Мастер-класс "Рефлексия как условие для формирования регулятивных УУД"


Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Задачи:

  1. Познакомить коллег с понятием “рефлексия”;
  2. Дать представление о классификации рефлексии;
  3. Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках;
  4. Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса.

Ход мастер – класса.

I. ЗНАКОМСТВО С УЧАСТНИКАМИ

Давайте познакомимся. Я предлагаю назвать свое имя и качество вашего характера, которое начинается на первую букву вашего имени.
Меня зовут Надежда, мое качество надёжность. (Представление участников)    А теперь Вы.

Познакомились.  Давайте оценим, на сколько успешно прошло  наше знакомство.  Если вам понравилась, то поднимите карточки с показом  большого пальца вверх, а если нет, то — вниз. Спасибо!

А теперь выйдите, пожалуйста к нам те, у кого на обратной стороне карточки есть буквы. Соберите из них слово, встаньте так, чтобы мы могли его прочитать. (Рефлексия)

II. ЦЕЛИ МАСТЕР - КЛАССА:

     Тема моего мастер – класса «Рефлексия». Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

      В связи с этим одной из задач современного урока  является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.   

  1. РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ МАСТЕР — КЛАССА:

         Слово рефлексия в переводе с латинского — обращение назад.

Словарь иностранных языков определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

         Организация рефлексивной деятельности на уроке позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность и уникальность.  Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

В своей деятельности я использую разные виды рефлексии.

  1. рефлексия настроения и эмоционального состояния

(целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности)

Можно применять:

  • карточки с изображением лица;                                                                            
  • показ большого пальца вверх или вниз; 
  • «солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;
  • «радостный сказочный герой» - всё хорошо, «грустный сказочный герой» - плоховато;
  • «маятник настроения» - отображает настроение ребёнка (Маятник в сторону картины с ясным небом или пасмурным).
  1. рефлексия деятельности

(этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика)          

Можно применять:

  • «лесенка успеха» - нижняя ступенька - у меня ничего не получилось; средняя ступенька - у меня были проблемы; верхняя ступенька - мне всё удалось;
  • «наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки; 
  • «дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки; и другие;
  • «светофор» - зелёный свет — дело понравилось, жёлтый — понравилось, но не всё, красный — не понравилось;

Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.

 Но ведь ребёнок должен иметь продвижение в своём развитии. И в рефлексивной деятельности есть такое продвижение.

  1. Интеллектуальная рефлексия.

Интеллектуальная рефлексия способствует осмыслению помех и затруднений в данной ситуации, выступает в качестве одного из механизмов развития мышления, сознания и учебной деятельности.

  • Паучок (солнышко, цветочек) — фиксация ассоциативных связей любого понятия.
  • Табличка — фиксация знания и незнания о каком-либо понятии.

Полный текст материала Мастер-класс "Рефлексия как условие для формирования регулятивных УУД" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шафростова Надежда Николаевна  Nadinyashik
учитель начальных классов, МБОУ лицей №5 г. Воронеж
03.12.2014 4 2301 516
Комментировать

Читайте новые статьи

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 4
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
4 svetbalt64 • 11:26, 07.11.2015
Спасибо большое за интересные идеи!
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
3 gaws6476 • 23:23, 13.02.2015
Материал скорее всего действительно позволит повысить мотивацию педагогов к овладению рефлексивной деятельностью учащихся. Спасибо за подробное описание мастер-класса.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 kfym • 19:30, 06.02.2015
Надежда Николаевна. Спасибо за интересный материал.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 belca22 • 19:09, 06.02.2015
Спасибо за очень полезный материал. В начальной школе это очень актуально. Попробую провести подобное со своими коллегами.