Статья "Инновационные технологии во внеурочной деятельности в начальной школе"



ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Земцова Ольга Александровна

МБОУ «СШ № 41»

учитель начальных классов

1 категория


«Чтобы открыть новые части света,

нужно иметь смелость потерять из виду старые берега».

Андре Жид.


«Современных детей ничего кроме компьютера не интересует» – такое мнение можно услышать и от обывателя, и от педагога.

Взрослые люди часто забывают, что именно они должны вносить разнообразие в жизнь своих детей, учеников.

Казалось бы, что сложного, посещать с детьми музеи, художественные выставки, театральные представления, просто гулять по городу. Не жалеть времени, не уходить от ответа, если ребенок задал вопрос. Не полениться найти нужную информацию вместе с ребенком в энциклопедии, справочной литературе, приобщить его к энциклопедическим знаниям. 

Это мы должны создавать условия для развития у ребенка познавательных интересов, а в дальнейшем он сам будет стремиться к размышлению и поиску, научится справляться без нашей помощи.

От личности педагога, его умения заинтересовать детей, творчески излагать материал зависит развитие учебного процесса. Поэтому, молодому учителю важно избавиться от личной тревожности, а педагогу со стажем необходимо преодолеть такие барьеры, как конформизм, ригидность мышления, нежелания что-либо менять, учиться и развиваться.

На современном этапе развития образования повышаются требования к работникам образования, которые должны уметь мыслить и действовать творчески, развивать те же качества у обучающихся. Способность к инновационной работе становится важным признаком профессиональной компетентности. Меняется и роль преподавателя, который проектирует всю свою деятельность так, чтобы эффективно управлять мотивацией и стимулированием деятельности обучаемых, формированием умений, общих и профессиональных компетенций, созданием проблемных ситуаций, комфортным самочувствием всех участников образовательного процесса.

Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. На помощь ему приходят инновационные педагогические технологии, призванные помочь в достижении предметных и метапредметных результатов.

Принцип «метапредметности» состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. Метапредметное обучение, как результат, представляет собой овладение универсальными учебными действиями, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а также способность учащегося самостоятельно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса.

К инновационным направлениям или современным образовательным  технологиям относятся:

  • -развивающее обучение;

  • -проблемное обучение;

  • -разноуровневое обучение;

  • -коллективная система обучения;

  • -исследовательские методы обучения;

  • -проектные методы обучения;

  • -технологии модульного обучения;

  • -лекционно -семинарско -зачетная система обучения;

  • использование в обучении игровых технологий

(ролевые, деловые и   другие виды обучающих игр);

  • -обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

  • - информационно-коммуникационные технологии;

  • - здоровьесберегающие технологии.              

Для реализации представленных инновационных технологий мною пройден дистанционный курс с получением удостоверения о повышении квалификации «Теория, методика и современные образовательные технологии начального, основного общего и среднего общего образования» по теме: «Учебно-познавательные задачи как средство достижения образовательных результатов в контексте ФГОС НОО» («Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования»)

Более подробно я хочу остановиться на реализации технологии исследовательского (проблемного обучения) и метода проектов во внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность – неотъемлемая часть образовательного процесса. Каждый педагогический коллектив в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (ФГОС) определяется с организацией внеурочной деятельности.

В начальной школе внеурочная деятельность осуществляется   через целый ряд направлений: исследовательская деятельность, внутришкольная система дополнительного образования, программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта, экскурсии и многое другое.

В сентябре 2009 года в нашей школе было создано  научное общество учащихся (НОУ) "Северное сияние".

Научное общество учащихся создавалось для поддержки одаренных детей, должно было приобщить учеников к научной деятельности, пробудить у учащихся познавательный поисковый интерес.

Со временем стало понятно, что организовать всех одаренных детей в одно время для занятий не получится – слишком велика «нагрузка» у юных вундеркиндов. А для того, чтобы создать программу, работающую на группу детей с разным уровнем развития нужно вместить деятельность научного общества в рамки кружка.

Как это сделать, чтобы сохранить цели, поставленные изначально при организации НОУ и обеспечить условия для вовлечения в научно-исследовательскую деятельность каждого ученика?

На этом этапе и родилась идея совмещения исследовательской и проектной технологий.

Особенность данного подхода в том, что дети реализуют две потребности: любопытство, стремление узнавать что то новое, и желание создать что то новое.

Проектно-исследовательская деятельность – это деятельность, направленная на развитие творческих и исследовательских качеств учащихся.

Организация проектной исследовательской деятельности предполагает комплекс методов, которые отдельно относят к каждому из двух видов деятельности. При этом они дополняют друг друга и имеют ряд различий.

В результате исследовательской деятельности мы получаем интеллектуальный продукт, который создается путем установления истины методами традиционного исследования. На данном этапе стадия любопытства должна вырасти до подлинного стремления к познанию – любознательности. Чтобы добиться этого, учителю необходимо помнить какими эмоциями должен быть окрашен этот этап: радостью познания, удивлением, удовлетворенностью от своего поиска и расшифровки загадок этого мира. (Приложение 1)

Работая над исследовательским проектом, учащиеся получают информацию о других объектах и о других свойствах изучавшегося объекта, которые изначально не являлись предметом исследования. У детей возникают новые темы для исследования, либо открываются знания, которые необходимо применить, создавая нечто реальное. Роль педагога на этом этапе направить участников НОУ по пути проектной деятельности.

Данная работа предполагает интеграцию с другими учебными предметами, такими как, литературное чтение, музыка, окружающий мир, краеведение. Это позволяет внедрять способы интегрированного изучения смежных тем, широко использовать межпредметные связи для расширения и углубления знаний школьников, а также обеспечивать формирование у школьников целостной картины мира.

Так, работая над темами: «За что я люблю картофель», «Картофельный крахмал» учащиеся 2 класса узнали, как получают крахмал, где и для чего используют. Возникли новые вопросы: как приготовить кисель или накрахмалить ткань? В свою очередь, эти знания пригодились на уроке технологии при работе с тканью.

Учащиеся оказываются в такой ситуации, где они хотят не только добывать теоретические знания, но и получить реальный продукт на основе этих знаний. В данной ситуации активно развивается творческая активность, познавательные навыки, умения конструировать самостоятельно полученные знания. 

На школьных научно-практических конференциях дети выступают с исследовательскими проектами, которые являются продолжением проектов в урочной деятельности.

Учебник «Окружающий мир» УМК А.А.Плешакова, Е.Н. Крючковой («Школа России») для 1 класса предполагает выполнение четырех проектов: «Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы». Опираясь на такую тематику, можно формировать следующие личностные результаты: осознание себя гражданином через формирование уважительного отношения к своей малой родине; осознание ценности семьи, развитие этических норм (взаимопомощи, ответственности) по отношению к членам своей семьи; осознание своей новой социальной роли - ученик, развитие мотивов учебной деятельности; формирование личной ответственности за своих питомцев.

В учебнике «Окружающий мир» для 2 класса представлены 6 проектов: «Профессии», «В гости к зиме», «Живая природа зимой», «Страны мира», «Впереди лето», «Красота животных».

В учебнике для 3 класса шесть проектов: «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров», «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». Тематика проектов помогает достижению важных личностных результатов, в том числе: осознанию себя гражданином через формирование уважительного отношения к Родине и ее защитникам, к своей малой родине; развитию мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения в процессе исследований природы и экономики родного края, знакомства с искусством кулинарии.

Свои исследовательские работы представили учащиеся первого класса под названиями «Правда о школьном портфеле», «Моя дружная семья».Учащиеся вторых и третьих классов представили проекты: «Семейные реликвии», «Как экономить энергию?», «Кто хочет на загадки находить отгадки?», «Сергий Радонежский», «Экология Норильска», «Про русскую кашу», «Ах, картошка!», «О пользе творога в питании школьника». Учащийся 4 класса с проектом «Аптека на подоконнике» принимал участие в городской научно-практической конференции младших школьников.

Формированию основ патриотизма и нравственности, любви к своей Родине, гордости за своё Отечество способствуют экскурсии в школьный музей «Взгляд в прошлое», где представлены подлинные экспонаты времен Великой Отечественной войны и находится знамя 22 гвардейского бомбардировочного полка.

Ежегодно ко дню празднования 9 Мая в школе проходит линейка классных часов, для которых ребята создавали демонстрационный материал. Были выполнены проектные работы на тему: «Мой прадед». Работа над этим проектом привлекла ребят и их родителей к участию во всероссийской акции «Бессмертный полк».

Хочу сказать, что в 1-4 классах проектно-исследовательская деятельность носит подготовительный характер, только формируются основные практические навыки научной деятельности. Поэтому, естественно, что дети в этом возрасте ещё не способны создавать какие-либо фундаментальные проекты и поэтому мы работаем, в основном, с мини-проектами.

При организации проектно-исследовательской деятельности учащихся, я учитываю степень их самостоятельности, предыдущий их опыт. Однако, считаю, что работать над проектом  или  исследованием способны  дети разного уровня  подготовленности или развития  интеллекта.  Одни сумеют реализовать индивидуальный проект, другие раскроют свои таланты в групповом проекте.

Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в проектно-исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Главное  -  помочь  ребенку поверить в свои силы.  

Среди моих учеников, (участников НОУ) есть слабоуспевающие дети, которые повысили уровень своей ученической самостоятельности, стали внимательнее читать текст, следовать инструкции, последовательно выполнять задания, научились выражать свои мысли.

Положительным аспектом в своей работе считаю привлечение к деятельности НОУ родителей учащихся.

Задача родителя – не только играть роль источника информации, но и оказывать содействие в организации работы над проектом. Они консультируют и решают оперативные вопросы, помогают составить план действий и участвуют в подготовке презентации.

В результате совместной проектной деятельности восполняется дефицит общения детей с родителями, растет взаимное понимание и доверие в семье.

Проектная деятельность становится значимой тогда, когда мотив проведения исследования является внутренней потребностью ученика, а проблема, которую он сам сформулировал и раскрывает, доступна, интересна и значима для него.

Проектно-исследовательская технология, используемая во внеурочной деятельности в НОУ «Северное сияние» способствует развитию навыков исследовательской, проектной и социальной деятельности, их способности самостоятельно усваивать новые знания, организовывать свою работу по поиску и решению проблемных ситуаций, а соответственно формирует у них универсальные учебные действия и помогает достичь метапредметных результатов.




Список литературы:


  1. Никитина Э.К., Коваленко О.А. Достижение метапредметных результатов младшими школьниками в исследовательских ситуациях на уроках. Начальная школа. Плюс до и после №6 2014.- с.70-71


  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение.2008.- с.151.

  2. Арцев М. Н. Учебно - исследовательская работа учащихся: (мето­дические рекомендации для учащихся и педагогов) // Завуч. - 2005. - № 6. - С. 4 - 29.

  3. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах: Конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей. – М.: МПУ, 2005 г.




3



Полный текст материала Статья "Инновационные технологии во внеурочной деятельности в начальной школе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Земцова Ольга Александровна  Публикатор
24.04.2018 0 263 15

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи

Ранее мы писали, что ученики лучше откликаются на те задания, которые вызывают эмоции. Особенно хорошо такими заданиями «разбавить» десятки однотипных заданий, на решение которых уходят часы домашней и классной работы. Почему бы вместо «Двух велосипедистов, выехавших из пункта А в пункт Б» не взять учеников Васю и Колю, выехавших с улиц Ленина и Кирова?

На наш сайт поступил вопрос от родителя: "Мой ребенок учится в первом классе. Когда дети пишут прописи или просто работают в тетрадках, учитель заставляет выделять орфограммы в слове другим цветом шариковой ручки. Для написания одного слова ребенок несколько раз меняет ручки (синяя, зеленая). Правильное это обучение?". Ответ дает учитель математики, пользователь нашего сайта. 

Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0