Статья "Эффективные технологии организации мыследеятельности учащихся на уроке и во внеурочных занятиях по математике"


Эффективные технологии организации мыследеятельности учащихся на уроке и во внеурочных занятиях по математике

Максимова Л.Н., учитель математики

МБОУ «Таттинский лицей им. А.Е.Мординова»

Современные социально-экономические преобразования, бурное развитие промышленности в республике, преобладание рыночных отношений во всех сферах жизнедеятельности человека требуют конкурентноспособных, самостоятельных, деловых, трудолюбивых, профессионально компетентных работников, личностей, способных ориентироваться в различных жизненных ситуациях. Исходя из этого, возникает необходимость формирования у учащихся ключевых образовательных компетенций, социально значимых личностных качеств, позволяющих быть успешными во взрослой жизни и профессиональной сфере.

Каков возможный вклад учебного предмета «математика» в формировании каждой из ключевых компетенций? Как организовать урок с точки зрения его соответствия современным требованиям? Эти вопросы , наверное, волнуют каждого учителя-предметника. Но мы считаем, что специфика нашего предмета такова, что при эффективной технологии обучения, могут быть созданы благоприятные условия для формирования у учащихся требуемых компетенций.

Нас, учителей лицея, всегда интересовали особенности мышления различных народов: имеются ли национальные типы мышления? Может ли на особенностях мышления повлиять менталитет народа? Исходя из собственного опыта и, особенно, если нет возможностей сравнивать особенности мышления детей разных национальностей, то на эти вопросы трудно ответить однозначно. Если проанализировать работы ведущих специалистов в области современной психологии и педагогики, рассмотреть этапы мышления и сравнить их с этапами мыслительной деятельности, основывающейся на национальных особенностях, то просматриваются некоторые различия.

Рассмотрим этапы творчества:

  1. Возникновение проблемной ситуации.

  2. Проблемы – вопрос – замысел.

  3. Поиск решения: выдвижение и проверка гипотез.

  4. Выражение решения – Продукт.

  5. Реализация продукта (публичное представление продукта).

А теперь для сравнения рассмотрим этапы мыслительной деятельности, основывающейся на национальных особенностях согласно структуре произведения Кулаковского А.Е. «Кыраьыабай кыыс»:

- стимул, эмоция , мотивация

- мотивированные действия;

- анализ;

- сравнение, сопоставление, противопоставление;

- реализация замысла;

- промежуточная рефлексия;

- вторичные системные признаки(поиск методом исключения);

- систематизация материала;

- промежуточная рефлексия;

- причинно-следственные связи;

- модель теоретического понятия.

Сравнительный анализ двух схем мышления и деятельности показывает, что, в основном , они схожи, аналогичны. Но в схемах имеются также и существенные различия. Во второй схеме в отличие от первой, прослеживается многоэтапность, глубина суждений, субъектность выражена через промежуточные рефлексии, сомнения, критичность; схема отличается многообразием анализа и синтеза. Отсюда можно сделать вывод, что менталитет народа саха – философский склад ума, обращение в себя, глубокое размышление над собственным духовным миром, поиск гармонии в душевном состоянии –отражается и в особенностях мышления.

Проанализировав аналогии и различия в двух схемах, мы объединили их в одну общую схему – примерную модель полного поэтапного решения математических задач.

Обоснованием модели может послужить то, что любая математическая задача есть микро-модель проблемной ситуации. Поиск решения математической задачи есть поиск способа выхода из проблемной ситуации. При этом осуществляется большая мыслительная деятельность, в процессе которого у ученика формируется, так называемое, математическое мышление, характерными признаками которого являются, по мнению А.Я. Хинчина. «… доминирование логической схемы рассуждения; лаконизм, сознательное стремление всегда находить кратчайший путь; четкая расчлененность хода аргументации» и , по определению Д.М.Фридмана, «…скрупулезная точность математической символики».

В настоящее время существуют различные теории, идеи по педагогике, психологии и можно выбрать соответствующие своей практике адекватно целям и задачам преподавания предмета. Теоретическую основу представленной схемы составляет «Принцип проблемности и диалогичности обучения» В.П.Лебедевой и В.И.Панова. Это – обеспечение самостоятельности в учении; развитие навыков мсследовательской работы; развитие продуктивного мышления высокого уровня. А мышление высокого уровня есть развитие творческого, критического абстрактно-логического мышления.

Формирование творческого и критического мышления будет последовательным и целенаправленным только в том случае, если ученик имеет хорошие, глубокие знания по предмету и умеет применять этот багаж знаний на практике. Для этой цели нами применяются такие приемы,как:

- разбор примеров с ошибочными решениями;

- работа над ошибками;

- рассмотрение и разбор нескольких способов решения одной задачи;

- оппонирование.

Суть технологии состоит в следующем: дается задача. После самостоятельного решения задачи, ученик (докладчик) выходит к доске и объясняет свое решение. Класс(оппонент) внимательно слушает, затем начинает задавать вопросы докладчику, который должен аргументированно ответить на все поставленные вопросы. Анализ решения данной задачи осуществляется согласно правилу Матбоя. Таким образом, учащиеся сами находят ошибки, исправляют и приходят к правильному решению. На мой взгляд, технология проведения матбоя эффективна для развития всех ключевых компетенций человека, так как матбой – это командное соревнование, сочетающее в себе математику, спорт и театральное действо.

Достаточно эффективной технологией является «Технология развивающих занятий», предложенная опытным математиком А.Н.Мироновой. По данной технологии наша кафедра работает с 2005 года, и каждый раз мы убеждаемся в правильности выбора. Главной изюминкой технологии является получение учеником правильного результата в ходе самостоятельного решения задачи методом «проб и ошибок». Ученику дается задача по определенной теме, при этом теоретическая часть пока не раскрывается, держится в «секрете». Дома ученик самостоятельно разбирает, работает над решением задачи. При этом поощряется использование справочников, внепрограммной литературы. На следующий день ученик устно представляет ход решения задачи. В результате диалога учитель определяет – задача решена неправильно или недостаточно, дает ученику время на обдумывание. И так до тех пор, пока задача решится правильно. При этом учитель уделяет внимание на устную монологическую речь ученика и подробную запись решения данной задачи. После сдачи домашнего задания учитель на лекции подробно объясняет решение задачи и дает теоретическое обоснование данного решения.

При достижении общеизвестных обучающих целей особое внимание уделяется на:

- формирование навыков самостоятельной работы;

- формирование навыков критического оценивания решений задач, подвергать сомнению и находить ошибки;

- формирование у учащихся способности найти наиболее рациональный путь решения задач;

- выработку навыков устной монологической речи;

- приобретение навыков «оппонирования».

Думаем, что использование эффективных технологий по организации мыследеятельности учащихся может способствовать развитию социально значимых компетенций, позволяющих стать успешными во взрослой жизни.

 

 


Полный текст материала Статья "Эффективные технологии организации мыследеятельности учащихся на уроке и во внеурочных занятиях по математике" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Максимова Лена Николаевна  albertposelskii
16.10.2018 0 325 21

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0