Экологический компонент на уроках русского языка и математики



Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7 им. И. А. Кобеляцкого Чульман Нерюнгринского района» Республика Саха (Якутия)



Педагогические находки, их роль в учебно-воспитательном процессе.



Тема: Экологический компонент на уроках в начальной школе.


Содержание:

1. Введение.

2. Содержание:

а) Экологический материал на уроках русского языка.

б) Экологический материал на уроках математики.

3. Заключение.

4. Литература.


Введение.

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Основой экологической подготовки должны быть знание законов живой природы и понимание того, как необходимо жить, чтобы не нарушать гармонии природы.

Перед детьми раскрывается красота родной природы, ее неповторимость. Одновременно дети замечают и неразумное, пагубное влияние человека на природу. Младшего школьника нужно подвести к выводу, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, и поэтому оберегать экологические качества окружающей среды - значит, заботься о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности.

Необходимо развивать у учащихся эмоциональную отзывчивость, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

Воспитывать у детей любовь к родному краю, охране растений и животных можно не только на уроках по ознакомлению с окружающим миром, но и на уроках русского языка, математике, чтения.

Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, я подбираю задания экологического характера.

Подобранные задания воспитывают бережное отношение детей к природе, раскрывают эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей.








Экологический материал на уроках русского языка



1. Темы сочинений.

«Чудо рядом».

«Встреча с природой».

«Подснежник».

«Золотая осень».

«Кормилица наша - земля».

«Аптека под ногами».

«Рощи да леса - наша краса».

«Береза весной».

«Кто прилетел к кормушке?».

«Птицы осенью».


2. Допиши предложение.

Люди не могут жить без природы, потому что она …

Чтобы природа не погибла, надо …


3. Допиши рассказ.

«Однажды утром я увидел, как соседский мальчик ломает ветки нашей любимой березки. Тогда я …»


«Под кочкой в сыром болотце заметил мальчик маленького, слабенького лягушонка, пожалел его и взял домой. Скоро лягушонок …»


4. Составь тексты, рассказывающие, как надо вести себя в природе:

- когда ты обнаружишь птичье гнездо;

- когда встретишь красиво цветущие растения;

- когда собираешь ягоды;

- когда собираешь грибы;

- когда увидишь в лесу муравейник;

- когда увидишь поврежденные березы;

- когда увидишь в лесу маленьких детенышей животных;

- когда завтракаешь на лесной поляне.


5. Напиши, что произошло бы с лесом, если бы вдруг исчезли;

- все дубы;

- все сосны и ели;

- все белки;

- все птицы.


6. Напиши ответ на телеграмму;

«Мы - первая зелень. И за это нас все ломают. Мы даже боимся распускаться первыми в лесу. Помогите нам!

Ваши зеленые друзья: Ива, Черемуха, Сирень.»


7. Сочини правила подкормки птиц.


8. Сочини правила лесной вежливости.


9. Правила поведения в природе. (Тема: НЕ с глаголами)

Не ломай ветки!

Не разоряй птичьи гнезда!

Не лови бабочек и жуков!

Не бери из леса диких животных и их детенышей!

Не рви лесные и луговые цветы!


10. Какие растения и животные дали тебе пищу?

Допиши предложения.

Борщ с мясом и со сметаной …

Белую булочку с изюмом …

Кашу манную на молоке с сахаром и маслом …

Чай с сахаром …


11. Грамматические и орфографические задания

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете останемся одни.

Задание: указать род имён существительных.


Мы по бережку прошли

И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке,

Тут и там пустые банки.

И как будто нам назло,

Даже битое стекло.

Задание: указать род имён существительных.


Мы по бережку прошли,

Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели:

Тоже пили, тоже ели,

Жгли костер, бумагу жгли,

Насорили и ушли.

Задание: подчеркнуть глаголы.


А ежик ночью убежал.

Его никто не обижал.

Его мы так любили,

И гладили, и мыли,

Но он свернулся и дрожал,

А после взял и убежал.

Задание: определить время глаголов.


Пусть птенцам

И маленьким зверятам

Хорошо живется

С нами рядом.

Задание: определить части речи.


Давай пройдемся медленно по лугу

И «здравствуй» скажем каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться,

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Задание: подчеркнуть глаголы неопределенной

формы.






Береги свою планету,

Ведь другой такой на свете нету!

Задание: определить падеж имен существительных.



Яг.ды б.рите а.уратно,

(Не) т.пчите зря кусты,

Чтоб сюда другие люди

После вас м.гли прийти.

Задание: определить число имен

существительных.


Каждый где-нибудь живет:

Рыба - в речке, в норке - крот,

Заяц - в поле, мышь - в соломе,

Я - в большом кирпичном доме.

Задание: выписать в первый столбик сущ. 1скл.,

во второй - сущ. 2скл.


Если ягоду (не) знаешь,

Лучше ты её (не) рви.

Если ягоду (не) знаешь,

В рот ее ты (не) клади.

Задание: раскрой скобки.


В л.су р.дилась елоч.ка

В л.су д.лжна р.сти.

Не нужно рубить елоч.ку

И в дом ее н.сти.

Задание: вставить пропущенные буквы.


Не стоит елочку губить

А лучше жизнь ей сохранить.

Искусственную елочку купи,

И в своем доме наряди.

Задание: укажи части речи.



Экологические задачи на уроках математики.


1. Один центнер макулатуры сберегает 8 сосен. Ребята собрали 3000кг макулатуры. Ск. деревьев сохранили ребята и ск. книг выйдет, если одна книга весит 500г.?


2. За год промышленные предприятия выбросили в воздух 58 млн. тонн загрязняющих веществ, автотранспорт 36 млн. тонн. Ск. всего выбросов вредных веществ попало в воздух?


3. В водоемах нашей страны за год оказалось 40 млн. тонн загрязняющих веществ. Ск. вредных веществ окажется в воде за 5 лет?


4. Каждый год бытового мусора образуется 57 млн. тонн Ск. мусора накопится за 2 года?


5. Один вид растений и животных исчезает ежедневно. Ск. видов исчезнет за 10 лет?


6. В Красную книгу занесено: насекомых - 202 вида, птиц - 80 видов, млекопитающих - 94 вида. Ск. видов оказалось на грани исчезновения?


7. Вырубается 2 га леса в минуту. Ск. леса уничтожит человек за один час?


8. Протяженность всех оврагов страны составляет 1 млн. км. Длина экватора Земли составляет 40 000 км. Ск. раз можно опоясать оврагами земной шар?


9. За 6 мин. набегает стакан воды из подтекающего крана. Ск. воды вытечет из неисправного крана за 1 час? За сутки?


10. На Земле 8 500 видов птиц, из них 770 видов живут в нашей стране. Ск. видов птиц живет в других странах?


11. Длина озерной лягушки 15 см, а прудовой - 8 см. На сколько см озерная больше прудовой?


12. Травяная лягушка съедает 7 насекомых за сутки. Ск. насекомых она съест за неделю?


13. Личинка златоглазки в день съедала 24 тли. Ск. она съест за 3 недели своей жизни?


14. Дуб живет 1000 лет, а сосна - 500 лет. Во сколько раз дуб живет дольше сосны?


15. В лесу липа живет 700 лет, а в городе 70 лет. Во сколько раз липа живет меньше в загазованном городе?


16. Богомол за сезон съедает 147 тлей, 41 мушку, 266 мух. Ск. насекомых съедает богомол за лето?


17. Ск. погибнет цветущих растений, если 20 учеников класса сорвут по 5 цветов на лугу?



3. Заключение.

Использование заданий экологического характера очень оживляет работу, как учителя, так и учащихся, вызывает у них эмоциональный отклик, способствует формированию активной жизненной позиции, учит сопереживать и размышлять.

В моих заданиях содержится информация, которая помогает учащимся увидеть ценность природы для общества и человека: красоту, богатство ее кладовых, незащищенность перед человеком.










4. Литература.


1. Бабакова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. Начальная школа 1993, №9, с.16.


2. Гавриляко С.Б. Игры «земля - наш дом». Начальная школа, 1992, №4, с.40.


3. «Зеленая страничка» (сборник)


4. Логовеева Г.П. Экологическое воспитание первоклассников. Начальная школа, 1990, №9, с.45.


5. Мереминский А. Экологические рассказы - сказки. Начальная школа, 1992, №4, с.40.









Материал скачан с сайта http://pedsovet.su/ 7



Полный текст материала Экологический компонент на уроках русского языка и математики смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Усова Елена Викторовна  yakutochka
30.11.2009 0 3369 672

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК