Урок истории по теме "Путешествие в город богини Афины" для 5 класса


Городской округ Краснотурьинск

МОУ «СОШ №32»

учитель истории и обществознания

Булычева Надежда Владимировна




Урок изучения нового материала в 5 классе

«Путешествие в город богини Афины».

Цель урока :

Сформировать представления о выдающихся памятниках древнегреческой архитектуры, скульптуры, живописи и , в целом, о древнегреческом градостроительстве и классическом древнегреческом искусстве как об образце для многих последующих поколений европейцев.


Задачи:

1. Расширить культурологическую терминологию

  • -афинский Акрополь

  • -Пропилеи

  • -Парфенон

  • -статуя Афины

  • -греческая керамика

2. Продолжить формирование умений:

  • работать с текстом учебника, выделяя главное, составлять рассказ,

  • обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы,

  • формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя историческую аргументацию;

3. Развитие навыков работы с различными источниками исторической информации.

  1. Развитие навыков критически оценивать свою учебную деятельность, полученные результаты.

  2. Попытаться поставить перед учениками философский вопрос о соотношении красоты и добра - создать ситуации, в которых ученики попытались бы объяснить, какие чувства и мысли вызывает у них знакомство с выдающимися памятниками искусства.

  3. Создание ситуаций , в которых ученики попытались бы определить , какие гражданские чувства могли воспитывать в греках выдающиеся произведения искусства

Формы работы:


Основной формой проведения урока является масштабная реконструкция – погружение в прошлое.

Контрольные параметры оценки достижений результата:

  • Монологические устные ответы

  • Решение исторических задач.

  • Устные рассказы по сюжету, используя для этого внешкольные источники знания.

  • Выступления с сообщениями по темам.









Конспект урока:

Основной формой проведения урока масштабная реконструкция – погружение в прошлое –путешествие по Афинам V в. до н.э.

Номера слайдов

Этапы

урока

Действия

учителя

Действия учащихся

1.

«вызов»

(Актуализация субъектного опыта)

Любите ли вы путешествовать?

Сегодня у нас урок-путешествие. Он будет необычным, потому, что путешествовать мы будем во времени и в пространстве.

Отправляясь в любое путешествие всегда надо хоть не много ознакомиться с достопримечательностями будущей цели путешествия. Почему?

Сегодня мы отправляемся в Афины, но не современные, а в V век до нашей эры!!!

Вспомните всё, что вы знаете уже об этом удивительном городе. В тетради нарисуйте маркировочную таблицу с тремя одинаковыми колонками.(На доске рисует таблицу)

Я знаю






В левой колонке запишите, что Вы уже знаете об Афинах.

Обменяйтесь своими мнениями в парах

Давайте обсудим то, что у нас получилось. Записывает, что говорят учащиеся на доске в первой колонке.










Да.





Чтобы потом не жалеть, что пропустил самое интересное в этой стране или городе.





Вспоминают историю возникновения города.





Заполняют первую колонку.

Обмен мнений

Каждый по очереди информирует класс о том, что он знает.

Дети дописывают знания всех.










2



3.











4.

«проблематизация»

Цель нашего путешествия сегодня: Рассмотреть древнегреческие представления о красоте.

Как вы думаете, о чем свидетельствует данная шутливая оценка греков своего города? Об Афинах v в. до н.э. говорили «Так ты чурбан, если не видел Афин, осёл, если видел их и не восторгался, а если по своей воле покинул их, то ты верблюд»



В конце нашего путешествия , мы постараемся определиться, какая гипотеза является верной.





Выдвижение гипотезы:

1.Греки абсолютно правы в своей оценке города Афины.

2.Греки преувеличивали оценку своего родного города


5.














«осмысления»

А сейчас пора и познакомиться с маршрутом нашего путешествия.

Город Афины:

  • Улицы.

  • Дома.

  • Общественные здания.

  • Агора.

  • Афинский Акрополь.

  • Пропилеи.

  • статуя Афины.

  • Парфенон .

  • Эрехтейон.


6.


Наше путешествие начинается с порта Пирей. С этим портом мы уже знакомы, кто может по данной иллюстрации рассказать коротко о буднях Пирея.

Устный монологический ответ по иллюстрации.

7.


А вот и наша первая остановка в Керамике, так этот район называли из-за того, что жили здесь в основном ремесленники-гончары. Прекрасные вазы этих мастеров были известны всему миру.

Группа учащихся, которая готовила небольшой (2 минуты) доклад рассказывает о краснофигурных и чернофигурных вазах.

8.


Я думаю, что вам очень интересно посмотреть ,а как же выглядел греческий дом внутри. Перед вами план греческого жилища. Сравните , ваш дом XX столетия и греческий дом V века ?

Сравнивают свой дом и древнегреческий дом, выделяют черты сходства и основные различия.

9







10







11



12



13


Каждый древнегреческий город имел свое «сердце». У Афин в V веке до н.э. сердцем была Агора.











На Агоре были расположены храм бога кузнеца Гефеста и правительственные здания.



А как вы думаете, что является сердцем нашего города?

Конечно, сердце нашего города является центральная площадь.

Записывают в тетради новые определения: Агора — центр торговли, центр общественной и политической жизни Афин.

Портик- полуоткрытое помещение , крышу которого поддерживают колонны









Отвечают аргументировано на вопрос .




14



15


Опрос домашнего задания.

На предыдущем уроки мы с вами уже разделились по группам. Каждая группа подготовила доклады используя различные источники знаний по своим темам. Давайте вспомним , какие у нас есть источники знаний.

Отвечают на вопрос.

СМИ

Учебник

Интернет




16-20


А сейчас, мы с большим удовольствием послушаем первую группу, которая расскажет нам о храмах Акрополя.

Выступления учащихся

21



Вторая группа готовила сообщение о скульптурах внутри храмов и перед ними.

Выступления учащихся



22


А какие скульптуры вы знаете в нашем городе?


Памятник Попову, МещерягинуНеизвестному солдату.




Чем отличаются данные скульптурные произведения?

Греческие скульптуры более дорогие, используется золото, слоновая кость. В настоящее время такие скульптуры подверглись бы разорению. Следовательно, уровень гражданской ответственности у греков был выше, чем сейчас.


23-26


Третья группа расскажет нам о самом выдающемся храме Афин –Парфенон.

Выступления учащихся



27-28


Сравните , чем отличается храм Максима Исповедника в городе Краснотурьинске и Парфенон?

Греческий храм не предназначался для молитв, он считался священной обителью бога и был местом жертвоприношений.


29-30


Вот мы уже и заканчиваем наше путешествие , четвертая группа расскажет нам о храме Эрехтейон.

Выступления учащихся



31


А теперь давайте вспомним о гипотезах, которые мы выдвинули в начале урока. На ваш взгляд , действительно, греки преувеличивали оценку своего города или были абсолютно правы?




-Греки, действительно, очень любили , гордились и не жалели денег для украшения Афин. Афины являются прекрасным образцом греческого искусства. Греки абсолютно правы в оценке своего города, но нельзя даже в шутке допускать оскорбления.


32


Пора подводить итог нашего путешествия:

1.Итак, каковы же были греческие представления о красоте?
2.Изменились ли данные представления сегодня?


Греческие каноны красоты:

-высокие храмы, которые устремлены, как будто ввысь из-за колон окружающих храмы, воздушность и легкость величественных храмов.

-современные архитекторы используют элементы греческого градостроительства, в нашем городе ДК БАЗа окружают колоны.-мы можем сделать вывод, что греческое искусство положило фундамент для последующих поколений.



Слайд 1
Путешествие в город богини Афины. Булычева Надежда Владимировна МОУ «СОШ №32» г.Краснотурьинск учитель истории
Слайд 2
Цель путешествия: Рассмотреть древнегреческие представления о красоте.
Слайд 3
О чём свидетельствует эта шутливая оценка? Об Афинах v в. до н.э. говорили «Так ты чурбан, если не видел Афин, осёл, если видел их и не восторгался, а если по своей воле покинул их, то ты верблюд»
Слайд 4
Гипотеза: 1.Греки абсолютно правы в своей оценке города Афины. 2.Греки преувеличивали оценку своего родного города
Слайд 5
План экскурсии:  Город Афины. Улицы. Дома. Общественные здания. Агора  Афинский Акрополь, Пропилеи, статуя Афины, Парфенон , Эрехтейон.
Слайд 6
Порт Пирей
Слайд 7
Керамика.
Слайд 8
Греческое жилище  Андрон- комната мужчин, где они встречались с друзьями .  Гинекейженская комната
Слайд 9
Сердце Афин. Каждый древнегреческий город имел свое «сердце». У Афин в V веке до н.э. веке до н.э. сердцем была Агора Агора веке до н.э. — веке до н.э. центр торговли, центр общественной и политической жизни Афин.
Слайд 10
Портик- полуоткрытое помещение , крышу которого поддерживают колонны
Слайд 11
Храм бога кузнеца Гефеста и правительственные здания на афинской Агоре.
Слайд 12
Что является сердцем нашего города?
Слайд 13
Центральная площадь города
Слайд 14
АКРОПОЛЬ-?
Слайд 15
Учебник Вигасин А.А. История древнего мира СМИ Источники знаний: Интернет Энциклопедии
Слайд 16
Акропольхолм с крутыми и обрывистыми склонами (учебник Вигасин А.А. История древнего мира)
Слайд 17
Акрополь  1. Пропилеи; 2. храм Ники 3 статуя Афины; 4. Эрехтейон; 5 Парфенон; 6. театр Одеон.
Слайд 18
ПРОПИЛЕИ-?
Слайд 19
Пропилеи- парадный вход в Акрополь ( Электронная энциклопедия История 5 класс Просвещение)
Слайд 20
Пропилеи
Слайд 21
Статуя Фидия Афины
Слайд 22
Памятники г. Краснотурьинска
Слайд 23
Парфенон
Слайд 24
Парфенон- храм богини Афины ( учебник Вигасин А.А. История древнего мира)
Слайд 25
Под руководством Фидия исполнено скульптурное убранство Парфенона (фризы и фронтонные группы).
Слайд 26
Прекрасная легенда о беломраморной античности жила столетия и лишь недавно была опровергнута наукой. Выяснилось, что греки (как впрочем, и римляне вслед за ними) питали слабость к ярким краскам. Которыми и украшали (большинство современных читателей, безусловно, поставят последнее слово в кавычки) знаменитые храмы и статуи. ...Греция, Афины. Время действия, например, V век до Рождества Христова. Если бы вы могли перенестись туда, то вам открылась бы примерно следующая картина…
Слайд 27
Сравните Храм Святого Максима Исповедника г. Краснотурьинска и Парфенон
Слайд 28
Вывод:  Греческий храм не предназначался для молитв, он считался священной обителью бога и был местом жертвоприношений.
Слайд 29
Эрехтейон
Слайд 30
Эрехтейон- храм посвященный Афине, Посейдону и мифическому афинскому царю Эрехтею.
Слайд 31
Об Афинах v в. до н.э. говорили «Так ты чурбан, если не видел Афин, осёл, если видел их и не восторгался, а если по своей воле покинул их, то ты верблюд» 2.Греки преувеличи вали оценку своего родного города 1.Греки абсолютно правы в своей оценке города Афины.
Слайд 32
1.Итак, каковы же были греческие представления о красоте? 2.Изменились ли данные представления сегодня?
Слайд 33
Домашнее задание: Параграф 37 Письменно вопрос 3
Слайд 34
Список используемой литературы:  Вигасин А.А. и др. учебник по истории древнего мира 5 класс М.:Просвещение , 2000  Виничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Древнего Рима. М., 1988  Колобова К., Озерецкая Е. Как жили древние греки. Л., 1959  В презентации использованы фотографии с сайта http://www.fototerra.ru/Russia/Krasnotur-insk/F dw-745.html
Слайд 35
Спасибо за внимание

Полный текст материала Урок истории по теме "Путешествие в город богини Афины" для 5 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Булычева Надежда Владимировна  Nadi1972
07.04.2011 3 16950 3926

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК