Статья «Развитие логических универсальных учебных действий у младших школьников в процессе моделирования текстовых задач»


Научная статья по выпускной квалификационной работе на тему:

«Развитие логических универсальных учебных действий у младших школьников в процессе моделирования текстовых задач»

Аннотация: «Данная статья полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы.

Статья содержит теоретический материал, который необходим учителям для развития логических универсальных учебных действий у младших школьников в учебном процессе.

Статья будет полезна учителям начальных классов, ведь развитие универсальных учебных действий позволит повысить эффективность образовательного процесса.»

Важность моей работы, обусловлена тем, что главной целью образования в начальной школе становится формирование умения учиться, которое означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение вести диалог, искать пути решения, поддерживать друг друга. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. 

Проблема моей работы заключается в том, что в современных учебниках по математике для начальной школы содержатся задания, предполагающие, что у ребенка сформированы логические операции. Помимо этого, многие задания представлены в виде текстов, что усложняет младшему школьнику их выполнение, так как преобладающее мышление у данной категории детей остается наглядно-образным. Особым потенциалом в формировании у младших школьников логических универсальных учебных действий обладает учебный предмет «математика». Математика дает множество возможностей для того, чтобы держать мысль ученика в постоянном напряжении, в активной деятельности, в режиме самостоятельных поисков решений посильных задач.

Концепцией развития универсальных учебных действий занималась группа авторов: А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина и С.В. Молчанов. Эта концепция в начальной школе призвана конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание образовательно – воспитательного процесса.

Цель исследования – На основе анализа психолого – педагогической и методической литературы разработать сборник различных видов моделей текстовых задач и обосновать эффективность его использования в развитии логических ууд у младших школьников

Предмет исследования – методика развития логических универсальных учебных действий с помощью моделирования при решении текстовых задач на уроках математики в 4 классе

Задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу и интернет ресурсы по теме исследования.

  2. Раскрыть сущность понятия «метод обучения», «моделирование», «текстовая задача», «универсальные учебные действия».

  3. Познакомиться с классификацией текстовых задач.

  4. Обобщить материал исследования.

  5. Сделать выводы о проделанной работе.


Практическая значимость моей выпускной квалификационной работы заключается в разработке сборника различных видов моделей текстовых задач, предназначенного учителям начальных классов для развития логических универсальных учебных действий и подготовки к комплексному экзамену учащихся 4 класса.

Составляя теоретическую часть моей дипломной работы, я раскрыла такие понятия, как: универсальные учебные действия, метод обучения, моделирование, текстовая задача.

Мною был разработан сборник по моделированию текстовых задач, который поможет учителю начальных классов развивать логические универсальные учебные действия, а так же подготовить учащихся 4 класса к выпускной проверочной работе.

Содержание сборника направлено на развитие наблюдательности, умения анализировать, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу с помощью моделирования. Задания рассчитаны, как на работу в классе, так и на самостоятельное выполнение.

Проводя опытно – экспериментальную работу на практике, я заметила, что с помощью использования сборника «Моделирование» у учащихся 4 класса улучшилась наблюдательность, умение анализировать, рассуждать, доказывать, умение решать учебную задачу с помощью моделирования, строить логические цепи рассуждений.































Список использованных источников:

Федеральные законы

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, М.: Просвещение, 2010.

Монографии, учебники, учебные пособия

  1. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учеб. Пособие для студентов сред. Пед. Учеб. Заведений и фак-ов начальных классов педвузов. – М.: LINKAPRESS; Издательский центр «Академия», 1998. – 288 с.

  2. Петерсон Л.Г. Математика 3 класс часть 2. – М.: Издательство «Ювента», 2002. – 80с.

  3. Петерсон Л.Г. Математика 3 класс часть 3. – М.: Издательство «Ювента», 2002. – 80с.

  4. Петерсон Л.Г. Математика 4 класс часть 2. – М.: Издательство «Ювента», 2002. – 80с.

  5. Чекин А.Л. Математика 3 класс часть 1. – М.: «Академкнига/Учебник», 2013. – 128с.

  6. Чекин А.Л. Математика 3 класс часть 2. – М.: «Академкнига/Учебник», 2013. – 128с.

  7. Чекин А.Л. Математика 4 класс часть 1. – М.: «Академкнига/Учебник», 2013. – 128с.

  8. Чекин А.Л. Математика 4 класс часть 2. – М.: «Академкнига/Учебник», 2013. – 128 с.




Полный текст материала Статья «Развитие логических универсальных учебных действий у младших школьников в процессе моделирования текстовых задач» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Халып Марина Сергеевна  mkhalyp
25.04.2018 0 473 18

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Ранее мы писали, что ученики лучше откликаются на те задания, которые вызывают эмоции. Особенно хорошо такими заданиями «разбавить» десятки однотипных заданий, на решение которых уходят часы домашней и классной работы. Почему бы вместо «Двух велосипедистов, выехавших из пункта А в пункт Б» не взять учеников Васю и Колю, выехавших с улиц Ленина и Кирова?

На наш сайт поступил вопрос от родителя: "Мой ребенок учится в первом классе. Когда дети пишут прописи или просто работают в тетрадках, учитель заставляет выделять орфограммы в слове другим цветом шариковой ручки. Для написания одного слова ребенок несколько раз меняет ручки (синяя, зеленая). Правильное это обучение?". Ответ дает учитель математики, пользователь нашего сайта. 

Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0