Разработка урока гражданственности и патриотизма по теме «Кубань – моя, степная дочь России» для учащихся 10-х классов


Заика Наталья Сергеевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 15 им.Н.Н.Белоусова

Учитель истории и обществознания

Высшая квалификационная категория

Почетная грамота МО РФ


Разработка урока гражданственности и патриотизма

«Кубань – моя, степная дочь России» для учащихся 10-х классов

.


Цель: воспитание у учащихся чувства глубокой любви к родным местам, отечеству, стремления к умножению его могущества, величия и славы.


Задачи:

Познавательные: знакомство с историей присоединения Прикубанья к России и образования Краснодарского края.

Развивающие:

  • развивать исследовательские и поисковые навыки учащихся через знакомство со специальными изданиями, различными источниками информации (интервью, Интернет, справочная и хрестоматийная литература, средства массовой информации и т.д.).

  • развивать навыки работы с использованием современных информационных технологий.

Воспитательные: формирование у молодежи уважительного отношения к истории родного края и к трудовым достижениям старшего поколения.


Оборудование: карта Кубани, символика Кубани, гимн Кубани, стихи о крае, портреты известных людей края, мультимедийное оборудование.


Подготовка к уроку (опережающее задание для учащихся):

  • изучить библиотечный фонд гимназии и города с информацией об героях труда Краснодарского края;

  • сделать подборку литературы по изучаемому вопросу;

  • сделать подборку материала и представить информацию по изучаемой теме (доклад, реферат, сообщение, мультимедийная презентация, фоторепортаж).


Ход урока


I часть урока «Присоединение Прикубанья к России»

Обозначение темы урока, темы первой части урока «Присоединение Прикубанья к России» через проблемную ситуацию. Учащимся предлагается прочитать эпиграф и цитату и определить самостоятельно тему и цель урока.

Эпиграф «Земля отцов – твоя земля».

Цитата к первой части урока:

Кубань влекла нас плодородием,

Безбрежьем,

Трав степных игрой.

И мы ее назвали Родиной,

Назвали Матерью родной.

С Хохлов.

Затем учащимся предлагается в парах обсудить причины Присоединения Прикубанья к России через исторические и географические факторы и заполнить таблицу (на доске).


Я знаю

Я узнал



После обозначения причин учащиеся самостоятельно изучают материал (приложение 1)и работают со второй частью таблицы, сравнивая, анализируя и делая выводы.


II часть урока: «Образование Краснодарского края».

Ты красив и весел,

Щедр ты по-кубански,

Край хлебов и песен –

Край наш Краснодарский.

В. Подкопаев

На доске представлены этапы истории развития Кубани в составе России (период императорского правления – дореволюционный этап – советская Кубань в составе Северо-Кавказского края – Озово-Черноморский край – Краснодарский край).

Учащиеся разбиваются на малые группы по количеству этапов. Каждая группа изучает особенности развития Кубани в указанный период и представляет результаты своей работы (приложение 2).


III часть урока: «Трудовая слава Кубани».


Я люблю

Ковыль степных курганов,

Краски моря,

Вешнюю зарю…

Но сегодня

Говорю о главном -

О земле, о людях говорю


Они осилят зло и горе,

Добудут свет в кромешной мгле…

Мои герои – главный корень,

Основа жизни на земле.

В. Подкопаев.


Прочитайте цитаты и подумайте, чему может быть посвящена следующая часть нашего урока (учащиеся отвечают).

Затем учитель подтверждает мнения учащихся словами губернатора Краснодарского края А.Н.Ткачева (приложение 3).

Затем идут сообщения учащихся о героях труда Краснодарского края.


IV этап урока. Подведение итогов. Рефлексия.


На этом этапе учащимся предлагается подготовить дружеские вопросы и сформировать пакет. После этого учащиеся вытягивают из пакета вопросы и отвечают на них.


Заключение.


Наш край Кубань -

особой славы край.

И быть кубанцем

дело непростое.

На бранном поле

мы - гвардейцы боя.

На мирном

мы - бойцы за урожай.

У мастеров земли

цветет земля.

У мастеров машин

поют машины...

В святой любви к Отчизне

мы едины.

В большой работе

мы — одна семья.



Источники информации


  1. В. Бардадым. Радетели земли Кубанской. Краснодар, 1998г.

  2. Ф.И.Колесников. Во славу Кубани. Краснодар, 2005г.

  3. В.Н.Ратушняк. Кубань: 2000 лет исторического пути. Краснодар, 2000г.

  4. Родная Кубань. Страницы истории. Под ред. В.Н.Ратушняка, Краснодар, 2004.

  5. Трудовая слава Кубани: люди немеркнущей славы. Под ред. Н.Л.Заздравных, Л.Д.Мурзиной. Краснодар, 2006г.

  6. В. Худоянц. Юг России: что в этом словосочетании? Краснодар, 2004г.




Полный текст материала Разработка урока гражданственности и патриотизма по теме «Кубань – моя, степная дочь России» для учащихся 10-х классов смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Заика Наталья Сергеевна  leader
08.06.2010 2 7053 540

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК