Культуроведческий подход в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики»


МБОУ «СШ №12»

ЯНАО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культуроведческий подход

в

преподавании курса

 

«Основы религиозных культур и светской этики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Грушевая Раиса Петровна

учитель начальных классов

 

 

 

г.Новый Уренгой

2016г

«Мы живем в мире, в котором изоляция уже невозможна. Мы живем во время беспрецедентной мобильности людей и переплетения культур. Мы все взаимозависимы и разделяем неизбежную ответственность за благосостояние всего мира» («Декларация о роли религии в содействии культуре мира», принятая в Барселоне 18 декабря 1994 года, стр.1)

В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культурологических основах социальных явлений и традиций. Самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание. Духовно-нравственное воспитание направлено на усвоение подрастающим поколением нравственных ценностей, обеспечивающих общественно значимую мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Современный национальный воспитательный идеал в области духовно-нравственного воспитания детей в России и защиты их нравственности основан на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, к диалогу других культур и мировоззрений. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России. На основании этого Министерством образования и науки РФ рекомендовано преподавание в образовательных учреждениях курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Ещё А.А. Фурсенко, будучи министром образования и науки РФ так прокомментировал цели и характер нового учебного курса:

«Это абсолютно светский курс, который будут вести обычные учителя.

Ребята смогут узнать об истории и культуре основных религий, ценностях светской этики.

Задача, которая стоит перед данным курсом, заключается в формировании общества, основанного на согласии и понимании.

Все мы разные, но мы живем в одной стране и должны учиться уважать ценности представителей всех культур».

Важные положения:

  • «Дети не готовятся стать гражданами и жить в обществе, а являются гражданами и живут в обществе»

  • «Нельзя приобрести гражданские качества слушая указания и распоряжения»

  • «Интерес – наиболее короткий путь к получению знаний»

  • «Самыми ненадежными спутниками учителя являются страх и истерика»

  • «Уважение и сотрудничество – основа образования»

  • «Юмор и улыбка делают школу человечнее»

 Базовые ценности:

  • Содержание всех модулей комплексного учебного предмета подчинено общей цели –
    воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к одной из национальных духовных традиций.

В результате освоения данного курса школьниками должны быть усвоены следующие смыслы:

  • каждая культура имеет собственный контекст и свою логику,

  • ни одна культура не может быть лучше другой,

  • каждая культура обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.

Цель курса:

формирование у учащихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, к диалогу других культур и мировоззрений

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

В связи с этим в качестве основных подходов к преподаванию курса ОРКСЭ определены культуроведческий, коммуникативный, системно–деятельностный и личностно-ориентированный. Главным методологическим принципом реализации курса является культурологический подход, в рамках которого решается задача формирования у младших школьников первоначальных представлений о религиозной и светской культуре. В контексте данного курса культура понимается как духовное и материальное богатство народов мира и России, воплощенное в языке, традициях, обычаях и верованиях, искусстве и образе жизни.

В качестве основного методологического принципа реализации курса выбран культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о религиозной и светской культуре. В контексте внедряемого учебного курса культура понимается как образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира. Сущность духовно-нравственного воспитания младшего школьника рассматривается как формирование и развитие отношения школьника к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям.

Целесообразно считать, что курс «Основы религиозных культур и светской этики» является, прежде всего, средством формирования у школьников поликультурной компетентности, которая понимается как интегративное качество личности ребенка, включающее систему поликультурных знаний, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, качеств, опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе, реализующееся в способности выстраивать позитивное взаимодействие с представителями разных культур, национальностей, верований, социальных групп. Содержание поликультурной компетентности включает принятие человеком культурного и религиозного разнообразия мира, доброжелательное отношение к любой культуре и её носителям. Это значит, что в результате освоения данного курса школьниками должны быть усвоены следующие смыслы: каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.

Основные культурологические понятия учебного курса:

  • «культурная традиция»

  • «мировоззрение»

  • «духовность (душевность)»

  • «нравственность»

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает в себя
6 модулей:

 

 

Содержание каждого из модулей организуется вокруг трёх базовых национальных ценностей:

  • отечество,

  • семья,

  • религия

 

В рамках действующего законодательства Российской Федерации все учащиеся обеспечены учебниками в полном объёме.

 

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Требования к метапредметным результатам

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;

  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Требования к предметным результатам

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни

В результате освоения данного курса школьниками должны быть усвоены следующие смыслы:

  • каждая культура имеет собственный контекст и свою логику

  • ни одна культура не может быть лучше другой

  • каждая культура обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием

В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся у них круг знаний, а также межпредметное взаимодействие.

Урок ОРКСЭ должен включать:

1. Коммуникативные ситуации, нравственные ситуации, проблемные ситуации для эмоциональной включенности ребенка

2. Эмоционально-смысловую кульминацию

3. Работу с текстами, ключевыми словами, нравственными понятиями, со словарем

4. Работу с иллюстративным материалом

5. Совместную деятельность учащихся (учебное сотрудничество - диалоговая форма, задания на осмысление и выражение собственного мнения, инсценировки, разыгрывание по ролям,…)

5. Дидактические игры и игры на общение (ритуалы)

6. Дифференцированные задания

7. Дополнительный материал (художественные и научно-познавательные тексты, иллюстративный материал)

8. Рефлексию для создания завершенного эмоционального образа урока

 

Культуроведческий подход. Понятие культурного концепта.

Культура - образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира.

Культуроведческий подход в преподавании предметов гуманитарного цикла предполагает понимание и объяснение изучаемого объекта как культурного явления или процесса.

Культуроведческий подход направления реализации

- одна культура

- диалог культур

- полилог культур

 

  • Культуроведческая компетентность – это целостная система представлений о национальных обычаях, традициях, реалиях культуры.

  • Межкультурная компетентность – совокупность конкретных знаний и умений, необходимых члену сообщества для установления контактов с представителями других культур.

  • Поликультурная компетентность включает систему поликультурных знаний, интересов, потребностей, ценностей, опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в поликультурном обществе, реализующееся в способности выстраивать позитивное взаимодействие с представителями разных культур.

Культурный концепт представляет собой ментальную единицу, форму интерпретации фрагмента мира, связанную с эмоционально-психической сферой человека.

Концепт "не непосредственно возникает из значения слова, а является результатом столкновения словарного значения слова с личным и народным опытом. Потенции концепта тем шире и богаче, чем шире и богаче культурный опыт человека» Д. С. Лихачев.

 

Структура культурного концепта:

- Предметное содержание

- Культуроведческое содержание

- Эмоция, экспрессия, иоценка

- Вербальные ассоциации

- Невербальные ассоциации- символы

Одним из развивающихся направлений в преподавании гуманитарных дисциплин в том числе и предмета «Основы религиозных культур и светской этики» является освоение школьниками культуроведческого содержания школьного предмета. Культуроведческий аспект в обучении способствует обогащению предметно-содержательного плана речи, вносит значительный вклад в воспитание, образование и развитие личности нового типа, открытой как для родной культуры, так и для не родной, личности, ориентированной на ценностное отношения к родной стране, ее истории и традициям.

 

Методические приемы

Построение ассоциативных рядов (направленный ассоциативный эксперимент).

Создание «портрета» слова (информационной карты слова).

 

Основные культурологические понятия учебного курса

  • «культурная традиция»

  • «мировоззрение»

  • «духовность (душевность)»

  • «нравственность»

 

 

 

Изучение религий и воспитание в школе

Интеграция ребенка в культуру: приобщение к культуре семьи, народа, социокультурной группы, общества, мировой культуре (социализация, инкультурация).

В рамках культуроведческого подхода происходит осмысление слов и понятий, имеющих культуросодержащее значение, определяемое ценностным отношением представителей определенной культуры к миру.

Анализ культурного концепта позволяет выявить, какое оценочное, эмоционально-экспрессивное отношение вызывает конкретная реалия (слово) у носителей языка, представителей культуры.

К такой лексике относят слова, обладающие культурным концептом, который является базовой единицей культуры, ее концентратом.

Культурный концепт выявляет специфические характеристики национального, религиозного видения мира, национального менталитета и характера. Установлено, что в разных культурах одно и то же слово может отличаться особенностями функционирования в социуме, неоднозначно восприниматься носителями языка.

Так, в разных религиях один и тот же содержательный компонент может иметь различную психологическую форму. Например, представления о Боге в одних религиях выражены в мифопоэтическом образе Бога, т.е. принадлежат уровню наглядного знания, сюжетно и пластически организованного, а потому правдоподобного, согретого эмоциями. В другой религии (или религиях) – совсем иная картина: Бог – это, прежде всего, идея (концепция, догмат Бога), т.е. знание, принадлежащее уровню абстрактно-логического мышления.

Или, например, этнокультурная специфика отношения к подвигу применительно к английскому, немецкому и русскому языкам обнаруживается в признаке способа осуществления этого поступка. Подвиг в глазах англичан и немцев сопряжен с благородством, изяществом, мудростью, умением, действием напоказ и прославленностью.

По-русски подвиг - не искусство, а защита родной земли иногда и ценой собственной жизни. Специфика отношения к чуду на материале сравниваемых языков заключается в том, что для англичан чудо – это прежде всего нечто озадачивающее, необъяснимое и вместе с тем неожиданно приятное, для немцев – нечто волшебное и притягательное, для русских – таинственное, божественное и прекрасное. Разница в представлении этой идеи состоит в едва заметных нюансах соотношения между рациональным и эмоциональным восприятием чуда. В английской культуре отношение к чуду носит более рациональный характер, в русской культуре – более эмоциональный, в немецкой культуре мы видим промежуточную позицию в языковом представлении чудаi.

Таким образом, концепт включает, помимо непосредственного предметного содержания, различные ассоциации (вербальные, невербальные), а также культурологическое содержание.

 

 

 

 

Структура концепта

 

 

Культурологическое содержание

 

 

 

Вербальные ассоциации

 

 

 

 

 

 

 

 

Невербальные ассоциации

 

 

 

 

 

 

Методика работы с культурным концептом на уроках

«Основы религиозных культур и светской этики»

 

При отборе слов для проведения концептуального анализа обращаются прежде всего к словам, имеющим ценностную составляющую: воин, герой, товарищ, брат, сын, враг, семья, дом, родина, отечество, мир, победа, свобода, слава, отвага, смелость, мужество, забота, добро, зло, учение, дружба, любовь и т.д.

Работа над освоением культурных концептов предполагает следующие этапы:

  • знакомство со значением слова, представленном в тексте пособия;

  • подбор синонимов;

  • собирание цепочки слов, помогающей соединить два понятия; приведение примеров слов и словосочетаний, которые называют ассоциации, связанные с определёнными словами;

  • толкование слова с помощью контекста и составление словосочетаний с данным словом;

  • работа с Толковым словарём с целью определения однозначности или многозначности слова, определение одного из значений с помощью контекста и т.д.

Особое место при знакомстве с основами разных религиозных культур занимает работа со словами-символами, повествующими о своеобразии символики религиозной культуры и светской этики. При анализе символов закономерно осмысление учащимися возможных причин возникновения слов-символов.

В дальнейшем усвоение языковых единиц данной группы предполагает следующие этапы:

  • ознакомление с текстами, повествующими о конкретном языковом символе (выявление взаимосвязи символа и культурных ценностей);

  • знакомство со словами-символами, после которого осуществляется самостоятельный поиск примеров символики, связанных с конкретными культурными традициями.

 

 

Приемы работы с культурным концептом на уроках

Методический прием «Построение ассоциаций»

Суть приема заключается в соотнесении известных школьнику представлений, которые вызывает рассматриваемая реалия, обозначаемая конкретным словом. Представления могут строиться на основе личного опыта «Что я представляю, когда слышу, вижу, чувствую это» или на основе тех представлений, с которыми он познакомился, читая учебные тексты пособия «Как относятся к этому мусульмане (буддисты, христиане и т.д.)».

При построении ассоциативных рядов используют невербальные ассоциации, которые связаны с образными представлениями (слова и картинки, ситуации), и вербальные – в соединении слов. Ассоциации могут быть чувственные (добрый, злой, любимый), по цвету (красный, синий, желтый), по вкусу (терпкий, сладкий), по запаху (душистый), ассоциации, связанные с природными явлениями (шторм, снег, грибной дождь), с эмоциями (грусть, радость) и др.

Например, невербальные ассоциации слова семья (теплота, любовь, родственники, братья, родной), вербальные (я и мама с папой, мой брат, сестра, муж и жена и т.д.).

В культуре ислама концепт слова семья можно представить через те образы и понятия, которые представлены в тексте учебного пособия. Семья – опора, тепло, защита, покой, обязанность, труд, дети; любовь к детям, уважение к старшим.

При построении ассоциативных рядов важно соотнести собственные представление школьника о концепте слова и те представления, которые существуют в другой, не знакомой ему культуре. Это позволит уяснить духовные ценностей разных культур.

Прием «Построение информационной карты слова».

При построении информационной карты заполняются следующие её части:

Слова – родственники (синонимы); Слова – враги (антонимы); Родственные слова

Ассоциации; Крылатые выражения (высказывания, пословицы, поговорки); Словосочетания с заданным словом

 

Пример построения информационной карты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При составлении информационной карты важно также объяснить школьникам, в чем разница слов друг, приятель и товарищ. Так, приятель – это человек, с которым сложились хорошие, простые, но не близкие отношения, товарищ – человек, близкий по роду деятельности, занятий, связанный дружескими отношениями.

При изучении ценностей, существующих в разных культурах, важно провести анализ тех из них, которые имеют общее значение. Например, концепт богатство имеет разную концептосферу в культуре православия и в культуре ислама.

В православной культуре богатство зачастую ассоциируется с источником зла. Так у народов, исповедующих православие, существуют пословицы: «Богатому ни правды, ни дружбы не видать», «Чем беднее, тем роднее». «Евангелие не осуждает богатство, а учит, что нельзя уповать на него». «Неправедно полученное богатство ведет к несчастью», «Условие праведного богатства - милостыня, "Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отворачивайся"

В мусульманской культуре «человек не должен избегать богатства как источника зла (как это трактовалось бы в христианстве): в богатстве нет никакого зла. Дело в том, что богатство (то же касается власти или высокого положения в обществе) надо использовать для того, чтобы оно «вело к Богу»: единственная опасность, которая может таиться в нем — это превратиться в самоценность и заставить человека забыть Бога».

Работа с культурными концептам значительно расширит представления учащихся о мире, восприятии этого мира людям разных национальностей, принадлежащими различным культурам.

 

 

 

 

«Выращивать каждого, а не поле; разглядывать каждого, а не луг!».

iАндрей Вознесенский

 


Полный текст материала Культуроведческий подход в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Раиса Грушевая  Raisa19608968
03.05.2018 0 453 31

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Ранее мы писали, что ученики лучше откликаются на те задания, которые вызывают эмоции. Особенно хорошо такими заданиями «разбавить» десятки однотипных заданий, на решение которых уходят часы домашней и классной работы. Почему бы вместо «Двух велосипедистов, выехавших из пункта А в пункт Б» не взять учеников Васю и Колю, выехавших с улиц Ленина и Кирова?

Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0