Составление синквейна


#������###################################################0#A#L#:#>#################U#n#k#n#o#w#n#############�1##################
###########################
###

Масько Л. Г.

Тема: Примерный пешеход. Письмо водителю. Коллективная работа: составление синквейна

(2 класс, УМК «Школа России»)

Авторский медиапродукт – презентация PowerPoint 2003, 16 слайдов. Время использования презентации на уроке – 15-20 минут.

Цели:

Образовательные:

развивать умения детей составлять синквейн на заданную тему с опорой на полученные ранее знания;

Развивающие:

развивать интеллектуальные способности обучающихся: речь, внимание, мышление, наблюдательность;

Воспитательные:

воспитывать уважение к труду водителя;

сохранять физическое и нравственное здоровье, применять знания в повседневной жизни.

Оборудование: мультимедийный проектор; компьютер; экран; интерактивная схема составления синквейнов; авторский (Л.Г.Масько) ребус; авторская (Л.Г. Масько) электронная физминутка.



Методический комментарий


В методике существует много различных форм и методов работы развития речи младшего школьника. Не всегда удается их применить на уроках. Работу можно продолжить на факультативных занятиях. Факультативный курс «Речь и культура общения» разработан как дополнение к курсу литературного чтения во 2 классе. Он призван решить следующие задачи:

1) работа над правильным произношением, над внятностью и выразительностью речи, над обогащением словаря;

2) работа над правильным и точным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и связной речью;

3) работа над орфографически-грамотным письмом.


Факультативный курс позволяет сформировать специальные умения:

  1. раскрывать тему высказывания;

  2. высказывать основную мысль высказывания;

  3. собирать материал к высказыванию;

  4. систематизировать собранный к высказыванию материал;


Факультативный курс предназначается для 2 класса и рассчитан на 34 занятия (1 час в неделю)

Для развития у обучающихся креативного1 мышления, эффективен методов развития речи ребенка: работа над созданием нерифмованного стихотворения – синквейна.

Синквейн – в переводе с французского языка, «пять строк». Почему интересен именно этот прием? Это форма свободного творчества, но по особым правилам. Технология критического мышления учит осмысленно пользоваться понятиями и определять свое личное отношение к рассматриваемой проблеме. Ценность заключается в том, что все это собрано в пяти строках. Так, в нестандартной ситуации, дети усваивают научные понятия, применяют знания и умения. Рождаются мысли, развиваются мыслительные навыки.

Развивать мышление – значит развивать умение думать.

Чтобы составить синквейн, ученику надо кратко резюмировать учебный материал. Тема синквейна должна быть востребованной, эмоциональной, понятной.


Правила составление синквейна


  1. На первой строчке должно быть только одно существительное, которое и будет определять тему синквейна.

  2. Два прилагательных на другой строке должны раскрыть тему синквейна.

  3. Три глагола третьей строки должны описать действия, которые раскрывают тему синквейна.

  4. Четвертая строка состоит из фразы или предложения, в котором ученик выражает свое отношение к теме. Можно воспользоваться крылатым выражением, либо цитатой, которая проходит красной нитью через тему.

  5. В пятой строке ученик выражает свое личное отношение к теме. Это может быть одно слово или словосочетание.


Чтобы работа была успешной, знакомство с составлением синквейна должно проходить строго по алгоритму. Учителю необходимо:

1) четко объяснить правила написания синквейна;

2) обязательно привести примеры, так детям понятнее;

3) задать тему, в случае затруднения предложить детям тему (на первых занятиях, потом дети не нуждаются в помощи);

4) ограничить время составления синквейна;

5) с разрешения авторов прочитать удачно получившиеся работы.

Какой же результат использования этой технологии? Дети учатся ставить вопросы. Находят пути выделения главного, осмысливают найденный материал. Учатся сравнивать. Формируется понятие установления причинно-следственной связи, дети делают умозаключения. Учатся понимать проблему. Стремятся к поиску, творчеству, к обобщению и переработке информации. Дети, мыслящие критически, активны, могут совершать различные мыслительные операции.

Работа начинается с организации групп, состав групп на каждом занятии меняется.

Каждой группе дается таблица составления синквейна.




Стихотворение, состоящее из пяти строк



Кто? Что?



Какой? Какая? Какое?

Два прилагательных, раскрывающие характерные признаки предметов


Что делает?

Три глагола, раскрывающие действия предмета



Суть предмета, усиливающая предыдущие две строки



Существительное, выступающее как итог




Ученики самостоятельно подбирают соответствующие таблице имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Составляют фразы, подводят итог. Из всего количества слов группа составляет свой вариант.






План факультативного занятия по русскому языку


Задачи:

  • познакомить с новой творческой формой работы – составление синквейна;

  • развивать креативное мышление;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • воспитывать осторожность при переходе улиц и дорог;

  • формировать навыки правильного выполнения правил дорожного движения.


(Класс разделен на группы по интересам, произвольно, кто с кем хочет быть в группе, и может дружно работать коллективно.)


1.Урок начинается с разгадывания ребуса.


Слайд 2-3

Учитель: Что видите на картинке? (Малина). Замените слог «ли» на слог «ши». (Клик по слогу –ши-, звучит фонограмма «Веселый водитель» и появляется фото машины. Фонограмма сопровождает дальнейший диалог, беседу учителя и детей.)

Учитель: Какое слово получилось? (Машина) Кто догадался, о чем мы будем сегодня говорить на занятии? Расскажите о своем маршруте в школу. Как переходите дорогу? Какие места особо опасны?

(Дети называют особо опасные места по дороге в школу, заостряя внимание на шоссе. У каждого обучающегося в дневнике имеется «Маршрутный лист», выполненный совместно с родителями. В Маршрутном листе описан и схематично указан путь в школу и обратно.)

Пример Маршрутного листа

Дорога в школу.

Выхожу из дома, иду прямо до Городского парка, затем - направо, подхожу к светофору, перехожу проспект Металлургов, иду по тротуару между Центральной библиотекой и Почтой, затем – направо, к школе.

Обратно иду тем же маршрутом

Учитель: Не нарушаете ли вы правила дорожного движения? Ответьте на вопрос, дети! Будете ли переходить улицу на красный свет светофора, если на дороге нет и не видно машин?

(Вероятно, большинство отвечают отрицательно, но обязательно кто-то ответит «да»: «Переходили и не раз с родителями»).

Учитель должен разобрать эту ситуацию и предупредить и детей и взрослых, что на красный свет светофора движение запрещено, даже если нет близко автомобиля. Он может появиться внезапно.

Учитель: Не нарушают ли правила дорожного движения другие пешеходы? Приходилось ли вам быть свидетелями того, что, взрослые нарушают правила перехода улиц и дорог? Что вам помогает переходить улицу? (светофор, зебра)


Получение новых знаний

Знаете ли вы?


(сообщение ученика) Откуда взялся светофор?

5 августа — День рождения светофора. Первое устройство было установлено на улицах Лондона в 1868 году. Желтого цвета тогда не было.

Первый электрический трехцветный светофор появился в 1918 году в Нью-Йорке.


Учитель: Кто смотрит за порядком на дорогах? Кто управляет транспортными средствами? Нарушают ли водители правила дорожного движения? Если да, то чтобы вы хотели сказать им?

Наша цель: по наблюдениям за ситуациями на дорогах, во дворах, на площадках написать письмо водителю с просьбой о соблюдении правил дорожного движения.


2. Коллективная работа. Составление синквейна.


Учитель: Прежде чем писать письмо водителю, давайте поговорим о тех предметах, которые непосредственно «участвуют» при переходе улиц и дорог.

Учитель: Что и кого вы встречаете на улице? (пешеходы, машины, знаки, водители, инспектор, зебра)

Учитель: Правильно. Постарайтесь подобрать по схеме характеристику каждому предмету. Обобщив весь подобранный материал, вы составите синквейн.

Слайд 4

Учитель: Что такое синквейн? Познакомьтесь со схемой (каждая группа получает схему составления синквейна) и правилами составления.

Слайд 5

Учитель: Что же мы должны отразить в каждой строке? (закрепление полученных знаний)

Слайд 6

Дети с учителем еще раз прочитывают правила составления. Подбирают соответствующие слова.

Слайд 7


3. Авторская физминутка «Веселый водитель»


1.Слайд сопровождает фонограмма «Звук проезжающей машины» и фонограмма-сигнал «Веселый водитель» (обрезка звука, программа NERO)

2.Переход на слайд по щелчку, Начало физминутки – автоматически. Завершение – по щелчку.

Учитель: Представьте, что вы водитель. Как будете вести машину? Строго по правилам. Итак, поехали!

(Дети следят глазами за машинами, выполнив поворот головой в сторону проезжающей машины, моргают глазами вместе с мигающим светофором по 5 раз)

3.Читают призыв-напоминание: «Ребята, будьте осторожны на дорогах!»

4.После электронной физминутки можно предложить детям встать и подвигаться, показав движениями рук, как водитель ведет машину, держась за руль;. по сигналу светофора имитировать движения пешеходов: на красный – сесть, на зеленый – встать, на желтый – приготовиться к движению.

5.Читают призыв-напоминание: «Ребята, будьте осторожны на дорогах!»

6.Повторяют правила перехода улиц и дорог.


4. Коллективная работа.

Класс разбит на 6 групп. На группы дети разбиваются по интересам.


Каждый участник выполняет свою работу: подбирает слова, характеризующие автомобиль, инспектора, дорогу, знак, водителя. Более удачные слова дети оставляют для синквейна, неудачные – заменяют другими, помогая тем, кто не справился с заданием, советуют поработать со словарем синонимов, для удачного подбора слов или подобрать картинки на тему и одно из правил, чтобы составить буклет. Помогает и учитель. Таким образом, дети оценивают свой труд и труд товарищей.

Слайд 8

Первая группа работает со словом «автомобиль».

Учитель помогает в случае затруднения, подсказывающими вопросами, если дети справляются, работают без подсказки.

Учитель: Подбирая слова, вспомните признаки, по которым можно определить качество автомобиля. Сделайте вывод, если автомобиль скоростной, может ли он быть опасным?

Слайд 9

Вторая группа работает со словом «водитель»

Учитель: Какую роль играет водитель на дороге? Какие качества характера необходимы каждому водителю?

Слайд 10

Третья группа работает со словом «дорога»

Учитель: Подчеркните свойства дороги. Всегда ли она безопасна?

Слайд 11

Четвертая группа работает со словом «инспектор»

Учитель: Какими главными качествами характера должен обладать инспектор? Водитель их может и не иметь. Какова его главная роль на дороге?

Слайд 12

Пятая группа работает со словом «знак»

Учитель: Представьте, что не было бы знаков. Был бы порядок на дорогах? Ведь не поставить на всех дорогах инспектора. Какими должны быть знаки? Для чего они размещены на дорогах?

Слайд 13-15

Шестая группа рифмует слова, для получения рифмованного стихотворения.

Каждая группа получает оценку.


5. Продолжение работы


Учитель, в роли консультанта, правит работы, помогает подбирать слова, организует работу в группах.


6. Итог работы


Учитель: Как вы, ребята, считаете, можно ли ваши стихи-обращения послать водителям? Прислушаются ли они к вашим советам и замечаниям? Я думаю тоже, что ДА! Эти работы представим на городском конкурсе «Письмо водителю».


Школьная площадка

Дана для игр, забав.

Водители,

туда не заезжайте,

Сигналами нас

не пугайте!

Правила въезда

Выполняйте!


И на площадках для игры

Не ставьте вы свои машины.

Ведь нам приходится дышать

Той пылью, что подняли шины!


Нам «зебра» проложила путь,

И ты, водитель, не забудь:

Нельзя на «зебре» обгонять.

Ведь пешеходам

нужно уступать!

И в этом месте надо

пропускать!


Работа над стихами


Учитель: Давайте поговорим о вашем творчестве, о ваших стихах. Определите тему. (Стихи о правилах дорожного движения) Какая главная мысль ваших стихов? (Водители порой нарушают правила: не всегда пропускают пешеходов на переходе, сигналят во дворах, ставят машины на детских площадках). Прочитайте выразительно первое стихотворение. Прочитайте так, чтобы водитель обратил внимание на свои ошибки. Какими словами авторам удалось подчеркнуть опасность? Куда не следует заезжать водителям? Почему? Правы ли ребята? О чем сообщают ребята во втором стихотворении? На что должен обратить внимание водитель? Что вредит здоровью? Какими словами это подчеркнули авторы? Что придала частица не глаголу? (отрицательный смысл - не ставьте, не заезжайте, не пугайте) Прочитайте, выделите голосом отрицание. О каком знаке дорожного движения авторы рассказали в третьем стихотворении? («зебра») О чем предупреждают и напоминают авторы водителям? (на «зебре» надо уступать, пропускать пешеходов).


Группы обмениваются текстами

и читают еще раз полученные стихи товарищей.


Учитель: Удалось ли ребятам в своих стихах передать опасность, которую представляют неосторожные водители? Можно ли эти строки объединить в одно стихотворение? Почему? (Одна тема) У вас, авторы, получилось стихотворение. Давайте всем классом придумаем ему название и отправим водителям письмо.

(Дети придумывают названия: «Вам, водители», «Письмо водителю», «Невнимательным водителям», «Просьба пешеходов», «Что было на дороге».После обсуждения выбирают название «Письмо водителю»)


Те группы, где не получилось стихотворной формы, могут подобрать материал для оформления буклета, записав туда правила дорожного движения и вставив картинки по теме.

Наиболее удачные стихотворения, с разрешения авторов, зачитываются и обсуждаются. Рекомендуются для прочтения водителям. Зачитываются тогда, когда в школе проводят занятия работники ГИБДД.


7. Рефлексия


Учитель: Ребята, понравилась ли вам такая работа? Что нового узнали на этом занятии? (о светофоре и о том, то нельзя переходить улицу на красный свет, если нет машин на дороге,о новой творческой работе – составление синквейна, интересное слово и интересная работа). Хотелось бы вам продолжить такую форму работы? Подберите тему, на следующем занятии составим другие синквейны.

Слайд 16


8. Источники


  • Правила дорожного движения Российской Федерации.-М,: «Третий Рим»,2006

  • Коллективные стихи-обращения к водителям. Авторы – обучающиеся 2 Б класса МОУ СОШ №14 города Мончегорска Мурманской области


1 Креативность [лат. creatio — сотворение, создание] — уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Первоначально К. рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем К. Впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта коррелирует с К. до определенного предела, а слишком высокий интеллект препятствует К. В настоящее время К. рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависимая от целого комплекса ее психологических характеристик.

Слайд 1
Факультатив «Речь и культура общения», 2 класс. Школа России Составление коллективного синквейна Тема: Примерный пешеход Письмо водителю Масько Любовь Георгиевна учитель начальных классов Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №14 город Мончегорск Мурманская область
Слайд 2
ши ли машина
Слайд 3
Схема окрестностей моего дома с обозначением опасных мест стройка дом люк парк Школа шоссе
Слайд 4
Что такое синквейн? Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять». Это короткая стихотворная форма. Состоит из пяти строк. Пишется такое стихотворение по особым правилам.
Слайд 5
Правила составления синквейна Имя существительное Имя прилагательное Глагол Имя прилагательное Глагол Глагол Предложение из нескольких слов, показывающее отношение к теме Слово, связанное с первым словом , отражает сущность темы
Слайд 6
Стихотворение, состоящее из пяти строк Кто? Что? Предмет Какой? Какая? Какое? Два прилагательных, раскрывающие характерные признаки предмета Что делает? Три глагола, раскрывающие действия предмета Суть предмета, усиливающая предыдущие две строки Существительное, выступающее как итог
Слайд 7
Ребята, будьте осторожны на дорогах!
Слайд 8
автомобиль •быстрый, скоростной •движется, мчится, сигналит •Автомобиль облегчает человеку передвижение. • средство повышенной опасности
Слайд 9
водитель •внимательный, осторожный •управляет, следит, смотрит •Водитель очень внимателен на дороге. •человек, управляющий автомобилем
Слайд 10
дорога •опасная, широкая •лежит, вьется, бежит •На дороге надо быть предельно внимательным! •полоса земли, приспособленная и используемая для движения
Слайд 11
инспектор •справедливый, строгий •следит, предупреждает, наказывает •Инспектор следит за выполнением правил на дороге. •регулировщик
Слайд 12
знак •Видный, предупреждающий •Показывает, сообщает, предупреждает •Знак информирует, что в любой момент на дороге могут появиться дети. •Информатор
Слайд 13
Школьная площадка Дана для игр, забав. Водители, туда не заезжайте, Сигналами нас не пугайте! Правила въезда Выполняйте!
Слайд 14
И на площадках для игры Не ставьте вы свои машины. Ведь нам приходится дышать Той пылью, что подняли шины!    
Слайд 15
Нам «зебра» проложила путь, И ты, водитель, не забудь: Нельзя на «зебре» обгонять. Ведь пешеходам нужно уступать! И в этом месте надо пропускать!
Слайд 16
Источники •http://parkov1.narod.ru/spis.htm •http://parkov1.narod.ru/spis.htm 13.mid АВТОМОБИЛИ,М.Шаброва,В.Матецкого,+, 582.mid ПЕСЕНКА ШОФЁРА,Г.Никитинского,К.Санторо,+, •http://avtomirplus.com/uploads/posts/2008-10/thumbs/1222900588_1205104132_b.jpg •http://photo.ruza.ru/albums/userpics/10001/normal_P1010080_resize.JPG •http://www.russianla.com/ic/img.lenta.ru/auto/2005/02/16/drinking/pict ure.jpg •http://slovari.yandex.ru/art.xml?art=psychlex4/PS4/ps4-0108.htm&encpage=psychlex4 •http://asfera.info/img/spaw/big/01_277.jpg •http://www.idiotparking.ru/gallery/albums/userpics/10500/normal_Image%2822%29.jpg • http://lingvo.yandex.ru/fr?text=cinq&st_translate=on •Автомобиль hyundai (фото автора Масько Л.Г.) •Правила дорожного движения Российской Федерации.-М,: «Третий Рим»,2006 •Коллективные стихи-обращения к водителям. Авторы – обучающиеся 2 Б класса МОУ СОШ №14 города Мончегорска Мурманской области •Электронная физминутка. Автор Л.Г. Масько

Полный текст материала Составление синквейна смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Любовь Георгиевна Масько  Полярис
12.11.2009 9 31441 4716

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК