Урок с презентацией по курсу ОРКСЭ по модулю «Основы светской этики». Смысл жизни и счастье. 4 класс


План-конспект

урока по курсу ОРКСЭ

по модулю «Основы светской этики»


Е.В.Тертишникова МБОУ « СОШ № 23» учитель начальных классов г.Южно-Сахалинск


Тема: «Смысл жизни и счастье»

Цели урока:

  1. познакомить с новыми понятиями, создать условия для правильного представления о смысле человеческой жизни и счастье;

  2. учить рассуждать на нравственные темы.

Задачи:

  1. развивать речь учащихся;

  2. воспитывать умение анализировать свои поступки и слова, соотносить их с общечеловеческими ценностями;

  3. развивать коммуникативные навыки.

Оборудование: Мультимедиа, учебник, цветные карандаши, белый лист формата А4

Основные термины и понятия: Смысл жизни, счастье, притча.


Ход урока:

1. Организация деятельности учащихся.

- Сегодня на уроке нам предстоит найти ответ на очень сложный, но интересный вопрос.

-Урок я хотела бы начать с притчи. Знаете ли вы, что такое притча?


Слайд №3

(Притча-это маленький поучительный рассказ заключающий в себе моральные или религиозные поучения (премудрость)


-Закройте глаза, сейчас вы услышите притчу, слушайте внимательно, постарайтесь определить, о чем эта притча?

Слайд №4

-Слушают притчу (читает учитель)

Притча о Счастье

Однажды, прогуливаясь по лесу, три брата увидели глубокую яму. В ней сидело Счастье.

Один, из братьев подошел, наклонился к яме и сказал: — Если бы у меня было много денег, я был бы счастлив

Счастье подарило ему много денег, брат ушел счастливым.

Другой брат, наклонившись к яме и попросил: — Красивая женщина, если бы она украсила мою жизнь, тем, чтоб была рядом, вот тогда бы я был счастлив.

Счастье выполнило и его желание, брат убежал с женщиной, вне себя от счастья.

Третий брат подойдя к яме наклонился:

А Тебе, что нужно? — спросило Счастье.

Что нужно Тебе? — переспросил брат.

Я бы хотела, чтоб меня вытащили из этой ямы, — сказало Счастье.

Брат, протянув руку, вытащил из ямы Счастье и пошел прочь своей дорогой.

А Счастье довольное побежало за ним...



- Как вы думаете, о чём эта притча? (ответы детей) ( эта притча о счастье)

Что для первого брата было счастьем? Для второго брата? Третьего брата?

-На какой же вопрос нам предстоит найти ответ? (что такое счастье и смысл жизни?)

-Да, ребята, сегодня мы попробуем ответить на вопрос что такое счастье и в чём смысл жизни человека.

Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Смысл жизни и счастье»

-Может вы уже сейчас готовы ответить на этот вопрос?


Слайд №5

Задание-

Ребята посмотрите на слайд и скажите: какое состояние души отражают лица этих людей?

Ответы детей (счастливое, довольное, ласковое, улыбающиеся)


Как же можно обобщить ваши высказывания одним словом?

Ответы детей ( они счастливы)

Первичная проверка понимания изученного

Предлагает актуализировать имеющиеся по теме знания.


Слайд №6


Э. Асадов “Что такое счастье”


Одни говорят, что счастье –

Это большое участье:

Забота, тепло, вниманье

И общность переживания.

Ещё есть такое мнение,

Что счастье – это горение:

Поиск, мечта, работа

И дерзкие крылья взлёта!

А счастье, по-моему, просто

Бывает разного роста:

От кочки и до Казбека,

В зависимости от человека.


Актуализируют имеющиеся по теме знания, используют ассоциации.

Как вы поняли строки этого стихотворения?

О чём оно? Какова главная мысль?

(визуальный ряд – разное счастье, что это?)

Что возникает у вас в душе, когда вы слышите слово “счастье”? Назовите, какие слова “притягивает” это слово, слова-ассоциации.

Слайд №7

Счастье (праславянское объясняют из «хороший» и «часть», то есть «хороший удел»— состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.


Счастье - состояние полноты существования, когда все есть и больше ничего не надо. Человек может быть ситуативно счастлив (выспался, поел, вдоволь поплавал или вкусно понежился), но жить при этом без смысла жизни, не иметь радости смысла жизни. Другой в это время в неуюте и напряжении, но видит ради чего все это - и просыпается в каждый новый день с радостью, поскольку знает, зачем живет.


Представление о счастье зависит от возраста. Для маленького ребенка счастье - это мама. Присутствие мамы приносит его сердцу и душе покой и улыбку. Ребенку не нужны деньги, слава, друзья, его не привлекают дорогие подарки, золото и драгоценности. Он их даже не замечает. Есть мама - и он счастлив. Когда мама уходит, ребенок плачет - его счастье исчезает. Понятие счастья с возрастом меняется для ребенка. Ценность счастья малышки переходит от мамы к игрушкам. Став немножечко старше, девочка уже не восхищается мамой так, как раньше. Она еще любит маму, но игрушки доставляют ей гораздо большее удовольствие, и потому девочка с радостью уже больше времени проводит с игрушками - больше думает о них и ищет любую возможность, чтобы больше играть. Она может даже обидеться на маму из-за этих игрушек.
Становясь еще старше, девочка находит гораздо больше счастья в играх, мультфильмах и книгах, чем в игрушках. Она больше предпочитает общаться с друзьями, чем общаться с мамой или с игрушками. Прежние объекты счастья уже потеряли для нее свою привлекательность и т.д.


Слайд №8


Давайте вспомним рассказ «Цветик-семицветик» В.Катаева.


ЦВЕТИК –СЕМИЦВЕТИК – это волшебный цветок. Он поможет нам понять, что такое счастье.

-А из какого произведения этот цветок? Кто его автор? (В.Катаев)

-Давайте вспомним волшебные слова, которые говорила девочка Женя

Лети, лети лепесток через запад на восток,…


Слайд №9

(вспоминаем сказку по этапам)

-А кто помнит, какое последнее желание загадала Женя? ( Женя пожелала, чтобы выздоровел больной мальчик)

-Почему это желание стало полезным? ( она помогла мальчику, он выздоровел, смог ходить)

-Стал ли мальчик счастлив после этого? Что для мальчика счастье? ( Мальчик стал счастлив. Для него счастье – это здоровье.)

Для некоторых людей счастье это –здоровье, для других,…….

- У каждого человека свое счастье.

Составление интеллект-карты по группам

-А счастье, ребята, неразрывно связано со смыслом жизни

- Подумайте что такое смысл жизни?


Слайд №10

Смысл жизни - то, ради чего проживается человеком его индивидуальная жизнь. Видение смысла жизни - это видение перспективы, видение будущего, ради которого стоит жить.

Источник — «http://www.psychologos.ru/Счастье_и_смысл_жизни»

Разнообразие смыслов жизни

Слайд №11

Посмотрите на слайд и определите к какому типу личности вы относите себя?


-Смысл жизни каждый для себя определяет сам, в соответствии с типом своей личности в соответствии со своими ценностями, в меру своей фантазии и интеллекта.

Например, потребительский смысл приумножения собственного благосостояния - «построить дом». Или идея защиты окружающей среды - «посадить дерево». А кого-то больше вдохновляет затея выживания - «вырастить сына».


-Может быть цель нашей жизни в удовлетворении пищей? (мы принимаем пищу для того чтобы жить, а не живем для того чтобы есть)

-Возможно цель нашей жизни в работе или в полном покое?

-Может цель нашей жизни в богатстве?

-Власть и слава? ( стремление к славе мы не можем считать целью жизни)

-Жизнь ради детей?

-Жить ради знаний? Так ли это? Цель жизни должна быть для всех достижимой, знаниями может овладеть не каждый. Всеми науками не овладеть.

У одного царя был поистине мудрый слуга . однажды он не смог выполнить какое-то поручение. Тогда царь сказал ему : «За что же я тебе плачу?» « Ты мне платишь за то, что я знаю и умею,- ответил он. –Если бы ты платил мне за то, чего я не умею и не знаю, то тебе не хватило бы денег всей Франции.

-Сохранение здоровья? (однако, здоровье не вечно, мы можем своими усилиями продлить здоровье)

-Итак, каждый по своему понимает в чем смысл жизни.


Слайд №12

Задание для работы в парах

-А вот как видел смысл жизни Л.Н.Толстой и А.П.Чехов.

-Обсудите в парах смысл их изречений.


Беседа с учащимися по вопросам.


-Зачем живёт человек?

-Каково его предназначение в мире?


Слайд №13


-Счастливая жизнь – это жизнь разносторонняя, полнокровная. Она включает все стороны жизнедеятельности человека – активное участие в общественно-политической жизни, в управлении делами общества и коллектива, добросовестный труд на благо общества, благополучие в семейной жизни, товарищеское отношение в коллективе – всё это необходимые компоненты счастливой жизни.


Рефлексия.

-С какими новыми понятиями работали сегодня?

-Что вы сможете рассказать родителям о счастье и смысле жизни?

Слайд 1
Основы светской этики «Счастье и смысл жизни» Автор: Тертишникова Елена Васильевна учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 23» Сахалинская область г. Южно-
Слайд 2
Цели урока: познакомить с новыми понятиями;  создать условия для правильного представления о смысле человеческой жизни и счастье;  учить рассуждать на нравственные темы.
Слайд 3
Притча-это маленький поучительный рассказ заключающий в себе моральные или религиозные поучения (премудрость)
Слайд 4
Притча о Счастье Однажды, прогуливаясь по лесу, три брата увидели глубокую яму. В ней сидело Счастье. Один, из братьев подошел, наклонился к яме и сказал: — Если бы у меня было много денег, я был бы счастлив Счастье подарило ему много денег, брат ушел счастливым. Другой брат, наклонившись к яме и попросил: — Красивая женщина, если бы она украсила мою жизнь, тем, чтоб была рядом, вот тогда бы я был счастлив. Счастье выполнило и его желание, брат убежал с женщиной, вне себя от счастья. Третий брат подойдя к яме наклонился: — А Тебе, что нужно? — спросило Счастье. — Что нужно Тебе? — переспросил брат. — Я бы хотела, чтоб меня вытащили из этой ямы, — сказало Счастье. Брат, протянув руку, вытащил из ямы Счастье и пошел прочь своей дорогой. А Счастье довольное побежало за ним...  
Слайд 5
Слайд 6
Э. Асадов “Что такое счастье” Одни говорят, что счастье – Это большое участье: Забота, тепло, вниманье И общность переживания. Ещё есть такое мнение, Что счастье – это горение: Поиск, мечта, работа И дерзкие крылья взлёта! А счастье, по-моему, просто Бывает разного роста: От кочки и до Казбека, В зависимости от человека.
Слайд 7
Счастье (праславянское объясняют из «хороший» и «часть», то есть «хороший удел»— состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.
Слайд 8
Катаев В.П.»Цветиксемицветик»
Слайд 9
Слайд 10
Смысл жизни Смысл жизни - то, ради чего проживается человеком его индивидуальная жизнь. Видение смысла жизни - это видение перспективы, видение будущего, ради которого стоит жить.
Слайд 11
Люди делятся на четыре типа личностей  Первый тип личности — это учёные (люди склонные к эффективному обучению и изучению). Они стремятся к познанию и хотят делиться и давать знание другим людям. Основная главная черта этих людей — честность.  Второй тип личности, это люди, склонные к эффективному управлению, руководству, защите, установлению правил, законов. Они чего бы это не стоило, стремятся сделать жизнь справедливой, правильной. Основная их черта характера — стремление к милосердию и справедливости.  Третий тип личности принадлежит людям, склонных заниматься торговой и хозяйственной деятельностью. Их основная черта – щедрость и одновременно желание богатства.  Четвёртый тип — люди, которые любят мастерить, делать какую-то практическую работу. Основная их черта — трудолюбие.
Слайд 12
В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для другого. Лев Николаевич Толстой Лучшее наслаждение, самая высокая радость в жизни - чувствовать себя нужным близким людям! Антон Павлович Чехов
Слайд 13
Счастливая жизнь – это жизнь разносторонняя, полнокровная. Она включает все стороны жизнедеятельности человека – активное участие в общественнополитической жизни, в управлении делами общества и коллектива, добросовестный труд на благо общества, благополучие в семейной жизни, товарищеское отношение в коллективе – всё это необходимые компоненты счастливой жизни.
Слайд 14
за урок

Полный текст материала Урок с презентацией по курсу ОРКСЭ по модулю «Основы светской этики». Смысл жизни и счастье. 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тертишникова Елена Васильевна  Elena65
15.11.2013 1 11912 1979

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 1
avatar
1 MiLena6142014 • 20:57, 11.04.2014
Предстоит вести курс ОРКСЭ. Просматриваю материалы. Хочется более подробно изучить содержание курса. Материал хороший: уместное использованы и мысли мудрых людей, и притчи. Опора на личный опыт учащихся. Буду использовать содержание материала в своей работе. Спасибо.