Применение технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроке окружающего мира .


Мясникова Ольга Васильевна

Формированием информационной компетентности участников образовательного процесса учителя начальных классов занимаются в нашей школе с 1999 года.
За последние 3 года в рамках Программы информатизации школы

  • администрацией созданы все условия для информатизации учебного процесса: учителя прошли обучение в Ресурсном центре, в кабинетах установлены компьютеры, имеется компьютерный и мобильный класс, проектор, введена информатика со 2 класса.
  • Учителями собраны коллекции обучающих программ для учащихся начальной школы и презентаций к урокам, применяются компьютерные технологии.
  • Ученики к 4 классу уверенно работают в изученных компьютерных программах, знают и используют обучающие программы. Компьютер для них - средство познания и общения.

Но, по – прежнему, остается актуальным умение работать с текстом, на каком бы носителе он не был размещён. Для работы с художественным текстом в руках учителя много современных методик, которые в зависимости от цели можно использовать чередуя. Работа с научно-познавательным текстом традиционна была на моих уроках до знакомства с технологией развития критического мышления через чтение и письмо. С ней я познакомилась на занятии преподавателя Самарского ГПИ Мокраусова И.В. в РЦ ЗУ г.Сызрани и попробовала применить на уроке окружающего мира в 3 классе по теме «Здоровый образ жизни». (Школа России. А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. Мир вокруг нас. 2 часть.)
Урок понравился детям. Их заинтересовал процесс познания, т.к. структура урока была нетрадиционной.
Структура урока.
1 часть. Вызов. 5 минут.
Методическая ценность:

  • актуализация знаний по теме,
  • формирование интереса к теме,
  • структурированный процесс познания.

- Прочитай тему урока.
- Запиши несколько фраз по теме. Всё, что пришло в голову, даже самое фантастическое и неправдоподобное.
- Сравни свои мысли с записями соседа по парте, запиши себе, что понравилось.
- Теперь отправляйтесь «на рыбалку», но вместо рыбы вашим уловом будут мысли одноклассников. Запомни, что понравилось.
- Назови самый ценный тезис.
2 часть. Осмысление. 20 минут.
Методическая ценность:

  • самостоятельная работа с текстом: маркировка и составление таблицы,
  • получение новой информации,
  • соотнесение имеющегося опыта с новой информацией.

- Открой учебник. Стр. Читай текст. Если информация знакома ставь «галочку», если новая, то «+», если задумались «?».
- Заполним таблицу(на доске).

«галочка» «плюс» «вопрос»
1.Соблюдай чистоту.
2.Правильно питайся
3.Сочетайся труд и отдых
4.Больше двигайся!
5.Не заводи вредных привычек
. 1.Чтобы быть здоровым, правила нужно выполнять не от случая к случаю, а постоянно. 1. Почему же люди почти не выполняют правил здорового образа жизни?
-Анализ результатов.
Получается, что вы знали все правила здорового образа жизни.
Почему же люди почти не выполняют правил здорового образа жизни? Разобраться в этом вопросе поможет сказка. Послушайте её.
«Как-то раз проснулась Маша ночью от того, что в горле что-то щекочет. Открыла рот - изо рта маленькие человечки один за другим выпрыгивать начали. Прыг-прыг и к Маше на живот.
- А ну-ка, кыш с моего живота, - закричала Маша, - мой живот. Не позволю его топтать!
Так и мы твои, - запищали человечки
- Как это мои? - возмутилась Маша, - я вас не знаю.
- А вот посмотри на меня внимательно, - сказал один человечек, - я - твоя
Злючка. Когда ты на маму злишься, это я твоими мыслями управляю, тебя за язычок дергаю, слова говорю... (придумай сам).
- А я- твоя Боялка. Когда ты одна засыпать не хочешь, к маме в кровать залезаешь, это я тобой командую.
- А мы, сестрички-близняшки, мы друг без друга никуда, - каким-то противным голоском пропели два человечка с хмурыми мордочками.
- Что-то вы мне не очень нравитесь, - прошептала Маша.
- Ну, это ты неправду говоришь. Напротив, ты нас очень любишь и часто на помощь зовешь. Ведь зовут нас Капризулька и Нашеюмамесадилка. Вспомни, как ты покапризничать, любишь и маму заставлять делать то, что именно ты хочешь. И лицо у тебя такое же, как у нас
бывает всегда, когда надо в школу собираться, спать укладываться ...Еще когда?
- Надоели все! - завизжала Маша. - Я никогда не злюсь, не боюсь, не капризничаю, мамой не командую, наоборот, я все наоборот делаю!
- Хоть тут призналась честно, - вздохнул человечек, похожий на ежика.
- Я, Наоборотка, почти всегда с тобой, мы с тобой хорошо дружим.
Ничего не смогла ответить Маша, заплакала она громко.
- Никто меня не любит, не жалеет.
И услышала тогда голос ехидно-ласковый;
- Я тебя жалею, не надо ничего делать. Постель не стели. Задачи не решай. Упражнение не пиши. Лучше ленись чаще. Здоровее будешь.
Открыла Маша рот от удивления, а из него еще какие — то человечки посыпались.
Веселые человечки. Пляшут. Поют. Радуются.
- Мы частички Маши Хозяюшки нашей Я - Добрушка-Хохотушка. Я - Старалка—Помогалка. Я — Люблюшка-Приласкушка.
Улыбнулась тут Маша и сказала:
-Да вижу, все вы мои человечки. Но с кем-то я чаще, а с кем-то реже встречаюсь.
Поэтому давайте я вас кого-то ближе ко мне, кого—то дальше поставлю.
Ты, Боялка, стань к стеночке, я ведь только по вечерам боюсь. А вот ты, Ленючка, стань рядышком, я и дома ленюсь уроки делать, и в школе иногда на уроке писать не хочется. И ты, Люблюшка-Приласкушка, рядом стой. Маму люблю, учительницу люблю, класс свой. А ты...».
Дома расставьте, ребята, своих человечков кого—то поближе к себе, кого-то подальше, а кого-то совсем далеко. А, может быть, ваших человечков по-другому зовут.
Придумайте сами им имена. Покажите, какое у них выражение лица. Какие слова они говорят обычно. Нарисуйте их.
А Маша наша своих человечков расставила, расставила и задумалась:
-Да, вы мои человечки, это верно. Боялка моя и Наоборотка моя. Капризулька моя и Добрушка Моя.
НО
Я не есть моя Боялка - не всегда боюсь.
Я не есть моя Ленючка - не всегда ленюсь.
Я не есть и Хохотушка — не всегда смеюсь.
И не Злючка никакая - не всегда ведь злюсь.
Кто же Я?
А Я есть Я.
А Боялка и Добрушка
Капризулька и Люблюшка
Это все мои друзья.
Но командую здесь Я,
Я - Маша,
Я - человек.
Я -житель планеты Земля.
-Чему научила вас сказка?
Вывод: чтобы жить по правилам здорового образа жизни надо уметь управлять собой.
3 часть. Рефлексия. Творческое размышление. 10 минут.
Методическая ценность:

  • целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации,
  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу,
  • повторная проблематика или новый вызов,
  • анализ процесса изучения темы.

-Давайте сочиним стихотворение.
Структура:
слово тема
2-3 слова качества
4 слова действия
предложение личное отношение автора к теме
синоним темы вывод

Например:
Здоровый образ жизни –правила.
Простые, известные, важные.
Убирайся, умывайся, правильно питайся, соблюдай режим…
А мы?
Учись управлять собой.
Домашнее задание творческий продукт по выбору
Применение полученных знаний в других областях (новый вызов):
• информатика и ИКТ: создание альбома в программе ПервоЛого «Я веду здоровый образ жизни»;
• основы жизненного самоопределения: игра «Я и мои друзья-человечки», тренинг для снятия агрессивности;
• окружающий мир: новая структура работы и представления дополнительного материала;
• спектакль для первоклассников «Откуда берутся Грязнульки?»
• классный час: «Кто нами управляет? Манипуляции». Выступление милиционера-родителя.
• родительское собрание: «Компьютер в жизни детей».
Применение технологии Развития критического мышления через чтение и письмо даёт детям чёткий алгоритм работы с любым научно-познавательным текстом, повышает социальную ответственность, способствует развитию мышления и творчества. Создает условия для мотивации, формирования чувства времени, активности познающего. Дает право на риск, на ошибку. Разрешает размышления. Воспитывает уважение к окружающим. Подчёркивает ценность опыта каждого. По- новому учит работать с информацией, формируя информационную компетентность учащихся.


Полный текст материала Применение технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроке окружающего мира . смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мясникова Ольга Васильевна  helenk20074442
-, ОУ СОШ №19 Г.Сызрани Самарской области
05.10.2009 1 12717 1733
Комментировать

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 1
avatar
1 Cerg68 • 17:53, 06.10.2009
Спасибо, мне очень понравилось! Я сама давно работаю по данной технологии, считаю её очень эффективной.