Статья "Как заинтересовать учащихся на уроках математики - мнение начинающего учителя-предметника"


Как заинтересовать учащихся на уроках математики - мнение начинающего учителя-предметника

 

Я учитель-предметник. Начинающий учитель. Пытаюсь делиться опытом с такими же, как и я начинающими преподавателями. Этот учебный год для меня первый в моей, надеюсь долгой, карьере в сфере образования. Преподаю информатику в 7-11 классах и математику …в 5-м классе. Дополнительно веду курс «Система быстрого счета» для 4-6 классов.

 

Многие со мной согласятся в том, что математика - это отличная гимнастика для ума, она тренирует мозги, и помогает решать не только абстрактные задачи, но и вполне жизненные. К сожалению, многие люди приравнивают математику к арифметике, упуская и логику, и геометрию, и многие другие красивые области математики. Если ребёнок увлекается математикой, и любит думать, рассуждать, формулировать свои мысли, то это может пригодиться в любой профессии.

Для любого человека важно рассуждать логически, анализировать данные, рисовать схемы к задачам.

Объясняя ученикам приемы быстрого счета и логических рассуждений сделала такой вывод- бывают дети, которые не любят счёт и числа, но обожают логические игры. Отнести ли их к гуманитариям? По-моему, это разделение достаточно условное, и зависит от того, какие увлечённые люди встретятся на пути у этого ребёнка. Попадутся хорошие учителя английского и французского - и мы решаем, что ребёнок имеет склонность к изучению языков, попадётся хороший педагог по ИЗО или керамике - и мы считаем, что у нас растёт художник. А потом встретится увлечённый учитель математики - и тот же самый ребёнок будет вам с горящими глазами пересказывать, какие задачки они обсуждали на кружке.

Если учитель сам любит математику, хитрые задачки и головоломки, то ему будет проще показать детям красоту этой науки. А некоторые учителя так увлекаются, что делают для своих учеников целые серии задач и головоломок (многие материалы в свободном доступе на персональных сайтах таких учителей, что делает жизнь молодых педагогов намного легче).

Если нет интереса к математике у учителя, то на уроках «сухая теория» и бесконечные столбики однотипных примеров (согласитесь, что это отобьет охоту у любого) и ребята привыкают к тому, что это и есть математика - много, скучно, однотипно и без фантазии.

Проводить уроки математики интересными и увлекательными – одна из первостепенных задач учителя. Если у учеников после уроков математики будут гореть глаза, то они с нетерпением будут ждать следующего занятия математикой.

Очень много примеров того, как родители, желая своим детям только лучшего, отбивают охоту любым насилием и принуждением. "Пока не решишь 5 задачек, я тебе не почитаю", "Сделай три страницы из книжки олимпиадных задач, тогда куплю тебе шоколадку", "Реши две страницы из тетрадки "3000 примеров" за полчаса!"

Авторы многих статей в журналах для учителей и родителей утверждают, что пока дети маленькие, обучение математике, как и всему остальному, происходит в играх. Чем занимаются при изучении математики в детском саду, я не знаю, но мне кажется, что чаще всего детей учат порядковому счёту, и знакомят их с начертанием цифр, хотя можно было бы предложить куда больше интересных задач для дошкольников.

Игры в дошкольном возрасте, еще немного игры в начальной школе, а потом резкий скачок в реальность, в которой сложная программа, огромное количество формул, правил и теорем, порой и не вдохновленные своим трудом учителя, скучная теория, однотипные примеры и задачи…О каком интересе к математике можно говорить?

 

Могу сказать после 2-х четвертей учебного года, что ученики, вне зависимости от того в каком они классе, это всё те же дети. Они остро реагируют на то, как сам учитель относится ко своему предмету, на фальшь и негатив. Они с удовольствием идут на контакт, любят эффект игры на уроке, радуются бонусам и подаркам (не просто так говорится о «кнуте и прянике» - всё должно быть в меру).

 

Что я продолжаю делать на своих уроках….

Математические звездочки, которые я собрала после 1-ой четверти в пятом классе, функционируют, хотя и претерпели ряд изменений. Ребята, пытаясь сработаться и сдружиться, переходили из одной звездочки в другую. Сейчас у меня в этом классе 5 звездочек по 4 человека.

Они уже умеют помогать друг другу (на любых проверочных работах разрешаю помогать друг другу внутри своей звездочки, причем именно помогать и объяснять, а не давать просто списать).

Даю звездочкам творческие задания. Устраиваем мини-конкурсы внутри класса – призы победителям обязательны.

В конце 2-ой четверти по итогу подобного конкурса (включал в себя выполнение 3-х работ) победители и призеры были награждены сертификатами «Антидвойка» на 3-ью четверть. За 1-е место выдавался именной сертификат с полным набором бонусов (3 бонуса), за 2-е место – с двумя бонусами, за 3-е место – с одним. Так как конец 2-четверти преддверие нового года, то за 4 и 5- е места выдала сертификаты, но уже Подарочные, на 1 бонус. Под звуки торжественной музыки вызывался каждый для вручения сертификата. Ребята были счастливы. Берегут сертификаты до «нужного» момента.

 

 

Немного к теме «Подарков». Долго размышляла о том, как поздравить пятиклашек с Новым Годом. Их 20 человек. В итоге создала сертификаты.

 

Свернула каждый в конвертик, прикрепила к конфете, сложила в Сундучок пожеланий. Каждый закрыв глаза опускал руку в сундучок и тянул конфету с прикреплённым к ней сюрпризом. Восторг ребят словами не передать.

Помимо конкурсов для звездочек устраиваю после прохождения большой новой темы соревнования. Совмещаем приятное с полезным – радость детям (игра, соревновательный азарт, призы и т.п.) и повторение и закрепление пройденной темы. На просторах Интернета нахожу раздаточные материалы по каждой изучаемой теме, распечатываю и использую на уроках.

 

Таблицы Шульте и таблицы Пифагора. Чередую тренировки по каждой из таблиц: в начале одного урока мы тренируем внимание и «ищем» числа с помощью Таблиц Шульте (есть ПК-тренажеры Шульте, которые я использую на уроках информатики и занятиях курса «Системы быстрого счета»), в начале другого урока раздаю листочки с Таблицей Пифагора. На каждую таблицу даю 5 минут времени.

 

 

Возвращаясь к теме «кнута и пряника». Ввела систему штрафов за плохое поведение на уроке (система палочек). В течение недели их собираем, а в последний учебный день считаем. Тем, кто набрал больше 10 палочек, выставляется «2». Также разрешаю в течение той же недели «исправлять» свои палочки-штрафы. Чтобы исправить нужно выполнить какую-либо работу-«пятиминутку» (использую карточки контроля темы). Во 2-й четверти использовала Таблицы Пифагора, ребусы, головоломки.

 

Физкультминутка и таблица умножения. Все учителя проводят физкультминутки, чтобы дать ребятам размяться, отвлечься, вздохнуть. Я закрепила проведение разминки за звездочками. Каждую неделю за данное действо отвечает определенная звездочка. Что они делают – выходят к доске, ведут разминку, читая стишок определенного типа и содержания. Остальные выполняют движения, которые показывает дежурная звездочка. Заканчиваем ходьбой на месте. Все, находясь рядом со своей партой, «маршируют». Дальше веду я. Называя пример на знание таблицы умножения, выбираю ученика. Если отвечает правильно, то садится на свое место, нет – продолжает ходьбу на месте. И так пока все не усядутся.

В середине урока, «завожу» их цепочками устного счета. Ответы выкрикивают, шум, конечно, стоит сильный, но…во-первых, командная работа, а во-вторых, возможность выплеснуть накопившуюся энергию (возможность «выкричаться» им помогает продержаться в тишине оставшуюся часть урока, а это для них обычно весьма затруднительно).

 

Как результат все усилий, направленных на закрепление таблицы умножения, таблицы Пифагора решают за пару минут и устно отвечают без запинок.

 

Вкратце, пока всё.

 

P.S: Уважаемые коллеги! Проводить уроки математики интересными и увлекательными – одна из первостепенных задач учителя. Если у учеников после уроков математики будут гореть глаза, то они с нетерпением будут ждать следующего занятия математикой. С другой стороны, учитель, вдохновленный своим трудом, будет приходить на уроки с радостью.

 

P.S.S: Прошу не судить строго. Очень надеюсь на обратную связь от более опытных учителей. Надеюсь на ВАШУ оценку. Если по проделанной мной работе возникли предложения или замечания, то прошу ответить на e-mail Всем отвечу.


Полный текст материала Статья "Как заинтересовать учащихся на уроках математики - мнение начинающего учителя-предметника" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Привалова Марина Александровна  primavim
15.01.2019 0 225 18

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0