Конспект урока истории "Аграрная реформа П.А. Столыпина - шанс спасти Россию?"; 11 класс


 

Урок в 11 классе.

Тема: Аграрная реформа П.А. Столыпина – шанс спасти Россию?

Самой больной, самой слабой
частью, которая хиреет,
которая завядает, является
крестьянство. Ему надо помочь.

Пётр Столыпин.

Цели: 1. Раскрыть сущность аграрной реформы, её достоинства и недостатки, значение для дальнейшего развития России. Дать ответ на вопрос являлась ли аграрная реформа – шансом предотвращения революции.

2. Способствовать формированию навыков работы с источниками, реконструкции исторического события, установление причинно – следственных связей, изложение собственной позиции, развитие монологической речи, ведения диалога.

3. Воспитание уважение к личности П.А. Столыпина, как выдающегося политического деятеля, интереса к отечественной истории.

 

Оборудование: 1. Медиопроектор, магнитная доска, документ камера.

2. Презентация по теме урока.

3. Исторические источники, высказывания об аграрной реформе.

 

План урока: 1. Цели аграрной реформы.

2. Основные мероприятия реформы

3. Достоинства и недостатки аграрной реформы

4. Итоги аграрной реформы.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

 

Ход урока.

В начале урока ребята распределяются на две группы: «Аналитики» и «Эксперты».

1. Стадия вызова. Учащимся предлагается заполнить первую и вторую колонку таблицы:

 

Что мы знаем

Что хотим узнать

Что узнали, и осталось узнать

 

 

 

 

На рубеже XIXXX вв. быстрое экономическое развитие России обострило старые и породило новые проблемы, которые явились одной из причин первой российской революции 1905 – 1907 гг. Россия стояла на распутье, в 1906 году шёл второй год революции, какие же альтернативы развития событий были у России?

 

В тот драматический для России период правительство выбрало третий путь развития событий, т.е. путь реформ, связанный с именем П.А. Столыпина. Поэтому темой и целью урока будет вопрос, ответ на который нам и предстоит найти: Аграрная реформа П.А. Столыпина – шанс спасти Россию? (записываем тему в тетрадь)

Перед рассмотрением данного вопроса, я предлагаю прослушать краткую биографическую справку о П.А. Столыпине. (выступление ученицы). Итак, мы видим, что П.А. человек с большим опытом и огромным желанием изменить Россию.

Мы с вами знаем, что 9 июня Николай II царским манифестом распустил I Государственную Думу, обвинив ее в революции. Одновременно с роспуском Думы царь назначил председателем Совета Министров Столыпина, а 24 августа 1906 года была опубликована Правительственная программа, состоящая из двух частей. Основное внимание Столыпина было привлечено к осуществлению аграрной реформы. Все политические силы России признавали остроту данного вопроса и предлагали свои способы решения.

Политические силы

Проекты решения аграрного вопроса

1.

Большевики

1.

Национализация земли после насильственного изъятия её у помещиков

2.

Меньшевики

2.

Муниципализация земли

3.

Эсеры

3.

Социализация земли, т.е. принудительное изъятие помещичьих земель и превращение в общенародное достояние. Землю разделить между крестьянами по количеству рабочих рук или едоков в семье.

4

Кадеты

4.

Продажа крестьянам государственных и удельных земель

5.

Октябристы

5.

Использование государственных, удельных, монастырских земель; принудительное отчуждение части помещичьих земель за выкуп

 

10 мая 1907 года выступая перед государственной думой, Столыпин высказал своё мнение насчёт данных проектов. Речь Столыпина нам представит (выступление ученика).

В чём же оно заключалось? (Столыпин отвергал насильственный путь в любом проявлении решения данного вопроса, предлагая путь реформ).

Стадия осмысления.

Так почему же было необходимо немедленное проведение именно аграрной реформы?

На основании высказываний П.А. Столыпина сформулируйте цели проведения аграрной реформы.

В ходе урока составляется кластер «Аграрная реформа»:

 

 

 

 

Документ 1.

«Дикая, полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, не боявшаяся, действуя миром, никакой ответственности, всегда будет представлять горючий материал, готовый вспыхнуть по каждому поводу». (Цель: «успокоение страны», отвлечение крестьян от стремления к принудительному отчуждению помещичьей земли.)

Документ 2.

«Не в крупном землевладении сила России. Большие имения отжили свой век. Их, как бездоходные, сами владельцы начали продавать Крестьянскому банку. Опора России не в них, а в царе». Единоличное хозяйство мелких земельных собственников – «основная ячейка государства, являющаяся противником всяких разрушительных теорий.» (Цель: создание социальной и экономической опоры монархии в лице зажиточных крестьян).    В понятии Столыпина Великая Россия - это миллионы сильных личностей, а не сильная община миллионов.

Документ 3.

«Главное богатство и мощь государства не в казне и казённом имуществе, а в богатеющем и крепком населении». (Цель: продолжение модернизации России).

 

 

 

 

 

 

9 ноября 1906 года был издан указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования». Началась аграрная реформа.

2. Работа в группах. По окончании работы дополнение кластера.

Ребята сейчас мы с вами попытаемся выяснить основные мероприятия, положительные и отрицательные стороны реформы.

Группа «Аналитики» на основе анализа исторических источников, статистических данных попытается представить себя на месте Столыпина и реконструировать предложенный им проект реформ. Группе «Эксперты» будет предоставлен готовый проект реформ Столыпина, а также исторические материалы. Задача группы: предположить отрицательные и положительные стороны реформы.

В завершении работа группа «Аналитики» представляют свой проект, с комментариями, после этого группа «Эксперты» дают свою оценку, комментируют отрицательные и положительные стороны реформы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. После работы и представления своих решений учитель обращает внимание всех учащихся к главному вопросу: Аграрная реформа П.А. Столыпина – шанс спасти Россию? (Да, это действительно шанс. В подтверждение этих слов приведу высказывание В.И. Ульянова (Ленина): «…Если Столыпинская политика продержится действительно долго… Тогда добросовестные марксисты прямо и открыто выкинут всякую аграрную программу… А, стало быть крестьянская Россия на дыбы не встанет». Столыпин заявлял, что для успеха преобразований необходимо «двадцать лет покоя внутреннего и внешнего». Но такого запаса времени в начале XX века у России не было.

Таким образом, итоги реформы, следующие:

Цели реформы на слайде

Итоги реформы учащиеся пытаются сформулировать сами

«Успокоение страны»

Добиться этой цели не удалось: сохранилось малоземелье крестьян, противоречие между крестьянами и помещиками; происходили конфликты между переселенцами и местными жителями.

Создание слоя земельных собственников – социальной и экономической опоры монархии.

Этот процесс начался, а после смерти Столыпина замедлился.

Продолжение процесса модернизации.

Развитие аграрного сектора экономики в целом ускорилось

 

Но против Столыпина действовало не только время. Есть и такая точка зрения: Главная трудность проведения столыпинской аграрной реформы коренилась не столько в технико – землемерных проблемах, сколько в коллективистской психологии крестьянства. Большинство крестьян не умели действовать единолично, по – фермерски, на свой страх и риск, и боялись лишиться помощи общины в борьбе за выживание. Русский крестьянин всё-таки предпочёл синицу в руках – остался в общине. «Как – никак без сенокосилки проживу, а надорвусь и помру – детишек община пригреет. А ну на хуторе, кто поможет?»

Так Столыпин оказался в полном одиночестве. 1 сентября 1911 года в киевском театре премьер – министр был ранен двумя пулями, опускаясь в кресло голосом слышным всем произнёс: «Счастлив умереть за царя»

Через два дня он скончался, а вместе с ним и последний шанс спасти царскую Россию. А если шанс упущен, к чему это может привести? К революции.

 

Рефлексия.

Ребята заполняют третью колонку таблицы, обмениваются мнениями, оценивают свою работу в группе.

Что мы знаем

Что хотим узнать

Что узнали, и осталось узнать

 

 

 

 

 

Объявление домашнего задания: Задание на выбор: А) Поразмышлять, в чём могли бы обвинить Столыпина представители правых и левых партий, крестьяне, царь? В) Написать эссе: Судьба реформаторов в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материалы, используемые группой

«Аналитики» для подготовки проекта.

1. Из письма П.А. Столыпина Николаю II :

«Жажда земли, аграрные беспорядки сами по себе указывают на те меры, которые могут вывести крестьянское население из настоящего ненормального положения. Единственным противовесом общинному началу является единоличная собственность».

 

2. Из указа «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования», 9 ноября 1906 г.:

«Каждый домохозяин, владеющий надельною землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собою в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли.

Требования об укреплении в личную собственность части из общинной земли предъявляются через сельского старосту обществу…

Каждый домохозяин, за коим закреплены участки надельной земли…имеет право требовать, чтобы общество выделило ему… соответственный участок, по возможности, к одному месту». (чтобы не было чересполосицы, когда участки земли расположены в разных местах).

3. Из речи П.А. Столыпина перед депутатами Государственной думы, март 1907г.:

«Необходимо дать возможность свободному трудолюбивому крестьянину, т.е. соли земли русской, освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни… Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды своих трудов и предоставить их в неотъемлемую собственность. Пусть собственность будет общая там, где община ещё не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже нежизненна, но пусть она будет крепкая, пусть будет наследственная. Отменяется лишь насильственное прикрепление крестьянина к общине, уничтожается закрепощение личности, несвместимое с понятием о свободе человека .»

4. Из речи П.А. Столыпина перед депутатами Государственной думы, ноябрь 1907г.:

«Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками – бунт погашается силою, а признание неприкосновенности частной собственности и, как последствие, отсюда вытекающее, создание мелкой земельной собственности, реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшенного землепользования – вот задачи, осуществление которых правительство считало и считает вопросами бытия русской державы».

5. Он не отбирал землю у богатых, отдавая ее бедным, он ставил своей задачей обеспечить необходимыми средствами бедных, научить их пользоваться тем имуществом, которое государство помогало им приобрести, создавая мощный средний класс сильных личностей, на которых строилось великое государство.

6. Столыпинская аграрная реформа предоставляла большие возможности зажиточному крестьянству: он предлагал предоставлять богатым крестьянам кредиты и стремился к ликвидации системы общинного землевладения.

7. Устанавливались многочисленные льготы для желающих отправиться на новые места (в Сибирь, дальний Восток), где было много пустующей земли. Устанавливались многочисленные льготы для переселенцев. Освобождение на 5 лет от налогов, получение в собственность земли (15 га на главу семьи и 45 га на остальных членов семьи), денежное пособие -200 руб. на семью. Мужчин освобождали от воинской повинности.)

8. 1907г. создан союз сибирских маслодельных артелей и другие кооперативы. (Артель – объединение лиц некоторых профессий для совместной работы с участием в общих доходах и общей ответственностью. Кооператив – производственная или торгово – закупочная организация, созданная для совместного ведения хозяйства несколькими участниками или организациями, а также для получения прибыли в интересах всех участников объединения).

 

9. 1912 г. создан кооперативный Московский народный банк (МНБ), который помогал крестьянам в приобретении сельскохозяйственной техники, удобрений, семян.

 

Материалы, используемые группой

«Эксперты» для подготовки проекта.

1. Основные мероприятия Аграрной реформы П.А. Столыпина.

 

 

 

Отруб – участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с сохранением его двора в деревне.

Хутор – участок земли, выделенный крестьянину при выходе его из общины с переселением из деревни на свой участок.

 

2.Итоги укрепления земли в личную собственность:

 

Годы

Заявили о желании укрепить землю в личную собственность, тыс. человек

Окончательно вышли из общины, тыс. человек

Площадь укреплённой земли

десятин

% от надельной земли, находящейся в общинном владении

1907-1915

2755,5

2088,5

14 122 798

12,1 %

 

3. Движение переселенцев за Урал в период проведения аграрной реформы:

Год

Прошло за Урал, тыс. человек

Прошло обратно

Тыс. чел.

в %

1906-1914

3040

529

17,4

4. к 1915 г. 10% крестьянских хозяйств можно было назвать фермерскими. 60% выходили из общины, чтобы продать землю и поправить своё материальное положение.

5. По данным исследователя В.Г. Сироткина:

1. Урожайность в стране с 1906 – 1915гг. выросла на 14%, а в Сибири – на 25%.

2. К 1914г. фермеры обгоняют общину по поставкам товарной продукции в город и на экспорт: зерновой экспорт России в 1912 г. почти на 30% превышал экспорт Аргентины, Канады и США, вместе взятых, и составлял 15,5 млн.т. в год.

6. Процессы экономического развития Сибири сопровождались бурным ростом кооперативного движения — маслодельных и молочных артелей.


Полный текст материала Конспект урока истории "Аграрная реформа П.А. Столыпина - шанс спасти Россию?"; 11 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Корлыханова Елена Владимировна  ЕК0551
14.11.2018 0 300 14

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Принимайте участие!
Читайте новые статьи

В ряде исследований отмечается, что профессия педагога особенно подвержена синдрому выгорания. Многие воспитатели и учителя в какой-то момент своей профессиональной деятельности начинают терять к ней интерес, формально относиться к служебным обязанностям, вступать в конфликт с коллегами. По мнению кандидата педагогических наук, члена-корреспондента Международной академии наук педагогического образования, генерального директора и главного редактора издательства «ТЦ СФЕРА» Татьяны Цветковой, вопрос «Как не выгореть на работе?» делает актуальным возрастающие требования к педагогу со стороны общества. Воспитатель детского сада сегодня – и преподаватель, и психолог, и конфликтолог, и актер, и креативный сценарист, и, разумеется, заботливый, участливый руководитель в одном лице.Как соответствовать этим запросам, сохраняя внутреннюю гармонию, даря любовь детям и получая удовольствие от своего дела? Об этом речь пойдет ниже.

Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0