Урок мужества: «Дни воинской славы» (литературно-историческая композиция) для 5-9 классов


Осипян Сасун Максимович
МБОУ – СОШ № 13, г. Армавира
учитель истории и обществознания.

Урок мужества:
«Дни воинской славы»
(литературно-историческая композиция)
Цель:
углубить знания учащихся о ярких и героических страницах истории Великой Отечественной войны.

Задачи:
 развивать у учащихся чувство патриотизма и гражданственности;
 способствовать развитию чувства сопереживания людям, выстоявшим в тяжелые дни войны.

1-й чтец: Война – жесточе нету слова,
Война – печальней нету слова,
Война – святее нету слова,
В тоске и славе этих лет,
И на устах у нас иного
Еще не может быть, и нет.
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На все, на все четыре года.

1-й Ведущий: Наша встреча посвящена событиям, завершившимся 65 лет назад. Четыре долгих года, 1418 дней, шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества. 22 июня 1941 года в 3 часа 15 минут утра немецкие войска перешли границу Советского Союза. Так началась Великая Отечественная война.
Сводка Главного Командования Красной Армии от 22 июня 1941 года:
«С рассветом 22 июня 1941 года регулярные войска германской армии атаковали наши пограничные части на фронте от Балтийского до Черного моря…».

2-й чтец: Самый светлый,
Самый летний день в году,
Самый длинный день Земли –
Двадцать второго.
Спали дети,
Зрели яблоки в саду.
Вспоминаем, вспоминаем это снова.
Вспоминаем эту ночь и этот час,
Взрыв, что солнце погасил в кромешном гуле.
Сквозь повязки неумелые сочась,
Кровь народа заалела в том июне.
Шаг за шагом вспоминаем,
День за днем,
Взрыв за взрывом,
Смерть за смертью, боль за болью,
Год за годом, опаленные огнем,
Год за годом, истекающие кровью.

2-й Ведущий: Алексей толстой в первые месяцы войны написал: «Родина моя, тебе выпало трудное испытание, но ты выйдешь из него с победой, потому что ты сильна, мы молоды, ты добра, добро и красоту ты несешь в своем сердце. Ты вся – в надеждах на светлое будущее, его ты строишь своими большими руками, за него умирают твои лучшие сыны. Бессмертна слава погибших за родину».

Звучит песня В. Высоцкого «Сыновья уходят в бой».

1-й Ведущий: Брест первым принял на себя удар фашистской армии. Три с половиной тысячи человек против целой вражеской дивизии, усиленной танками, самолетами, артиллерией. 28 дней длилась героическая оборона Брестской крепости, почти все ее защитники пали смертью храбрых. Оборона крепости – это поистине подвиг воинов-патриотов.

3-й чтец: Я крепость!
Я крепость!
Я крепость!
Я крепость!
Я крепость!
Я крепость!
Я боюсь.
Я не сдамся врагу.
А смерть – это просто нелепость,
Ее я принять не могу.

2-й Ведущий: Фашисты превратили в руины наши города и села, издевались над мирным населением, нашими военнопленными, проводили медицинские эксперименты над советскими людьми, морили голодом, жгли в крематориях.

4-й чтец: Москва, Москва, священная держава,
Благословляя, веря и любя,
Мы за тебя – по долгу, и по праву,
И по любви – мы бьемся за тебя!
За то, чтобы черемух пеной белой
Дымя-дымилась теплая земля,
Чтоб ликовали отчие пределы,
В отраде жили русские поля;
За то, чтоб солнце гасло на затоне
И звезды отражались бы в реке,
За то, чтоб мать глядела с-под ладони
На озаренном солнцем большаке;
За то, чтоб смолк повсюду рев орудий,
Чтоб хлеб и соль стояли на столе,
За то, чтоб просто радовались люди
На снова отвоеванной земле!

1-й Ведущий: Эти зловещие деяния гитлеровцев вызвали мощное сопротивление нашего народа. Вся страна превратилась в единый военный лагерь. В тылу врага разгорелась партизанская война. Чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины наш народ вступил в жестокий бой с врагами.

2-й Ведущий: 30 сентября 1941 года вермахт начал генеральное наступление на Москву. Фашистами было взято в плен много советских людей, захвачено 1242 танка и 5412 орудий. Но 5-6 декабря уже последовало мощное советское контрнаступление. Враг отошел от Москвы на 100-250 км, оставив города Калинин, Калугу, Клин, Волоколамск.

1-й Ведущий: Особенно тяжело было пережить эту войну детям. Погибали дети не только на фронтах, но и в оккупированных фашистами городах и в блокадном Ленинграде.
В течение 900 дней вся страна, весь мир, затаив дыхание, ловили любую весточку из Ленинграда, охваченного кольцом немецкой блокады. Начиная войну с СССР, Гитлер намеревался сровнять с землей и Москву, и Ленинград. Уничтожить город на Неве с помощью военной силы не удалось. Тогда Гитлер в январе 1942 г. цинично заявил: «Ленинград мы не штурмуем сознательно. Ленинград выжрет себя сам...»
Горожане все, от мала до велика, выстояли в эти тяжелейшие дни. Своим трудом, мужеством и стойкостью они приближали победу. И выстояли, и победили! Весь мир был потрясен героизмом ленинградцев.
В ознаменование подвига войск, массового героизма и мужества населения 26 января 1945 года указом Президиума Верховного Совета СССР Ленинград был награжден орденом Ленина, а 8 мая 1965 г. в честь 20-летия победы городу было присвоено почетное звание «Город-герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда».

Звучит музыка М. Жарра. Тема Лары из фильма «Доктор Живаго»

1-й чтец:
Какая музыка была!
Какая музыка играла,
Когда и души и тела
Война проклятая попрала.

2-й чтец: Да, мы не скроем: в эти дни
Мы ели землю, клей, ремни;
Но, съев похлебку из ремней,
Вставал к станку упрямый мастер,
Чтобы точить орудий части,
Необходимые войне.
Но он точил, пока рука
Могла производить движения.
И если падал – у станка,
Как падает солдат в сраженье.
Блокадный хлеб. Блокадная вода.
Блокадный путь под вьюгой ледяною.
Какой бессмертье куплено ценою –
Мой город не забудет никогда…
Да славится твой камень и металл,
Твоих бойцов крылатая отвага, -
Их острый штык
На копоти рейхстага
Автограф Ленинграда начертал.
О, города прекрасное лицо
И вздох его счастливый
В ту минуту,
Когда блокады черное кольцо
Развеял гром победного салюта…

Звучит песня «Священная война» (музыка А.Александрова, слова В.Лебедева-Кумача) в исполнении ансамбля им. А.В. Александрова

2-й Ведущий: В истории есть критические точки или вехи, от которых целые народы ведут новый отсчет времени. Такой критической для судеб нашей страны и всей Европы стал Сталинград. Именно Сталинград предопределил конец гитлеровского рейха, разгром его военной машины…именно на развалинах Сталинграда, обагренных кровью его защитников, история вынесла фашизму свой окончательный приговор.
Двести дней и ночей на огромной территории в междуречье Волги и Дона не затихали ожесточенные бои. В сражении под Сталинградом с обоих сторон участвовало более двух миллионов ста тысяч солдат и офицеров, около 2500 боевых самолетов, почти 26 тысяч орудий, более двух тысяч танков и штурмовых орудий.
В результате были подорваны военная мощь и престиж Германии.
На всю страну прославились бойцы Красной Армии, два месяца удерживавшие оборону дома, который стал непреступной крепостью.

3-й чтец: Гулко катился в кровавой мгле
Сотой атаки вал.
Злой и упрямый, по грудь в земле
Насмерть солдат стоял.
Знал он, что нет дороги назад, -
Он защищал Сталинград.
Звучит музыка Л.Бетховена. Пятая симфония, часть 3

1-й Ведущий: Давно закончилась война… Затекли и сравнялись с землей окопы, заросли травой временные фронтовые дороги, цветами покрылись блиндажи. Но земля всегда будет помнить о войне. И люди помнят!

2-й Ведущий: сквозь время говорят с нами те, кто уже никогда не вернется, не обнимет детей, внуков, друзей. Поклонимся же низко тем, кто положил свою жизнь на алтарь Отечества, почтим минутой молчания их память.

Минута молчания.
1-й Ведущий: Склоняя головы перед светлой памятью отцов, дедов, братьев, сестер, родных, однополчан, друзей, освободим сердца от гнева и жестокости, вспомним, что мы – сыны и дочери великого народа, и будем достойны его.
Чтец: Вечная слава Героям!
Вечная Слава! Вечная Слава! ...
Но зачем она им, эта слава, — мертвым?
Для чего она им, эта слава, — павшим?
Все живое — спасшим. Себя — не спасшим. Для чего она им, эта слава, — мертвым?.. Если молнии в тучах заплещутся жарко
И огромное небо от грома оглохнет,
Если крикнут все люди земного шара, —
Ни один из погибших даже не вздрогнет. Знаю: солнце в пустые глазницы не брызнет! Знаю: песня тяжелых могил не откроет!
Но от имени сердца, от имени жизни Повторяю: Вечная Слава Героям!..

Музыкальные произведения
1. Песня В. Высоцкого «Сыновья уходят в бой».
2. Музыка М. Жарра. Тема Лары из фильма «Доктор Живаго».
3. Песня «Священная война» (музыка А.Александрова, слова В.Лебедева-Кумача) в исполнении ансамбля им. А.В. Александрова.
4.Музыка Л.Бетховена. Пятая симфония, часть 3 .

Литература:
1. Сборник стихотворений поэтов-фронтовиков.
2. Города-герои Великой Отечественной войны. – М.: Просвещение, 1975.
3. Данилов А. А. История России, XX – начало XXI: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт – М.: Просвещение, 2008.


Полный текст материала Урок мужества: «Дни воинской славы» (литературно-историческая композиция) для 5-9 классов смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Осипян Сасун Максимович  ОСМ
учитель истории и обществознания., МБОУ – СОШ № 13, г. Армавира
06.01.2012 1 9945 1054
Комментировать

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 1
avatar
1 Lujdochka • 01:45, 29.04.2012
Спасибо за интересную литературно-историческую композицию, посвящённую 9 мая! Актуально и важно для воспитательной работы!