Проектная деятельность на уроках истории


Тема: Проектная деятельность на уроках истории и во внеурочное время как способ развития познавательного интереса учащихся.

Цели моей работы:

  • Организация учебно-воспитательного процесса, при котором каждый ученик имеет возможность овладеть не только базовым уровнем учебного материала, но и развить свои творческие способности;
  • Формирование и развитие познавательного интереса к историческому исследованию, научному поиску, творческой деятельности;
  • Воспитание социально-активной творческой личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.

Гипотеза. Система формирования основ проектной деятельности будет эффективной, если:

  • она включает изучение и анализ степени обученности проектной деятельности;
  • направлена на формирование мотивации к занятиям проектной деятельностью;
  • характеризуется наличием системности в образовательном процессе.

Задачи:

  • теоретически и экспериментально обосновать необходимость внедрения проектного метода в школьное обучение;
  • определить педагогические условия использования проектной деятельности в образовательной среде школьников;
  • выявить степень обученности проектной деятельности, уровень сформированности учебно-познавательного интереса;
  • апробировать методику работы над проектом в условиях среднего и старшего звена.

На этапе констатирующего эксперимента при рассмотрении результатов диагностики состояние уровня обученности школьников проектной деятельности было признано неоптимальным. Было выявлено:

  • неумение поставить творческую цель - 68%;
  • испытывали трудность в планировании своей деятельности - 65%;
  • неумение работать самостоятельно - 64%;
  • низкий уровень развития творческих способностей - 80%.
  • только у 30% учащихся был отмечен положительный уровень обученности.

Общие итоги констатирующего эксперимента свидетельствовали о необходимости внедрения проектного метода в среднее и старшее звено школьного обучения, т.к. учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.
Актуальность

Новая парадигма педагогики смещает центр проблем с формирования знаний, умений и навыков на целостное развитие личности.
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции, субъектности учащихся в учебном процессе.

Исходя из теории Л.С. Выготского, развитие школьника как личности определяется процессом обучения. Поэтому необходимо искать новые пути по внедрению в учебно-воспитательный процесс современных технологий.

Одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, является проектное обучение, которое имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.

В целом, как подчёркивает В. Гузеев, «проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия».

Несмотря на очевидную необходимость использования исследовательских методов в обучении, по-прежнему традиционное обучение, в особенности в нашей стране, строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, что в значительной степени блокирует исследовательскую активность ребёнка, делая в итоге практически невозможным процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития. Между тем, общая тенденция развития современного общества такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека.

Следовательно, требованием времени является подготовка учеников к исследовательской деятельности, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска, что становится важнейшей задачей для меня, как учителя.
Новизна.
Проектная методика позволяет гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему как новая технология обучения, более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая учеников самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться и самореализовываться в разнообразной учебной и практической деятельности. Она помогает освоить новые способы деятельности на основе интегрированного содержания; вывести образование за пределы школы, используя потенциал информационных ресурсов. Проектные приёмы отвечают всем современным тенденциям в образовании.
Ценностью моей работы считаю качественное построение уроков-проектов, исследовательских проектов, творческих проектов на сочетании приёмов и методов, позволяющих активизировать познавательную деятельность, развивать творческие способности учащихся. В основе практическая, исследовательская деятельность, групповая форма работы, работа парами сменного состава.
Ведущая педагогическая идея.
Ведущей педагогической идеей моей работы является гуманизация образования, что предполагает организацию такого процесса обучения, который бы обеспечивал возможности для самовыражения учащихся на основе:

  • Взаимного доверия и уважения учителя и ученика;
  • Обеспечения свободы творческой деятельности и самореализации школьника как личности;
  • Принципа коллективного труда;
  • Осуществления единства мыслительной и практической деятельности учащихся;
  • Использования личностно-ориентированного обучения.

В своей работе я формирую и развиваю познавательный интерес к изучению истории на основе устойчивых положительных мотиваций.
Научно-теоретическое обоснование

В своём педагогическом исследовании я делаю акцент на познавательном интересе как мотиве учебной деятельности. Под познавательным интересом понимаю особое положительно-эмоциональное отношение, стремление к знанию и самостоятельной творческой деятельности, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека больше узнать нового, понять, проверить, выяснить, усвоить.
В процессе формирования познавательного интереса выделяю следующие этапы:

  • Любознательность;
  • Появление интереса, стимулирующего творческий поиск;
  • Устойчивый интерес к предмету на теоретическом уровне.

Становление системы опыта происходило в процессе изучения теоретической и методической литературы (теория развития познавательного интереса Г.И.Щукиной, опыт Л.В.Занкова, Д.Б.Элькона, В.Д.Давыдова по развивающему обучению), апробирования изученных методов в собственной практике, создание системы связанных между собой приёмов и методов, прошедших отбор в процессе апробирования. В своём опыте опираюсь на основные принципы творчества педагога-новатора И.П.Волкова:

  • Знание – фундамент творчества;
  • Строгий отбор учебного материала;
  • Формирование интереса к учению через разнообразные виды творчества;
  • Индивидуальный подход в обучении.

В современных условиях метод проектов широко применяется в практике, находит своих последователей, дорабатывается учёными. Он становится все более популярным. Причину этого я вижу не столько в педагогике, сколько в социальной сфере – это актуальность широких человеческих контактов, знакомств с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему.
Условия: высокий уровень сформированности у школьников умений исследовательской деятельности; наличие учебно-методической литературы, информационных носителей;
педагогические ресурсы, позволяющие организовать работу с источниками информации; консультации со специалистами и с учителями-предметниками; работа учащихся за пределами школы в музее, в библиотеке и т.д.
По данной теме работаю в 5-11 классах.
Длительность работы по теме: 3 года.
В перспективе своей педагогической деятельности предусматриваю дальнейшую работу по программе ИОУ «ПАРУС», направленную на создание школьного историко-краеведческого музея, а также проведение археологических и этнографических экспедиций учащихся в период летних каникул.
Результатом моей работы по теме является постоянное формирование мотивации достижений, стремление учащихся к углубленному изучению предмета: 68% качества знаний. Высокий уровень мотивационной деятельности на уроках истории говорит о том, что учащиеся легко и с интересом усваивают учебный материал, успешно овладевают программой. О сформированности опыта творческой деятельности учащихся можно судить по результатам их участия в районных, краевых и всероссийских конкурсах.

I. Теоретическая часть. Развитие познавательного интереса учащихся при использовании метода проектной технологии.
1. Развитие познавательной активности личности.
1.1.Роль метода проектов в развитии познавательной активности личности.
«Самостоятельность головы
учащегося – единственно
прочное основание всякого
плодотворного учения».
К.Д.Ушинский

Мы живём во время реформирования России, неотъемлемой частью которого является модернизация образования. Утверждаются качественно новые принципы организации жизнедеятельности людей, ведется работа по определению путей устойчивого развития общества, а значит, важной является проблема формирования личности, которая способна обеспечить это развитие и успешно адаптироваться в быстро меняющихся социально-экономических условиях общества.
Кроме этого современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков – на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности, как нравственной характеристики личности. В такой педагогической теории обучения, ученик становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познающий характер.
Философы называют современный период общечеловеческого развития прогрессивизмом. Этот термин проник и в сферу образования, где он оттеняет термины «гуманизация» и «гуманитаризация», подчеркивая прогрессивность и перспективность названных процессов в данной сфере. В современных условиях гуманистическая философия образования реализуется с помощью разнообразных технологий, целью которых является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности.
Процесс гуманизации обучения и воспитания, связанный с усилением внимания к личности ребенка, с подходом к нему, как к высшей ценности общества, отражает тот социальный заказ, который на пороге третьего тысячелетия общество предъявляет образовательным системам разного уровня. Сейчас многие развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих образовательных систем так, чтобы в центре внимания педагогов находилась познавательная деятельность учащихся. Важен не конечный результат (знания устаревают, подвергаются изменениям), а сам процесс приобретения знаний. Необходимо научить учащихся самостоятельно учиться и добывать необходимые знания, учить умению адаптироваться в жизненных ситуациях и самостоятельно принимать решения, критически мыслить. При традиционном подходе и традиционных средствах обучения эти задачи решить достаточно сложно. Многочисленные примеры свидетельствуют о том, что одной из перспективных форм работы со школьниками, организации их научно-исследовательской деятельности является метод проектов.
Чем этот метод лучше?
Метод проектов, во-первых, позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации. С помощью традиционных методик детей учёбой не увлечь. Не только отстающие, но и одаренные ребята тоже, бывает, скучают на уроках. Поэтому необходимо выдвигать перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать такие задания, которые не имели бы единых, заранее известных решений. Формулирование открытого задания может стать результатом коллективного обсуждения проблемы. Верхом мастерства учителя является ситуация, когда гипотезу или проблемный вопрос формулируют сами ученики. (1). Чувствуешь важность и необходимость своей работы, когда выдвинутые детьми проблемные вопросы не просто интересны, но и новы для самого учителя.
Во-вторых, реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами.
В-третьих, выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Учебные проекты учащихся должны быть прообразами проектов в их будущей самостоятельной жизни. Выполняя их, учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь вперед к поставленной цели.
В-четвёртых, метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий. Это и электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, олимпиады, конкурсы. Все больший интерес представляет и работа над международными, всероссийскими и региональными проектами. Примерами образовательных Интернет-проектов являются: «Страна Гардарика», «Научись защищать свои права», «Гражданин», «Новая цивилизация» и другие.
Следовательно, передо мной, как учителем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь результата в выполнении этой задачи можно только в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при помощи разнообразных технологий. Одной из таких технологий является проектная методика, которая в свете требования к современному образованию позволяет эффективно решать поставленные задачи.
1.2. Ведущие признаки в проектной технологии.
1. Прагматическая направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении личностно значимой и социально обусловленной проблемы.
2. Характер взаимодействия двух субъектов проектной деятельности – ученика и учителя – принципиально иной, чем при традиционном обучении.
Роль учителя.
Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. (2). Он не просто передает знания, а обеспечивает деятельность школьников, то есть:
 Консультирует. Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду. При реализации проектов учитель – это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся делают совсем другое.
 Мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.
 Помогает. Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности – минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения получит, работая над сбором информации на различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации (например, учителем осуществляется организация групповой дискуссии; постановка вопросов, ответы на которые ученику заведомо неизвестны; постановка вопросов, ответы на которые прозвучат абсурдно, раскрывая противоречия в решениях и способах деятельности; помещение в пространство классной комнаты предметов, порождающих определенные ассоциации).
 Наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированности информационной и коммуникативной компетентностей учащихся, с другой.
Роль ученика.
Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать. Следует признать, что каждый ученик имеет право:
 Не участвовать ни в одном из текущих проектов;
 Участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях;
 В любой момент могут начать новый проект.
С самого начала ученик оказывается в ситуации неопределенности, но именно это и стимулирует его познавательную активность. С другой стороны, ситуация неопределённости при выполнении проекта вызывает у учащихся специфические сложности, которые носят объективный характер. Преодоление этих трудностей является одной из ведущих дидактических целей метода проектов.(3). При этом у учащихся вырабатывается собственный аналитический взгляд на информацию, а уже не действует заданная учителем оценочная схема «это верно, а это нет». Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:
 Выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;
 Выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идёт не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействия с учителем – консультантом позволяют освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для реализации своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной инфантильности (он – ответственный опекун, я – безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он – профессионал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я – человек, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность).
 Оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт – информацию с позиции её полезности для проекта, предложенные идеи с позиции их реалистичности. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось. Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение. Анализ и самоанализ объективных и субъективных причин неудач, неожиданных последствий деятельности, понимание ошибок усиливает мотивацию для дальнейшей работы. Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку и самооценку окружающего мира и себя в микро- и макросоциуме.
Ученик – субъект обучения, учитель – партнёр, создающий условия. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и на приобретение новых, порой путём самообразования.
1.3. К истории метода проектов.
Проект (от лат. рrojectus, букв.- брошенный вперед), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план. И на самом деле, планируя проект, учитель как бы заглядывает в будущее, воображает нечто, что ученик может создать или получить, затратив определенные усилия.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. (4). Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи или критического мышления). Суть рефлекторного мышления - вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении.
Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж.Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. (5). Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
В практике применения метода проекта на уроках истории интересен опыт преподавателя гуманитарной гимназии города Кирова, Заслуженного учителя России Галины Аркадьевны Кропаневой. Сформулированные автором положения видятся важными в первую очередь потому, что за ними стоит многолетний опыт работы над ученическими проектами, неустанный поиск оптимальных решений, постоянное совершенствование методики.
Таким образом, даже совсем краткий анализ проблемы учебных проектов показывает, что на нынешнем витке своего движения педагогика вновь вернулась к ориентации на развитие учащихся, и поэтому ей созвучны многие идеи метода проектов. Уже первые аналитические исследования образования, проводимые в рамках поисков таких инновационных подходов почти три десятилетия назад, наметили понимание того, что традиционная ориентация образования на передачу суммы известных знаний не может удовлетворить потребность в развитии интеллекта и креативности учащихся, необходимым для адаптации к динамично меняющимся социально-экономическим условиям жизни.
2. Общая характеристика метода проектного обучения.
2.1. Понятие метода проекта.
Определение учебного проекта в основном совпадает у разных авторов. По определению Е.С.Полат: «Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приёмов и действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, проблемных методов, творческих по самой своей сути».
Метод – это совокупность приёмов, операций овладения определённой областью практического или теоретического знания той или иной деятельности, способ организации процесса познания. Исходя из этого, когда мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ конкретной цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результат и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Учителя-новаторы, попробовав однажды поработать методом проектов, не могут от него отказаться – такова не сила притяжения этого метода, а возможности, которые позволяют ученикам учиться, а учителям учить без принуждения, весело и интересно. В условиях отсутствия достаточного количества научных разработок учебных проектов учитель придумывает свои, пробует адаптировать для себя те, которые ему стали известны от коллег. Положительный педагогический опыт при его распространении нуждается в научно-методическом сопровождении. Бурное развитие инновационной практики и встречное движение педагогической науки уже привели к значимым достижениям. К ним можно отнести:
 Большое многообразие образовательных ситуаций успешного использования учебного проекта;
 Попытки классификации учебных проектов;
 Создание методик выполнения учебных проектов в зависимости от их типов;
 Выстраивание новых курсов с введением учебных проектов в образовательный контекст;
 Организация учебного учреждения, где учебный проект является ведущей образовательной формой, подчиняющей себе образовательно-воспитательную ситуацию учебного заведения.
2.2. Цели и особенности проектного обучения.
Ряд исследователей под целями проектного обучения понимают следующее:
 Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным через проживание «ситуации успеха» не на словах, а на деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации; через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.
 Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности. Важно в жизни умение не только высказывать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и понять другую, иногда полностью противоположную своей.
 Развивать исследовательские умения: анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы.
Указанные цели достигаются через особую организацию образовательного пространства, влияющую на разные аспекты и стороны личности, создавая условия для появления у неё мотива к самоизменению, личностному росту, способности к реализации собственной «Я-концепции» (Я могу, я хочу, я нравлюсь и т.д.), для освоения интеллектуальных средств познания и исследования мира (процессов, явлений, событий, свойств, законов и закономерностей, отношений и др.).
3. Предполагаемый результат.
3.1. Проектная деятельность предполагает воспитание у школьников качеств, умений, компетенций.
Качества:
 Самостоятельность;
 Инициативность;
 Целеполагание;
 Креативность.
Группа навыков и умений, приобретаемых в процессе проектной деятельности:
 Интеллектуальные (умения работать с информацией, ориентироваться в информационном пространстве, систематизировать знания, выделять главную мысль, умение вести поиск новой фактологической информации, анализировать гипотезу и её разрешение, умение делать обобщения и выводы, работать со справочными материалами);
 Творческие (умение генерировать идею, находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать более рациональное из них, прогнозировать последствия принятых решений, умение видеть новую проблему);
 Коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение находить компромисс с собеседником, умение лаконично излагать свою мысль;
 Умения и навыки, связанные с осуществлением всех видов речевой деятельности4
 Методологические (умения работать в библиотеках, на компьютере, в телекоммуникационных сетях).
Названные умения и навыки должны быть взаимосвязаны и способны дополнять друг друга.
Ведущие принципы, реализуемые в ходе обучения истории с помощью проектной методики:
 Принцип коммуникативности;
 Принцип ситуативной обусловленности;
 Принцип проблемности;
 Принцип автономности.
3.2. В ходе проектной деятельности у школьников развиваются следующие способности:
 Коммуникативные (обсуждение проекта, консультации учителя, импровизация).
 Личностные (самобытность, фантазия, любознательность, адаптивность, гибкость мышления, ответственность).
 Социальные (коллективная деятельность, самодисциплина, терпимость к мнению других).
 Литературно-лингвистические (описание идеи, импровизация в процессе защиты).
 Технологические (наглядно-образная память, абстрактно-логическое мышление).
4. Структурирование проектов.
4.1. Этапы работы над проектом.
В проектной деятельности принято выделять несколько этапов, так Е.С.Полат выделяет следующие (6):
№ п/п Этапы работы над проектом Содержание работы на данном этапе Деятельность учащихся Деятельность учителя
1 Подготовка Определение темы и целей проекта. Формирование рабочей группы. Обсуждают предмет проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели. Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке цели. Наблюдает за деятельностью учащихся.
2 Планирование А) определение источников информации; б)определение способов сбора и анализа информации; в)определение способа представления результатов; г)установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности. Формируют задачи, вырабатывают план действий, выбирают и обосновывают свои критерии и показатели успеха проектной деятельности. Предлагает идеи, высказывает предположения, наблюдает за деятельностью учащихся.
3 Исследование Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив методом «мозгового штурма», выбор оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты. Выполняют исследование, решая промежуточные задачи. Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся.
4 Формулирование результатов или выводов. Анализ информации, формулирование выводов. Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект. Консультирует учащихся.
5 Защита проекта Подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов. Возможные формы отчёта: устный отчёт, устный отчёт с демонстрацией материалов, письменный отчёт. Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности. Слушает, задаёт целесообразные вопросы о роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа.
6 Оценка результатов и процесса проектной деятельности. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин. Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок деятельности. Оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использования источников. Определяет потенциал продолжен


Полный текст материала Проектная деятельность на уроках истории смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Березикова Татьяна Сергеевна  историк
-, МОУ "Сростинская СОШ им.В.М.Шукшина" учитель истории
11.09.2010 8 27778 1735
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 7
avatar
7 Натали0621 • 00:17, 14.04.2011
Спасибо за оченьподробную статью! Хотелось бы побольше реальных примеров увидеть.
avatar
6 Фуад-Паша • 15:46, 30.11.2010
Спасибо! Очень полезная статья!
avatar
5 rfhfktdf • 22:34, 04.11.2010
материал интересны я тоже провожу эксперимент с применением метода проекта на уроках обществознания предварительные результаты радуют и
avatar
4 ermira • 21:50, 20.09.2010
Уважаемая Татьяна Сергеевна! Да, действительно, может расскажете о результатах внедрения этой технологии. Чтобы это действительно стало полноценным обобщением опыта.
avatar
3 историк • 17:56, 20.09.2010
спасибо за положительные отзывы. на самом деле практической части намного больше, просто я не посчитала нужным выкидывать её на сайт. на мой взгляд, практической части достаточно у любого учителя, а правильно подобрать теорию намного сложнее.
avatar
2 Надежда8665 • 03:31, 20.09.2010
Хороший материал. Достаточно отработан. Но ,на мой взгляд, я бы увеличила практическую часть, расширила бы раздел примеров работы. Это всегда интересно. А материал по теории отобран очень скрупулезно.
avatar
1 ermira • 18:19, 19.09.2010
Спасибо! Полезная статья!