на основе разработанных и апробированных средств обучения.

Для реализации этих положений необходимо решить конкретные педагогические задачи:

  1. Определить содержание творческого мышления.
  2. Определить условия развития творческого мышления.
  3. Разработать показатели уровня развития творческого  мышления.
  4. Определить сущность метода проблемных задач – как одного  из условий развития творческого мышления.
  5. Определить структуру проблемной задачи.
  6.  Разработать собственную систему проблемных задач, которая  бы охватывала основные разделы обществознания.
  7. Разработать систему проблемных уроков в школьном курсе обществознания.

В ходе исследования на практике будут реализованы проблемный метод,  эвристический и эмпирический методы, логический и метод моделирования.

Этапы исследования:
1.    Поисковый эксперимент и констатирующий этапы эксперимента – 2007/08 уч. год:

  • выявление и формирование проблемы;
  • разработка общей программы исследования;
  • определение исходного уровня сформированности творческого мышления у учащихся старших классов на уроках обществознания;
  • создание системы проблемных задач для уроков обществознания в старших классах;
  • определение основных способов решения проблемных задач на уроках обществознания;
  • проверка и коррекция применяемых средств формирования творческого мышления.

2.    Формирующий этап эксперимента- 2008/09 уч. год:

  • разработка в календарно-тематическом планировании курса обществознания в старших классах системы занятий, которые бы способствовали обучению учащихся решению проблемных задач;
  • создание системы проблемных познавательных задач и способов их решения, включающих основные разделы школьного курса обществознания;
  • разработать систему проблемных уроков и включить их в календарно-тематическое планирование курса обществознания в старшем классе;
  • проверка и коррекция применяемых образовательных технологий.

3.    Заключительный этап - 2009/10 уч. год:

  • систематизация и обобщение материалов исследования;
  • повторная проверка практических результатов экспериментальной работы;
  • разработка методических рекомендаций;
  • оформление научного отчета о проведенной экспериментальной работе.

В конце 20-начале 30-х годов нашего века появилась гипотеза о том, что обучение существенно влияет и определяет развитие человека, является необходимым моментом личностного развития. Эту гипотезу сформулировал известный психолог Л.С. Выготский, утверждавший, что существует возможность направленного формирования психических свойств и процессов. Л. С. Выготский и его последователи создали новую теорию, объясняющую суть феномена психического развития, а также определили возможности и пути ее прикладного использования, выработав концепцию «развивающего обучения» - концепцию усиления целенаправленных влияний на личность обучаемого в процессе учебной деятельности. Основу этой концепции составляет идея о том, что психическое развитие личности осуществляется при реальном и неизбежном влиянии обучения и воспитания. Эта концепция получила свое развитие в технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Система Эльконина-Давыдова с самого начала направлена на развитие теоретического сознания. Суть ее – получение теоретических знаний в их философско-логическом понимании. Значимым в этой системе обучения становятся не только знания, сколько способы умственных действий, что достигается при воспроизводстве в учебной деятельности детей логики научного познания. Школа, работающая в системе развивающего обучения, призвана передать подрастающим поколениям опыт творческого мышления, творческой поисковой деятельности по решению новых проблем.

В данном направление развития  педагогики и методики преподавания двигались и другие ученые как в нашей стране, так и за рубежом.                                                                   

Метод проектов возник еще в 1920-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом ДЖ. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их собственную заинтересованность  в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего, когда? Вот тут-то и требуется  проблема, взятая из реальной жизни знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые еще предстоит приобрести. Где, каким образом? Учитель может подсказать новые источники информации или просто направить мысль учеников в нужную сторону для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органически сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей.

Не менее интересной для рассмотрения может служить технология мастерских, которая основывается на идеях свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо, Л. Толстого, С.Френе, гуманистической психологии Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, К. Роджерса.Свое название технология получила от того, что в ней есть мастер. Но это не учитель, передающий свои знания и умения незнающему и неумеющему. Мастер лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. И принимают в нем участие все, включая самого мастера. В технологии мастерских главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы, будь то естественно-научное исследование, тестологический анализ художественного произведения, исследования исторических первоисточников, создание произведений прикладного искусства и др. Передавать способы работы, а не конкретные знания – очень непростая задача для учителя. Тем благодарнее результаты, выражающиеся в овладении учащимися творческими умениями, в формировании личности, способной к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию. Мастерская дает ученикам творческий «опыт дерзновения», а не «опыт послушания». В какой же мере на мастерской предоставляется возможность использовать свое дерзновение, в какой мере мастер требует от него послушания? Принять задание мастера – акт послушания ученика. Но в выполнении задания свобода творчества, ребята сами выбирают путь его осуществления, и одна версия не исчерпывает всего задания. Мастер не получает запланированных им дома ответов, а иногда результат выполнения задания учениками приводит к разрыву цепей сковывающих самого мастера. Мастерская рассматривается как психологический тренинг, помогает добраться до самого тайного в человеке, вызвать из него то, что он и не желал бы показывать; в этом состоит опасность действий мастера. Миссия мастера: разблокировать способности человека, разобрать завалы в самом человеке и в окружающем его мире, убрать то, что тормозит реализацию творческого потенциала, заложенного природой.


Полный текст материала Педагогическое исследование "Развитие творческого мышления на уроках обществознания через технологию проблемного обучения" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Втулкин Николай Васильевич  vtulckinnikolai
15.03.2018 0 427 10

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0