Статья "Проблема сохранения здоровья младших школьников"


Статья:

«Проблема сохранения здоровья младших школьников»

Артемьева Ирина Викторовна, учитель начальных классов

МОУ - СОШ №13 г. Александрова Владимирской области.

В настоящее время задача здоровьесбережения является злободневной. Статистика ут­верждает, что в последние годы здоровыми рождаются лишь 14% детей, а за годы обуче­ния в школе эта цифра снижается еще почти в 3 раза. А ведь еще Сократ говорил: «Здоро­вье - не все, но все без здоровья - ничто». Больное поколение не может жить полноценной жизнью, учиться, созидать, защищать Родину. Школа должна принимать активные меры по сохранению и укреплению здоровья детей. Поэтому 5 лет назад коллектив учителей начальных классов МОУ СОШ №13 г. Александрова решил активизировать свою работу в данном направлении.

С чего же мы начали свою работу? С анализа медицинских показаний состояния здоровья учащихся начальных классов, выявив основные виды хронических заболеваний и особенно обра­тив внимание на количество детей, имеющих заболевания органов зрения, нервно-психические и ЛОР заболевания, болезни органов пищеварения. Данные сведения о состоянии здоровья учащихся и его динамика являются одним из важнейших критериев при оценке эффективности и качества учебно-воспитательного процесса с точки зрения здоровьесбережения. Каждый педагог получил чёткое представление о характеристиках здоровья каждого отдельного ученика и, руководствуясь информацией, полученной от школьного медицинского работника и родителей учащихся, имеет чёткое понимание характера ограничений, накладываемых формой патологии, а также знает как возможно свести до минимума неудобства этих детей при обучении.

Но недостаточно только знать о заболеваниях детей, надо стараться предотвратить ухудшения здоровья младших школьников. Именно такую задачу поставило перед собой методическое объе­динение учителей начальных классов. Нами было выявлено 5 основных для нашей школы при­чин снижения здоровья детей:

  • трудности при адаптации в 1-м классе;

  • перегрузка учебным материалом;

  • медицинская и психологическая неграмотность части родителей;

  • недостаточное внимание к двигательной активности и физической культуре ребёнка;

  • проблемы питания.

Все свои усилия коллектив направил на устранение этих причин. Оговорюсь сразу, работа в дан­ном направлении ещё далека до завершения, мы скорее всего только начали этот путь, но, воз­можно, некоторые наши умозаключения покажутся вам интересными и полезными.

Приход ребенка в первый класс - один из самых сложных периодов в его жизни. В это время психика ребенка легко ранима, возникают стрессы, т.к. коренным образом меняется


весь уклад его жизни, пугает неизвестность, и как следствие - ухудшается здоровье. Как избежать этого? Педагоги нашей школы на протяжении последних 10 лет с ноября меся­ца по апрель по субботам проводят занятия «Школы будущего первоклассника». Эти заня­тия носят развивающий характер, но кроме того - их ведут педагоги, которые будут наби­рать первые классы и занимаются дети в кабинетах, которые в будущем могут стать их классными комнатами. Таким образом, ребенок исподволь знакомится с новой обста­новкой, педагогами и может даже выбрать себе учителя, фамилию, которого родители имеют возможность указать в заявлении в 1-ый класс. Все просьбы (за редким исклю­чением) удовлетворяются. Родители будущих первоклассников в это время посещают родительские лектории, на которых им рассказывают об особенностях обучения детей в 1-ом классе, дают практические советы по развитию ребёнка, рекомендуют новинки литературы для родителей, отвечают на вопросы, разъясняют, какие кружки, секции ребёнок может дополнительно посещать в школе, как организовано школьное питание, сменность, каков температурный режим в школе. Тем самым мы снимаем нервозную обстановку среди родителей и не даём волнению передаться от них к детям. И если учитывать тот факт, что с каждым годом всё большее число детей посещают «Школу будущего первоклассника», растёт её популярность, следовательно, возрастает количество первоклассников, идущих в школу без страха и родителей, вооружённых необходимыми знаниями.

Кроме того, наша школа последние 10 лет работает в тесном контакте с ДОУ №15,10,12, кото­рые находятся в нашем микрорайоне, составляя план совместной работы, в котором львиную долю мероприятий посвящаем вопросам преемственности между дошкольными учреждениями и на­чальной школой. Проведение данных мероприятий также способствует ускорению процесса адап­тации детей к школе.

Ну и поскольку не все дети посещали ШБП, чтобы облегчить им процесс адаптации к школе, учи­теля в течение первой недели проводят программу «Первые дни ребёнка в школе», призванную помочь в расширении их адаптивных возможностей.

На протяжении всего учебного года учителя неукоснительно выполняют рекомендации по организации учебного процесса в 1-ом классе: проводят уроки нетрадиционной формы, не ставят отметок, строго регламентируют учебную нагрузку и т.д. Проведение всего выше перечисленного комплекса мер, даёт ощутимые результаты: проведение анкет по адаптации учащихся 1-х классов показало, что с каждым годом растёт число детей, быстро адаптирующихся к школе

2008/2009 учебный год - полная адаптация - 58%

-дезадаптация- 7%



2009/2010 учебный год - полная адаптация - 63%

- дезадаптация - 4%

Опрос среди родителей первоклассников на общем родительском собрании на тему «Проблема адаптации» выявил тот факт, что 95% учащихся 1-ых классов идут в школу с хорошим настроени­ем. И только 5% родителей отметило, что начало обучения ребёнка в школе сопровождалось по­вышенной тревожностью, страхом. И как бы ни была мала эта цифра - это повод продолжить работу в этом направлении.

Стремясь увеличить количество детей полностью адаптированных к школе, мы начинаем ставить отметки учащимся только со 2-ого полугодия 2-го класса, поскольку во время длительных летних каникул наряду с отдыхом происходит дезадаптация детей, а с нового учебного года снова прояв­ляются признаки эмоционального и физиологического напряжения, особенно, это заметно при пе­реходе из 1-го во 2-ой класс. Устранение травмирующего фактора отметки в 1 -ом полугодии 2-ого класса дало положительную тенденцию роста количества адаптированных к школе детей среди второклассников.

Здоровье детей - это общая проблема педагогов, медиков, родителей и в первую очередь в сохра­нении здоровья ребёнка заинтересованы родители, но зачастую им не хватает знаний закономер­ностей роста и развития детей, они не способны учитывать биологическую природу ребенка, вос­питывая его «вслепую» иногда разрушают здоровье детей. Вот один пример. Медики утвержда­ют, что норма просмотра телевизионных передач для детей младшего школьного возраста - это не более 15 минут в день. А анкетирование родителей первоклассников показало, что 73% детей смотрят телевизионные передачи свыше 2 часов и лишь 8% - до 1 часа. Откуда уж тут здоровью взяться? Поэтому еще до поступления ребенка в 1-ый класс для родителей уже проводятся лек­ции, о которых говорилось ранее, а с зачислением детей в школу родители начинают посещать занятия «Родительского всеобуча», основная цель которого: оказание своевременной и целена­правленной помощи со стороны медиков, психолога, педагогов.

Но и детей также необходимо обучать приёмам сохранения здоровья, пропагандировать сре­ди них здоровый образ жизни. Интегрированный курс «Ознакомление с окружающим миром» и ОБЖ, факультативные курсы «Валеология», «Расти здоровым» позволяют детям серьезно заду­маться о своём здоровье, самостоятельно контролировать своё самочувствие, многие физкультми­нутки, проводимые на уроках, содержат элементы точечного массажа, упражнений по релаксации, гимнастику для глаз.

Одним из основных факторов, ведущих к ухудшению здоровья школьников, является перегрузка детей учебным материалом. Администрация школы строго следит за выполнением всех норма­тивных актов, направленных на здоровьесберегающую организацию учебного процесса, неукос­нительно выполняются все требования, изложенные в инструктивном письме Министерства образования «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы», отслеживается грамот­ность составления расписания в начальных классах, количество времени на выполнение домашне­го задания, частота чередования на уроках различных видов деятельности. Для более эффективно­го использования времени на уроке учителя часто осуществляют интегрирование учебных пред­метов. Объединение курсов окружающего мира и литературного чтения, литературного чтения и русского языка, окружающего мира и ИЗО и т.п. помогает предельно рационально использовать время на каждом таком уроке, повышает обучающий потенциал и положительную мотивацию школьников. Этому же способст­вуют и проводимые в начальных классах уроки нетрадиционной формы: урок - путешествие, урок-викторина, урок -соревнование.

Ещё одним стрессовым фактором школьной жизни, влияющим на здоровье детей, является ограничение двигательной активности ребёнка, которая снижается с приходом в школу примерно в 2 раза. Дети должны активно двигаться в школе не менее 2 часов, включая занятия бальными. танцами, спортивные часы в ГПД, подвижные игры на переменах, физкультминутки на уроках, занятия физкультурой, внеклассные спортивные занятия, дни здоровья и мы всячески стараемся их двигательную активность увеличивать и поощрять. В перемену наши дети имеют возможность свободно двигаться, мы не запрещаем им организовывать подвижные, шумные игры, поскольку наши коридоры просторны и не содержат острых углов, и рядом с детьми всегда находится дежурный учитель. И пусть у нас в перемену достаточно шумно, зато дети всегда имеют возмож­ность снять мышечную усталость и разрядиться. На каждом уроке учителя проводят по 3 физкультминутки, в среднем через каждые 10 минут. При этом учитель, чётко пред­ставляет на что направлены те или иные упражнения, грамотно чередует и комбинирует их. У педагогов собраны и используются целые подборки физкультминуток к различным урокам: к русскому языку - разминка для рук, шеи; к литературному чтению - гимнастика для глаз и т.д., а также среди учителей имеет место разделение физкультминуток по классам: не­сложные, в игровой форме - для первоклассников; динамичные, более продолжительные - для 3-4 классов.

Существует ещё один аспект нашего пристального внимания - это питание, поскольку нор­мальное существование человека, поддержание и укрепление его здоровья немыслимо без организации сбалансированного, рационального питания. Поэтому мы придерживаемся мнения, что все учащиеся младших классов должны получать в школе горячий завтрак, причём - всегда в одно и то же время, а детям, посещающим после уроков ГПД или кружки и секции, необходимо ещё и обедать в школьной столовой.

Еще несколько лет назад классным руководителям приходилось вести среди родителей по данному вопросу разъяснительную работу, особо остро нуждающимся предоставлялось бесплатное питание, но все равно мониторинг охвата детей горячим питанием показывал, что примерно 14% детей не едят в школе завтраки. И это была серьезная проблема. К счастью, с 2007 – 2008 учебного года все дети с 1 по 4 класса стали получать бесплатное питание, что нас безусловно радует, т.к. сбалан­сированное и регулярное питание не может не сказаться благотворно на состоянии здоровья младших школьников.

Вот то немногое, что удалось сделать нам за последние годы. Не все в этой работе было гладко, но мы ни дня не жалели, что взялись за разрешение этой проблемы. Сейчас ни один из наших педагогов не сомневается, что известный принцип «Не навреди» имеет прямое отноше­ние к нам учителям и главная наша задача постоянно следовать этому принципу. А что касается трудностей, то их в нашей работе всегда было предостаточно и поскольку народная мудрость гласит: «дорогу осилит идущий», мы останавливаться не собираемся.


















ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:

  1. Битом Г.Л., Назарова Л.В. Основы валеологии. - СПб, 1998г.

  2. СП 2.4.2. 782-99 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных ви­дах современных общеобразовательных учреждениях.»

З.Скурихин И.М., Интерциков В.А. «Как правильно питаться» Москва, Агропромиздат, 1987г.

  1. Стан В.В. «Формирование здорового образа жизни у детей» Москва, ОАО «Московские учеб­ники» 2006г.

  2. Сухарев А.Г. «Гигиена детей и подростков», Москва, Медицина 1988г.






Полный текст материала Статья "Проблема сохранения здоровья младших школьников" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ирина Викторовна Артемьева  Иритка
22.02.2011 0 2433 457

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК