Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Бисероплетение»; 1 - 4 класс


Низание - самый древний вид рукоделия. Ещё до того, как люди научились делать стеклянные бусинки, они использовали различный природный материал в виде камней, костей, семян, ракушек для украшения себя и своих жилищ. С появлением стеклянных бусин и бисера возросли творческие возможности, появились различные техники исполнения. Данная программа предназначена   для обучения в учреждениях дополнительного образования детей, общеобразовательных школах, адресована учащимся, не имеющим начальной художественной подготовки. Срок реализации 3 года. Знакомит воспитанников с одним из видов декоративно-прикладного искусства - бисерное рукоделие учит их различным приёмам низания, ткачества, вышивки, выкладке бисера по клейкой основе. Являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основных приёмов бисероплетения. 

Пояснительная записка

Сущность и специфика дополнительного образования де¬тей отражена в «Концепции развития дополнительного образования детей». В ней указано, что «развивающемуся  обществу нужны современно образованные,  нравственные,  предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в  ситуации  выбора,  прогнозируя  их возможные последствия,  способны к сотрудничеству,  отличаются мобильностью,  динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бисероплетение» (далее программа), способствуют влиянию на становление личности ребенка через изучение традиционной культуры. 

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовой  базой: Федеральным законом об образовании, концепцией развития дополнительного образования детей, порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным  общеобразовательным программам, СанПиНом. Предназначена   для обучения в учреждениях дополнительного образования детей, общеобразовательных школах. Программа адресована учащимся, не имеющим начальной художественной подготовки.

Низание – самый древний вид рукоделия. Ещё до того, как люди научились делать стеклянные бусинки, они использовали различный природный материал в виде камней, костей, семян, ракушек для украшения себя  и своих жилищ. С появлением стеклянных бусин и бисера возросли творческие возможности, появились различные техники исполнения. У разных народов были свои отличные от других рисунки, цветовые решения. Бисерное рукоделие покорило все народы: от туземцев, живущих на островах, до европейских мастериц, и слои общества от цариц до простых крестьянок. Увлечены были бисерным рукоделием и многие мужчины. Бисером вышивали, оплетали, ткали, вязали, плели и выкладывали по клейкой основе. Существовали многочисленные мастерские и бисерные объединения. 
Сегодня некогда забытое бисерное рукоделие обрело новую жизнь. Большой популярностью пользуются плетёные из бисера украшения, вышивка для отделки одежды и аксессуаров, украшение интерьера в виде салфеток, вазочек, цветов, картин и других сувениров из бисера.

Все эти красивейшие бисерные изделия можно увидеть и приобрести в специальных магазинах, ярмарках, выставках, но цена не всегда приемлема для любителей красоты. Программа, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основных приемов бисероплетения.  Обучение, по данной программе, создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Знакомясь с бисероплетением, учащиеся приобщаются к народному творчеству. Получая знания и навыки на занятиях бисерного рукоделия, имеют возможность творить неповторимые, индивидуальные вещи, самовыражаться в своих работах. Занятия в студии декоративно-прикладного творчества дают возможность сотрудничества, развития коммуникативных способностей, межличностных отношений, помогают раскрывать внутренний мир красоты и гармонии. Знакомство с новыми приёмами бисероплетения вызывает у детей интерес, приносит радость и чувство удовлетворения от творческой работы. 

Актуальность данного курса заключается в том, что сегодня бисерное рукоделие является весьма востребованным среди детей и подростков п.Ханымей, а так же знакомит с одним из видов искусства рукоделия.
Новизна программы состоит в том, что в ней систематизированы все приёмы учения бисероплетению от азов до выполнения сложных изделий, обоснованное распределение их в соответствии с возрастными особенностями детей, т.е. программа построена по принципу «от простого к сложному».

Цель: познакомить воспитанников с одним из видов декоративно-прикладного искусства - бисерное рукоделие и научить их различным приёмам низания, ткачества, вышивки, выкладке бисера по клейкой основе, сформировать уважительное отношение к народному творчеству.

Задачами курса являются: 
Обучающие:

  • формирование знаний по предмету (цветоведение, материалы, инструменты, термины);
  • приобретение технических знаний, умений и навыков (различные техники, способы и приёмы низания);
  • формирование умения самостоятельно работать по схеме, самим строить схемы.

Развивающие:

  • расширение кругозора детей, знакомство с отличительными особенностями областной Российской культуры;
  • развитие познавательной и творческой активности, основанной на культуре бисерного рукоделия;
  • формирование художественного вкуса, фантазии, внимания, мышления, памяти, интереса;
  • развитие мелкой моторики рук.

Воспитывающие:

  • приобщение детей к народному декоративно – прикладному творчеству;
  • воспитание уважения к труду, народному искусству, аккуратности в работе;
  • формирование потребности в самообразовании и дальнейшем развитии умений и навыков в бисерном рукоделии. 

По степени творческого участия программа модифицированная. По уровню освоения – развивающая, так как направлена на формирование общей культуры ребёнка, расширение его знаний, самостоятельного мышления, развития творческих способностей и эстетического вкуса.
Программа относится к художественно-эстетическому направлению.

По целевому обеспечению – развивающая художественную одарённость, творческую индивидуальность, воображение, наблюдательность, фантазию.

Принципы, на которых строится программа:

  1. Систематичность и последовательность обучения.
  2. Связь теории с практикой.
  3. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей.

Изучив и отработав данные приёмы низания, воспитанники студии, получают возможность самостоятельно создавать разнообразные интересные бисерные изделия, проявить свой вкус и оригинальность, порадовать себя и близких. В ходе занятия они знакомятся с профессией художников, дизайнеров, оформителей. Программа имеет межпредметную связь с такими предметами как ИЗО, технология, черчение, математика, история. Предполагает получение знаний по принципу от простого к сложному, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.

В программе отводятся часы на индивидуальные занятия, которые необходимы для подготовки  к конкурсам и мероприятиям или для занятий с воспитанниками, которые по каким-либо причинам отстали от программы, а также с высокомотивированными  детьми.
По данной программе обучаются дети от 7до 12 лет, количество детей в группе 8-10 человек, т.к. требуется внимание и помощь со стороны педагога каждому воспитаннику. В одной группе могут быть дети разных возрастов с учётом подготовленности и способности к занятиям. На занятиях используется индивидуально-групповая форма работы. 
Отличительной особенностью программы от уже существующих является применение на занятиях информационных технологий и проектной деятельности. 

По результатам обучения по программе «Бисероплетение», ожидается, что дети научатся всем приёмам и методам низания, смогут самостоятельно изготавливать задуманные изделия, пользоваться готовыми схемами и создавать свои. Узнают историю бисерного рукоделия, которая связана с историей 
нашего и других народов. 

Контроль уровня усвоения пройденного материала осуществляется во время практических работ и выполнения проекта, а также в процессе подготовки и участия в конкурсах, выставках, фестивалях различного уровня.

Условия  реализации программы
Используемые методы:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • практический;
  • стимулирования мотивации;
  • контроля и самоконтроля.

Формы занятий: занятие – объяснение нового материала, практическая работа, контрольно-тестовые занятия.
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в специально оборудованном, хорошо освящённом помещении.

Для реализации программы необходимо:

  1. Мебель: столы,  стулья, шкафы, полки, ученическая доска.
  2. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, колонки, принтер, сканер, телевизор.
  3. Материалы и инструменты: ножницы, иглы  для  бисероплетения,  нитки, леска, бисер, бусины, стеклярус, рубка,  тонкая проволока, карандаши, ручки, фломастеры, тетради, стиральные резинки, цветной мел, картон цветной, белый, баночки для оплетения, коробочки для хранения бисера, х/б салфетки, пластилин,  клей,  нитки мулине, станки для бисероплетения, копировальная бумага, пяльцы, пайетки, шнур, ткань для вышивки, флизелин, канва.

Методическое обеспечение
При реализации программы «Бисероплетение»  используются  как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии:  словесные, наглядные, практические методы, методы проблемного обучения, алгоритмический метод, проектный, метод взаимообучения, метод скоростного эскизирования, метод временных ограничений, метод запрещений (когда не разрешается использование в работе какого-либо цвета, способа, что побуждает ребенка искать новое решение поставленной задачи), метод информационной поддержки,  дизайн-анализ. Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес учащихся к учебному процессу. 

В процессе обучения применяются такие формы занятий: 
групповые занятия, индивидуальные, теоретические, практические, игровые, семинары, творческие мастерские, конкурсы, устный журнал, занятие-фантазия, занятия игровые - имитирующие общественную практику.

Для успешной реализации программы  разработаны и применяются следующие  дидактические  материалы:
иллюстративный и демонстрационный  материал:

  • иллюстрации с изображением образцов изделий; 
  • иллюстративный материал к теме «История бисерного рукоделия»; 
  • макет  разборной технологической карты изделия; 
  • иллюстрации, репродукции к темам по истории развития искусства;
  • образцы изделий; 
  • таблицы, схемы;
  • плакат «цвета и формы»;
  • инструкционные карточки-схемы, включающие в себя изображение последовательности выполнения определённого метода низания, готовый образец;
  • инструкционные карточки применяются в течение  всего курса обучения «бисероплетению», особенно на этапе объяснения нового материала и на этапе практической работы.

раздаточный материал:

  • схемы выполнения изделий;  
  • карточки с заданиями по всем годам обучения, шаблоны для первого года обучения;
  • технологические карты изделий; 
  • коллекция образцов;
  • альбом с иллюстрированными подборками и схемами из книг и журналов;
  • книги и журналы по бисероплетению;
  • выставочные работы воспитанников занимающихся в студии;
  • фотографии работ участвовавших в конкурсах декоративно-прикладного творчества;
  • диски;
  • приложения, подготовленные преподавателем по темам программы;
  • методические материалы, взятые из интернета;
  • брошюры по дополнительному образованию с разработанными занятиями.
  • материалы для проверки освоения программы: 
  • тесты по разделам программы; 
  • диагностические карты по темам образовательной программы;
  • инструктажи по технике безопасности; 
  • перфорационные карты по разделам  и по годам обучения; 
  • тесты;  
  • кроссворды, лото и др.

На занятиях необходимо использовать технологические карты изготовления изделий, что приучает 
детей к самостоятельной работе, стимулирует познавательную активность воспитанников. Применение технологии создания успеха дает ребенку возможность осознать свою творческую  ценность, продвигает к новым высотам  творческих достижений. 
Педагог должен создавать атмосферу радости, удовольствия, соучастия  детей в процессе восприятия материала и потребность  активной творческой отдачи при выполнении практических заданий. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды  общественно-полезной деятельности.

В образовательный процесс следует включать экскурсии в музей, встречи с мастерами декоративно-прикладного искусства, что развивает у детей умение отличать настоящее искусство от его суррогатов, приходить к правильному эстетическому суждению.
Формы подведения итогов и контроля

Для текущего и промежуточного контроля знаний обучающихся по итогам изучения каждой темы проводятся: тестирование, блиц-опросы, работа с перфокартами. Контроль знаний, умений, навыков также может проводиться и в занимательной  форме: кроссворды, лото, ребусы, загадки.

Итоговый контроль приобретенных практических умений и навыков осуществляется  по качеству изготовления  зачетных  работ, по результатам участия в выставках, творческих конкурсах, фестивалях, соревнованиях.

Успех работы по программе определяется следующими условиями:

  • созданием благоприятной эмоциональной атмосферы на занятиях и в коллективе;
  • учётом психологических и индивидуальных особенностей учащихся;
  • проведением упражнений для снятия утомления;
  • созданием  ситуации успеха.

Формой подведения итогов по теме или разделу является практическая или самостоятельная работа, участие в конкурсах, выставках, фестивалях различного уровня.

Описание планируемых результатов.
По окончании курса дети должны знать:

  • историю развития бисерного рукоделия;
  • какие материалы и инструменты используются при работе;
  • основы цветоведения;
  • термины;
  • существующие разновидности бисерного рукоделия и приёмы низания.

Должны уметь:

  • подбирать нужные цвета;
  • работать по схеме;
  • наращивать в ходе работы нить или проволоку; 
  • освоить изучаемые техники низания вышивки и ткачества;
  • самостоятельно создавать нужное изделие;
  • самостоятельно создавать схемы и эскизы. 

Степень освоения данной программы и её эффективность определяются по устным опросам, итоговым выставкам и выполнению работ к конкурсам.
Программа включает в себя систему воспитательной работы  с детьми: проведение тематических бесед, привлечение воспитанников к выполнению ими коллективных и семейных работ, участие в мероприятиях, проводимых в Доме детского творчества. В студии составлен план воспитательной работы, который отражает специфику деятельности ДДТ, традиции, календарные мероприятия. 


Полный текст материала Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Бисероплетение»; 1 - 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Плугару Татьяна Геннадьевна  Геннадьевна8635
педагог дополнительного образования, МБОУ дополнительного образования "Дом Детского Творчества" п. Ханымей Пуровского района
08.11.2016 0 152 22
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0