Интегрированный курс уроков истории и литературы «История России с древнейших времён до наших дней».


Интегрированный курс
уроков истории и литературы
«История России с древнейших времён до наших дней».
10-11 классы (68ч. + 68ч.).
Авторы-составители учитель истории А. В. Мишина, учитель литературы Н. А. Исаева.

Пояснительная записка

История России есть история людей, народов, населявших нашу Родину с глубокой древности и до настоящего времени и объединённых общей судьбой.
История одновременно прекрасная и жестокая наука, потому что она призвана показать жизнь человеческого общества во всём её многообразии – величии и падениях, замечательных делах, удивительных изобретениях, прекрасных движениях человеческих душ и низких страстях; взаимопомощи и взаимовыручке людей и насилиях над личностью человека и целых народов.
История России призвана не только показать прошлое нашего народа, но и помочь нынешнему поколению задуматься над этим прошлым, извлечь из него уроки для блага грядущих поколений.
Источники исторических знаний разнообразны и многочисленны. С появлением письменности об истории человечества свидетельствуют письменные источники. Для России это летописи, былины, церковные сочинения и разные литературные произведения.
Художественная литература, как вид искусства возникает на почве устно-поэтического народного творчества путём осознания роли личности в историческом процессе. Она хранит, накапливает и передаёт от поколения к поколению эстетические, нравственные, философские, социальные ценности. Будучи средством постижения действительности, литература выражает мировоззрение и эстетические идеалы определённых классов, социальных групп, наций, эпох. Перефразируя Марину Цветаеву, литературу можно назвать «очевидцем всех времён истории».
В последние десятилетия Российская историческая наука претерпела множество потрясений. Сейчас, когда Россия начинает возвращаться к своим истокам, важно показать учащимся, что всё накопленное поколениями русских людей: их опыт, взгляды, ценности - нашли наиболее яркое воплощение в литературе.
Данное тематическое планирование представляет своеобразный интегрированный курс истории и литературы. Интеграция реализуется на уроках разных уровней: межпредметных связей, понятийно-информационном и бинарном с использованием проблемных заданий, презентаций, организаций проектов, ролевых игр, анализа исторических источников и характеристики литературных героев.

Цель: изучение событий истории и освещение их в литературе; воспитание интереса к Отечественной истории через интеграцию личности в историческое пространство художественной литературы.

Задачи:
- способствовать формированию культуры работы с историческими источниками и литературными произведениями;
- способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся;
- способствовать формированию и развитию умения сравнивать исторических деятелей, анализировать художественные произведения.
- формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных лиц.
Данные уроки способствуют расширению и углублению базового курса истории России за счёт изучения произведений художественной литературы. Кроме того, интегрированные уроки соответствуют основным принципам технологии модульного обучения

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
- самостоятельный поиск информации по предложенной тематике на страницах литературных произведений;
- представление в виде выступлений на семинарах, эссе, презентаций;
- анализ точек зрения историков и писателей на жизнедеятельность исторических личностей, формулирование собственной позиции;
- участие в семинарах, дискуссиях, деловых играх.

Основные методы работы:
- анализ исторической и литературы и исторических источников, художественных произведений;
- эвристическая беседа;
- дискуссия;
- сюжетно-ролевая игра;
- подготовка и обсуждение сообщений;
- подготовка проектов и их презентация.

Формы отчётности:
- творческие работы (электронные презентации, исторические портреты, эссе, сочинения),
- тетрадь с конспектами и заданиями,
- зачёт в различной форме.

Содержание курса

М – межпредметные связи; И – информационно-понятийный; Б – бинарный

10 класс

№ п/п Уровень интеграции Историческое событие Литературное произведение
Киевская Русь.
Восточные славяне.
Киевская держава.
Первые русские князья.
Соседи восточных славян.
Крещение Руси.
Торговые пути.
Язычество. Праздники.
А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге», «Руслан и Людмила».
Былины, жития святых.

А. Н. Островский «Снегурочка»

Период раздробленности на Руси
Княжеские усобицы
Новгородская земля
Русские княжества
«Слово о полку Игореве»
«Садко»,
Н. Карамзин «Марфа-посадница»

Русь под игом.
Монгольская держава.
Встреча на Калке.
Нашествие Батыя.
Александр Невский.
Русь под властью Золотой Орды.
«Житие Александра Невского», «Повесть о разорении Рязани Батыем».
В. Прибытков «Повесть о путешествии Афанасия Никитина в Индию»

Объединение Руси.
Возвышение Москвы
Дмитрий Донской
Куликовская битва
Стригольники.
Иосифляне и нестяжатели.

Иван Грозный
Стрелецкое войско
Венчание на царство

Б. Зайцев «Сергий Радонежский

Завоевание Казанского, Астраханского, Сибирского ханства.
Ермак
«Домострой»

М. Ю. Лермонтов «Повесть о царе Иване Васильевиче, о молодом опричнике и удалом купце
Калашникове».
А. К. Толстой «Князь Серебряный»

На перепутье. Смута.
Фёдор Иванович.
Борис Годунов.
Лжедмитрий I
Василий Шуйский
Армия Болотникова
Лжедмитрий II
Минин и Пожарский
Избрание на царство
М. Романова

А. С. Пушкин «Борис Годунов»

Бунташный век. Абсолютная монархия.
Царь Алексей Михайлович
Крепостное право
Церковные реформы (Никон и Аввакум)
Старообрядцы
Городские восстания
Медный и соляной бунт
Восстание Степана Разина
Царствование Фёдора Алексеевича

А. С. Пушкин «Дубровский»
Российская империя. Реформы Петра I
«Великое посольство»
Расправа над стрельцами
Северная война
Победы под Лесной и Полтавой
Основание С-Петербурга.
Флот и армия
Строительство заводов и мануфактур
Восстание Кондратия Булавина

А. С. Пушкин «Полтава»

А. С. Пушкин «Медный всадник»
А. Толстой «Пётр I»

Эпоха дворцовых переворотов.
Екатерина I
Елизавета Петровна
Анна Ивановна. Бирон.
Семилетняя война
Пётр III

Екатерина II
«Просвещённый абсолютизм»
Крепостнические законы
Бунт Емельяна Пугачева
М. Ломоносов
Ал. Суворов и Ф. Ушаков
Павел I
Борьба за мировое первенство

Эпоха Александра I
Дворцовый переворот 11 -12 марта 1801 года
М. М. Сперанский
Участие России в антинаполеоновских войнах
Отечественная война 1812 года
Бородинское сражение. Совет в Филях
Пожар в Москве
Партизанская война
Венский конгресс
Декабристы. 1825 год

Николаевская Россия. 1825 – 1855 гг.
Создание тайной полиции.
А. Х. Бенкендорф
Суд над декабристами.
Западники и славянофилы.
А. И. Герцен
Присоединение Кавказа. «Восточный вопрос»
Крымская война.
«Золотой век» русской культуры.

Правление Александра II.
Крестьянская реформа 1861 года
Либеральные реформы 60-70-х гг.
Русско-турецкая война. 1877-78гг.
Присоединение Средней Азии.

Контрреформы Александра III
Политика консервативного национализма
Сближение с Францией
Д. И. Менделеев

М. Ломоносов «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 год»

Н. Карамзин «Бедная Лиза»
Ф. Фонвизин «Недоросль»

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
Поэзия М. В. Ломоносова

«Империя против империи»
Л. Н. Толстой «Война и мир»
М. Ю. Лермонтов «Бородино»

А. С. Грибоедов «Горе от ума», А. С. Пушкин «В Сибирь», «Арион»
Одоевский «Ответ Пушкину», поэты-декабристы;

Н. Лесков «Левша»
Н. В. Гоголь «Ревизор», «Мёртвые души»

И. С. Тургенев «Отцы и дети»

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Л. Толстой «Севастопольские рассказы»
Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
М. Е. Салтыков-Щедрин «Сказки», «История одного города»

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», Н. Лесков «Очарованный странник», А. П. Чехов «Рассказы», «Вишнёвый сад»

11 класс

№ Уровень
интеграции Историческое событие Литературное произведение

Российская империя накануне Первой мировой войны.
Россия на рубеже XIX-XX вв.
Кризис империи: Русско-японская война и революция 1905-07 гг.
Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября 1905 г.
Третьеиюньская монархия и Реформы Столыпина
Культура России в конце XIX – начале XX вв.

Россия в годы революции и Гражданской войны
Россия в Первой мировой войне. Конец империи.
Февральская революция 1917 г.
Приход к власти большевиков
Гражданская война и военная интервенция в 1918-22 гг.

Советское государство и общество в 1920 – 1950 гг.
НЭП
Образование СССР и его международное признание
Культура и искусство после Октября 1917 г.
Модернизация экономики и оборонной системы страны в 1930-е гг. Культурная революция.
Культ личности Сталина.
Культура и искусство СССР в предвоенное десятилетие.
Международные отношения и внешняя политика СССР в 30-е гг.
СССР в 1939-1941 гг.

Великая Отечественная война.
Начальный период Вов. Июнь 1941-ноябрь 1942
Коренной перелом в ВОв
Наступление красной армии на заключительном этапе Вов
Причины, цена и значение Великой Победы

Советский Союз в первые послевоенные десятилетия (1945-1964 гг.)
Внешняя политика СССР и начало «холодной войны»
СССР в последние годы жизни Сталина
Первые политические реформы. XX съезд КПСС
Противоречие политики мирного сосуществования
Советское общество конца 1950-х – начала 1960-х гг.
Духовная жизнь СССР в 1940-60 гг.

СССР в годы «коллективного руководства»
Политика и экономика: от реформ к «застою»
СССР на международной арене 60-70-х гг.
Духовная жизнь в СССР середины 60- -середины 80-х гг.
Наука, литература и искусство, спорт в 60-е – 80-е гг.

Перестройка и распад советского общества.
Политика перестройки в сфере экономики.
Развитие гласности и демократии
Новое политическое мышление
Кризис и распад советского общества

Россия на рубеже XX-XXIв.
Курс на реформы: социально-экономические аспекты
Политическое развитие РФ в начале 1990-х гг.
Общественно-политические проблемы России во второй половине 1990-х гг.
Россия в начале XXI века
Внешняя политика демократической России «…И был великий спор». Общественно-политическая жизнь России в начале XX века.
Духовные искания в обществе в начале XX века. Литература Серебряного века. Общая характеристика.

Историко-культурная ситуация рубежа веков. Поэзия Серебряного века: символизм, акмеизм, футуризм.

«Музыка» революции в поэме А. Блока «Двенадцать», в поэзии В. Маяковского.
«Любит, любит кровушку русская земля». Красный и белый террор в годы Гражданской войны. Человек на войне в романе А. А. Фадеева «Разгром», в романе М. Шолохова «Тихий Дон».

Судьба человека в тоталитарном государстве (А. Платонов «Котлован», А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»).
«Эксперимент, из-за которого Россия потеряла XX век» (А. Солженицын). Коллективизация: как это было. Отражение трагической страницы истории страны в романе М. Шолохова «Поднятая целина».

Великая Отечественная война. Истоки её изображения в литературе. (Б. Васильев «В списках не значился», «А зори здесь тихие», А. Бек «Волоколамское шоссе», К. Воробьёв «Убиты под Москвой», Ю. Бондарев «Горячий снег», В. Быков «Сотников», поэзия О. Бергольц).

«Оттепель». Отражение эпохи перемен в литературе (А. Солженицын, Б. Пастернак, поэзия «оттепели»).

Нравственные проблемы в литературе 60-80-х годов (В. Распутин, В. Астафьев, Ю. Трифонов, В. Шукшин и др.)

«Медленно история листается. Всё стареет – Родина не старится». Истоки патриотизма в истории страны и их отражение в художественных произведениях.

Полный текст материала Интегрированный курс уроков истории и литературы «История России с древнейших времён до наших дней». смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Анастасия Васильевна  Teacher7780
25.05.2009 0 22566 2538

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК