Статья "Развитие познавательной активности младших школьников с помощью информационно-коммуникативных технологий"


 Развитие познавательной активности младших школьников с помощью информационно-коммуникативных технологий

 

Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

Современное образование должно обеспечить формирование творческой личности, которая сможет быть:

  • мобильной;

  • конкурентноспособной;

  • уметьинтегрироваться в современном обществе;

  • принимать нестандартные решения;

  • генерировать новые идеи и воплощать их в жизнь;

  • гибко адаптироваться в изменяющихся жизненных условиях.

Необходимым условием развития этих качеств является активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников. Благодаря познавательному интересу ребёнок лучше усваивает знания, с другой стороны – познавательный интерес развивается преимущественно на основе знаний. И что очень важно: объём изучаемого материала должен увеличиваться не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения. Важная роль в решении этой задачи отводится новым информационным технологиям.

Применяя ИКТ на своих уроках я способствую созданию обстановки психологического комфорта. Дети не боятся собственных ошибок. Все это позволяет обеспечить для большинства учеников переход от пассивного усвоения учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями. Компьютерные технологии создают большие возможности активизации учебной деятельности. Широкое применение ИКТ при изучении предмета даст возможность реализовать принцип «учение с увлечением».

Использование ИКТ как фактор развития познавательной активности младших школьников» продиктовано необходимостью перехода от традиционной системы обучения к инновационным технологиям. Использование компьютеров в учебной деятельности школы выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка, и является одним из эффективных способов повышения познавательной активности.

Проблема развития познавательной активности меня заинтересовала после исследованияучащихся в 1-м классе.

В исследовании принимали участие 24 ученика и были получены такие результаты:

 

Уровень познавательной активности

Количество учащихся

Процентное отношение

Высокий уровень

2

8%

Исполнительский уровень

8

34%

Ситуативный уровень

12

50%

Отсутствие интереса к учению

2

8%

 

Такие результаты вызвали у меня беспокойство и стремление изменить ситуацию. Основной задачей при проведении уроков для меня стало создание условий,которые способствовали тому, чтобы заинтересовать мальчишек и девчонок, привлечь их внимание так, чтобы они захотели получать предложенные им знания, и учились добывать их сами.

В педагогической литературе встречаются различные подходы к определению познавательной активности в частности.

До сих пор нет единого понимания сущности, содержания и объема познавательной активности.

Одни рассматривают ее как деятельность (М.И. Лисицына, Г.М. Каджаспирова и А.Ю. Каджаспиров, Е.В. Коротаева, Р.С. Черкасов), а другие как качество, личностное образование (Г.И. Щукина, Л.С. Кулыгина, З.А. Абасов).

Существует еще один подход к определению сущности познавательной активности, о котором говорит Т.И. Шамова. Она считает, что эти два подхода нельзя отрывать друг от друга, познавательную активность следует рассматривать и как цель деятельности, и как средство ее достижения, и как результат.

Т.И. Шамова дает наиболее общее определение:

Познавательная активность - это:

- Во-первых, повышенная интеллектуальная ориентировочная реакция к

изучаемомуматериалу на основе возникшей познавательной потребности.

- Во-вторых, ряд последовательных и взаимосвязанных умственных действийучащихся (или самостоятельных, или вслед за действиями учителя),

направленных на достижение определенного познавательного результата.

Познавательная активность учащихся обеспечивается тем, что развитие процесса учения удовлетворяет и закрепляет значимые для ученика потребности .

Понять - еще не значит познать. Знание приобретает смысл, пройдя через деятельность.

Согласно Т.И. Шамовой, можно выделить следующие уровни познавательной активности школьников.

1. Воспроизводящая активность характеризуется стремлением ученика

понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его

применения по образцу.

При организации воспроизводящей деятельности учитель пользуется объяснительно - иллюстративным методом преподавания, что и обеспечивает воспроизводящую деятельность.


Полный текст материала Статья "Развитие познавательной активности младших школьников с помощью информационно-коммуникативных технологий" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Федосеева Алла Петровна  Публикатор
31.05.2019 0 464 8

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Хотите лучше владеть компьютером?
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0