Исследовательская работа на тему "Формирование познавательных УУД на основе применения ИКТ во внеурочной деятельности"

Исследовательская работа на тему "Формирование познавательных УУД на основе применения ИКТ во внеурочной деятельности"

Данная исследовательская работа представляет собой практическую значимость для педагогов и студентов педагогических вузов. В исследовательской работе представлены материалы о практическом применении ИКТ во внеурочной деятельности. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного праздника, традиции. На примере своего исследования мы постарались раскрыть еще одну грань внеурочной деятельности, обогатив ее использованием ИКТ.

Введение
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии (ИКТ). В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. 

На современном этапе развития школьного образования проблема подготовки выпускников, хорошо владеющих компьютерными технологиями, приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях, способных быстро ориентироваться в обстановке, способных мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Применение этих технологий в обучении математике объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Между учителем и учеником складываются “субъект-субъектные” отношения. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность.

Исходя из всего вышеизложенного, темой исследования является «Использование ИКТ как средства формирования познавательных УУД школьника во внеурочной деятельности».


Цель исследования: рассмотреть влияние использования ИКТ во внеурочной деятельности в процессе формирования познавательных УУД
Задачи исследования:

  1. Рассмотреть понятие информационно – коммуникационных технологий и их значение в образовательном процессе.
  2. Рассмотреть виды аудиовизуальных и технических средств, используемых в обучении школьников.
  3. Рассмотреть технологии передачи информации.
  4. Рассмотреть применение ИКТ во внеурочной деятельности 

Предмет исследования: влияние ИКТ в процессе формирования  познавательных УУД младших школьников.
Объект исследования: познавательные УУД младших школьников, ИКТ.
Гипотеза исследования: использование информационно – коммуникационных технологий во внеурочной деятельности будет способствовать формированию познавательных УУД младших школьников при соблюдении следующих условий:

  • использование разнообразных форм ИКТ;
  • применение ИКТ не только в учебной деятельности, но и внеучебной деятельности по предмету.

Методы исследования: 

  • изучение методической литературы по изучаемой теме;
  • наблюдение;
  • анкетирование;
  • курс внеурочных занятий в рамках программы «Хочу все знать», ориентированный на стимулирование интереса к урокам математики.

Использование ИКТ во внеурочной деятельности как средство формирования познавательных УУД учащихся начальных классов.
Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому, мы считаем, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного праздника, традиции. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм.

Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах:

  • полная или частичная замена деятельности учителя; 
  • фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала; 
  • использование диагностических и контролирующих материалов; 
  • выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий; 
  • использование игровых и занимательных материалов; 
  • использование сети Интернета.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения и поиска дополнительного материала по многим темам нашей программы (использование Интернета). Остановлюсь на некоторых из них.
ИКТ успешно применяется во внеурочной деятельности школьников. Применение ИКТ во внеурочной деятельности обеспечивает:

  • повышение эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности; 
  • активизацию познавательной и творческой деятельности школьников за счет компьютерной визуализации учебной информации, включения игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима внеучебной деятельности школьников; 
  • углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки, хранения, передачи информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач различных предметных областей (например, автоматизированные, интеллектуальные обучающие системы, электронные учебники, используемые при организации внеучебных мероприятий и досуга школьников); 
  • усиление практической направленности знаний, полученных в рамках внеучебных мероприятий; 
  • закрепление знаний, умений и навыков в области информатики и информационных технологий; 
  • формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности, реализуемой с помощью средств ИКТ; 
  • повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности; 
  • осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками; 
  • развитие способности свободного культурного общения школьников с помощью современных коммуникационных средств.

Основными целями информатизации внеучебной и внеурочной деятельности школьников являются:

  • вовлечение школы в построение единого информационного пространства; 
  • формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества, подготовка членов информационного общества; 
  • формирование отношения к компьютеру как к инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества; 
  • развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий; 
  • развитие познавательной и творческой активности учащихся; 
  • формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности; 
  • развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности; 
  • повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности; 
  • организация эффективного информационного взаимодействия учителей, школьников и родителей; 
  • развитие информационных ресурсов образовательного учреждения (ведение внутришкольных сайтов, газет, стендов, летописи, медиатеки и т.п.); 
  • осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками; 
  • развитие способности свободного культурного общения; 
  • обучение методам конструктивного взаимодействия и взаимопонимания; 
  • всестороннее развитие личности ребенка; 
  • организации содержательного досуга учащихся начальных классов.

Во внеурочной деятельности можно применять самые разнообразные формы работы с использованием ИКТ. Это может быть использование готовых программ  , имеющихся в медиатеке; создание собственных образовательных ресурсов; работа в Интернет. 

В рамках исследования нами была организована экспериментальная группа – 10 учащихся 1»А» класса (2011-2012г), 2 «А» (2012-2013г) из числа ребят, посещающих кружок «Хочу все знать». Тьюторская поддержка – учащиеся 4 класса (2011-2012г), 5 класса (2012-2013г). Работа по теме исследования была проведена по основным формам работы с использованием ИКТ. Интегративный курс включает 10 занятий (1 и 2 год обучения в начальных классах).

Проведем анализ использования каждой формы работы с использованием ИКТ.
Использование готовых ЦОРов. 
Преимущества разработанных в соответствии с Государственными стандартами образования программ очевидны. Можно просто взять имеющийся электронный ресурс и непосредственно использовать его на уроке или на каком-то из его этапов. Таким образом, можно изучать целые темы или выбирать нужные фрагменты из программы, лишь комментируя их по ходу занятия. 

Построение занятий с применением обучающих программ и электронных учебников, кроме этого, позволяет: 

  • Осуществлять автоматический контроль при использовании готовых тестов и контрольных работ. 
  • Организовать проведение практикумов с виртуальными моделями. (Многие явления, недоступные для изучения в классах из-за отсутствия оборудования, ограниченности во времени, либо не подлежащие прямому наблюдению, могут быть достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте). 
  • Обрабатывать результаты эксперимента. 

Редко сегодня можно встретить бесплатную детскую обучающую игру для компьютера под управлением операционной системой Windows. Пользователям, которые используют Linux, под эту бесплатную операционную систему обучающих программ для детей.
Программа, о которой пойдет речь в этой статье, изначально разрабатывалась под Linux, но к счастью стала доступна и людям, которые используют ОС Windows.

В своей работе мы использовали Tux of Math Command - это игра обучающая математике.
Процесс изучения, повторения и закрепления материала с ее помощью происходит гораздо интереснее для детей, чем заучивание таблицы умножения или изучение учебника по математике. 
  
Результативность. Из-за высокой степени наглядности и заинтересованности учащихся в таком виде работы на уроке, естественно, повышается интерес, происходит более осмысленное понимание многочисленных математических процессов, схем, моделей. Здесь крайне необходимы развитое абстрактное мышление и пространственное представление. А ведь эти особенности восприятия информации индивидуальны. 

Создание собственных электронных образовательных ресурсов 
Чтобы создать собственный образовательный ресурс, необходимо провести анализ дидактического материала учебных программных средств, оценить их эффективность и скомплектовать материал в доступной и наглядной для учащихся форме. Речь, в первую очередь, идёт о разработке презентаций, применением которых я активно занимаюсь. Структурирование большого объёма информации наиболее приемлемо при помощи программы PowerPoint. Собственно, здесь и создаются презентации. Но подходить к их созданию необходимо довольно серьёзно, когда это действительно необходимо. 

В своей работе мы использовали презентации разных видов – готовые, разработанные родителями первоклассников, созданные учащимися 5 класса. Презентации были включены в ход занятия .
 

Результативность. Повышение мотивации в обучении; развитие научного стиля мышления (формирование наглядно-эвристического компонента мышления; перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на самостоятельную познавательную активность учеников; организация самостоятельных и практических работ на уроке; обеспечение разнообразия форм представления учебной информации, что способствует повышению качества образования; развитие новых отношений «ученик-учитель»; повышение информационной компетентности школьников; формирование новых путей познания мира; расширение кругозора учащихся; формирование исследовательских навыков; полное отсутствие неуспевающих. Все выше обозначенные основные изменения видны и повышаются от урока к уроку у большинства школьников. 

Использование Интернет-ресурсов на уроках и во внеурочной деятельности 
В настоящее время, когда количество информации интенсивно увеличивается с каждым днём, важное значение для человека приобретает умение быстро её находить. Задача учителей сегодня - это не столько передача знаний, сколько обучение учащихся добывать их. Сейчас многие ОУ имеют доступ к Интернету и должны в полной мере использовать его в образовательном процессе. 
Возможности колоссальные. Это и поиск практически любой информации, передача и получение её по электронной почте; общение в реальном времени; участие в телеконференциях, форумах, общение в чатах; использование ftp-архивов; дистанционные курсы, олимпиады, конкурсы, проекты; использование виртуальных библиотек, фондов музеев и др. 

В своей работе мы использовали сообщения детей, приготовленные посредством сети Интернет; презентации, созданные посредством информации из электронных библиотек  сети Интернет и т.д.

Заключение
В последние годы в российской системе формирования профессиональной компетентности специалистов наметился новый подход к процессу педагогической деятельности на основе ИКТ, которые позволяют повысить эффективность обучения с широким внедрением компьютерных средств и сети Internet. 


Полный текст материала Исследовательская работа на тему "Формирование познавательных УУД на основе применения ИКТ во внеурочной деятельности" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Иванова Елена Дмитриевна  Публикатор
учитель начальных классов, МБОУ СОШ №5 г. Искитима
15.11.2016 0 296 42
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0