Индивидуальная работа с учениками находящимися, на домашнем обучении.


Соколенко Галина Васильевна учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории

МОУ-СОШ №1Саратовской области Советского района р.п.Степное


Первый раз в первый класс

Индивидуальная работа с учениками находящимися,

на домашнем обучении,

по программе специальных (коррекционных)

образовательных учреждений VIII вида

2008-2009 г.


Подготовила учитель МОУ-СОШ № 1

первой квалификационной категории Соколенко Г.В.



Цель работы:

  • Показать формы индивидуальной работы с учащимися по вспомогательной программе;

  • Проанализировать результаты учащихся по программе VIII вида обучения;

  • Эффективность индивидуального обучения с детьми инвалидами на дому.


С 1 сентября 2008 года обучение в 1 классе начали два ребёнка 9 лет: К. Александр и Е. Алёна. Обучение было рекомендовано на дому, т.к. они оба инвалиды. Саша инвалид с первой минуты рождения (синдром Дауна), а у Алёны выявили отклонения в 3 года, диагноз – умеренная отсталость, связанная с хромосомными нарушениями. Поэтому работа предстояла сложная. Во – первых, надо было показать родителям, что они могут учиться. Во – вторых, чтобы первоклашки хотели учиться, а в – третьих, у меня есть возможность начать работу с нуля, т.к. у меня были ученики с 5 по 9 классы.


(слайд №3) Обязательный элемент работы – конструирование.

С первого урока я пытаюсь искать различные формы работы наиболее приемлемые для каждого из учеников в соответствии с их диагнозом заболевания. Саша, очень любит работу с конструктором. Эту форма работы используется не только на уроках, но и после уроков. В семье приобрели конструктор «Лего» и ребёнок с удовольствием играет.


(слайд №4) Разнообразные виды конструирования (пластилин, счётные палочки, пирамиды)

С Алёной используются более разнообразные виды конструирования. Сбор пирамид различной конструкции, способствует формированию логических сравнений, развитию математических понятий – больше, меньше. Счетные палочки и пластилин способствует лучшему запоминанию и написанию букв.

Используя эти разнообразные виды конструирования, вырабатывается

усидчивость, внимание, моторика движения пальцев.

(слайд №5) Почти на всех уроках проводится работа с пластилином

С Сашей, так же как и с Алёной на всех уроках проводится работа с пластилином, но с Сашей более простой и доступной форме – это изготовление различных предметов и фигур.


(слайд №6) Работа с пуговицами. Собирают по цвету, по размеру

Для развития моторики используется работа с пуговицами. Пуговицы ребята собирают по цвету, по размеру и пытаются, продеть в ушко проволочу, т.к. работа с иголкой для моих учеников пока опасный вид работы.


(слайд №7) Выполняются различные виды аппликаций

Выполняются различные виды аппликаций. Этот вид работы у меня разнообразный.

  1. Аппликация выполняется по образцу, который находится перед учеником. Дома я готовлю сама заготовки к аппликациям, а ребята сами все детали определяют, куда надо разложить и приклеить.


  1. Второй вид, когда есть готовый рисунок, но не хватает

деталей. И Саша, и Алёна должны сами определить, куда необходимо приклеить части деталей. Здесь определяются разные части тела и одежды.


(слайд №8) Работа с аппликацией развивает мышление и логику.



(слайд №9) Любимый вид работы-создание аппликации

У Саши, это один из любимых видов работы. После выполнения, которого он любит долго смотреть на своё мастерство.


(слайд №10) Работа по обучению грамоте и развитию речи, с кассой букв

В работе с Алёной большее внимание уделяется учебному материалу, а не творческим работам. Одна из форм это работа с букварём, т.к. цель: в этом году изучить алфавит и научиться читать.

(слайд №11) Используется азбука – наклейка для изучения алфавита

Используются азбука-наклейка, где Алёна находит сама изученную букву и подбирает картинку на эту же букву.


(слайд №12, ) Одна из форм работы – это работа в тетради

Основная форма работы – это работа в тетради обычной школьной и индивидуальной, которую я сама составляю и готовлю к каждому уроку математики и обучению грамоте и развитию речи.

(слайд №13)

Индивидуальные тетради – это творческая работа. Ребята в этих тетрадях находят нужную букву, цифру. Собирают элементы и составляют правильно букву. Элементы уже заготовлены, и работа учеников, наклеить эти элементы и букву разукрасить в синий или красный цвет. Перед этим этапом работы мы определяем, какой цвет нам нужен и почему.

(слайд №14) Обязательным элементом урока является физминутка

Обязательным элементом урока является физминутка. Где не только выполняются различные физические упражнения, но и составляем пирамиды, распознаём цвета.

(слайд №15) В моей копилке имеется достаточно много физминуток для глаз, которые можно найти на портале «Сеть творческих учителей». Они так же используются на уроках. Авторы: Масько Л.Г. и Горячёва Е.А. Одна из них вам представляется « И глаза вам скажут спасибо».

Использую тренажёр «Весёлые стрелочки» автор учитель-дефектолог: Малькова Евгения Александровна. Цель: развитие пространственных представлений.

(слайд №16, 17)МОНЕТЫ. Цель всех занятий: развивать коммуникабельность учащихся. В жизни моим ученикам будет сложно, так как рядом не всегда будут находиться родители. И Алёна, и Саша должны уметь приобрести необходимые продукты питания, уметь правильно оформить документы.

Поэтому на всех уроках математики включается работа с МОНЕТАМИ различного наминала. Здесь же закрепляется состав числа. (Число и цифра 6.)

(слайд № 18) Используются презентации: «Геометрические фигуры», «Учимся писать цифры», «Буквы алфавита», «Осень -моё любимое время года».На всех уроках стараюсь использовать элементы ИКТ. Спасибо всем учителям, публикующим свои работы на различных порталах, которые можно использовать в подготовке к занятиям.

Я не скрываю, сложности есть, особенно в первые дни обучения. С Аленой проблем нет, а вот с Сашей были и есть. С самых первых дней пыталась найти людей, которые мне могли бы помочь в работе через интернет. Так как я состою в группе «с особыми потребностями» в «Сети творческих учителей», то откликнулась Томилова Елена Анатольевна. Она является организатором этой группы. Вот выдержки из этой переписки:


(слайд №19) Томилова Елена Анатольевна

СИНДРОМ ДАУНА Ответить.

Если были упущены педагогические моменты, то занятие начинается с телесно-ориентированной терапии, т.е. познание ребенка своего тела, умение давать себе команды, слышать себя. После подключаем занятия дыханием по Стрельниковой - это основа основ, знание своего тела. Далее занимаемся микросоциумом, т.е. развиваем адекватное отношение и проявление себя к близким и родным людям. Занимаемся самообслуживанием. Обуться, одеться, умение держаться в обществе. Самое главное у таких детей - это адекватно эмоциональный фон. Дети с синдромом Дауна могут быть как ласковые и добрые, так и противоположное проявление. После как он научился себя контролировать, прививаем основы безопасности: острое, горячее, холодное, страх высоты, незнакомая собака, правила поведения на дороге. Всё представлять ребенку в игровой форме. Например: на листе рисуем нож и рассказываем, что им можно порезать яблочко, хлебушек и т.д. А теперь давай нарисуем маленький нож . Давай уберем ножечек, чтоб пальчик никто не порезал в коробочку. Нарисовать коробочку и предложить ему его разукрасить. А ты знаешь, на какую букву начинается слово нож . На букву Н.


(слайд №20) Томилова Елена Анатольевна

Позже была рекомендована литература, которая частично была приобретена.

(слайд №21) Томилова Елена Анатольевна

Далее Елена Анатольевна конкретно указала направление моей работы: « …очень хочется  вас утешить нормативами обучения детей с подобным диагнозом. Обучение и развитие здесь не может быть конкретным, оно относительно его заболеванию и потенциалу, заложенному ребенку. Основные учебные моменты по развитию детей с синдромом Дауна:

1.Развитие навыков самообслуживания (их автоматизация) Развитие коммуникативных навыков. Сенсомоторики.

2.Основы (навыки) собственной безопасности. Это является основным направлением по развитию и обучению ребенка с синдромом Дауна.

3.Есть программы сопровождения родителей, воспитывающих таких детей».


(слайд №22) Постоянно используется ИКТ. Наиболее часто используемые сайты и порталы

Постоянно используется ИКТ. Наиболее часто используемые сайты и порталы при подготовке к урокам:


Мною выставлен работа «Правописание приставок на з-; с- раз-(рас-), без-(бес-), из-(ис-), воз-(вос-)» в 9 классе вспомогательной программы VIII вида на Всероссийском фестивале «Открытый урок» и на портале «Сеть творческих учителей», которая используется для дистанционного образования педагогов. Имеются специальные сертификаты и отзывы коллег через «Сеть творческих учителей» .


Так же использую элементы уроков коллег, которые выставлены в «Сети творческих учителей» .


В работе используются обучающие интерактивные программы, помогающие закреплять изученные понятия.

Лунтик. Подготовка к школе.
Алик скоро в школу.




(слайд №24) Диски «Алик скоро в школу» и «Лунтик подготовка к школе» очень подходят для закрепления многих тем урока: цвет, число, размер, форма. Алена и Саша с удовольствием играют в эти игры, управляя самостоятельно мышкой.

(слайд №25) В заключение хочу прочитать слова Томиловой Елены Анатольевны: «Уважаемая Галина Васильевна, искренне рада за ваши продвижения и желаю дальнейших успехов». Такие слова любого человека окрыляют, и хочется дальше творить, выдумывать и создавать.



Слайд 1
Первый раз в первый класс Индивидуальная работа с учениками, находящимися на домашнем обучении по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Подготовила учитель первой квалификационной категории Соколенко Г.В. МОУ-СОШ №1
Слайд 2
Цель:  Показать формы индивидуальной работы с учащимися по вспомогательной программе  Проанализировать результаты учащихся по программе VIII вида обучения  Эффективность индивидуального обучения с детьми инвалидами на дому
Слайд 3
Обязательный элемент работы – конструирование  Используется работа с обычным конструктором
Слайд 4
Разнообразные виды конструирования (пластилин, счётные палочки, пирамиды)
Слайд 5
 Почти на всех уроках проводится работа с пластилином
Слайд 6
Работа с пуговицами Собирают по цвету, по размеру
Слайд 7
Выполняются различные виды аппликаций
Слайд 8
Работа с аппликацией развивает мышление и логику
Слайд 9
 Любимый вид работы создание аппликации
Слайд 10
Работа по обучению грамоте и развитию речи, с кассой букв
Слайд 11
Используется азбука – наклейка для изучения алфавита
Слайд 12
 Одна из форм работы – это работа в тетради
Слайд 13
Рабочие тетради
Слайд 14
 Обязательным элементом урока является физминутка.
Слайд 15
Физминутки И глаза вам скажут «СПАСИБО»! Весёлые стрелочки
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Используются презентации: «Геометрические фигуры», «Учимся писать цифры», «Буквы алфавита», «Осень -моё любимое время года».
Слайд 19
Томилова Елена Анатольевна организатор группы «с особыми потребностями» Сеть творческих учителей.  10.09.2008 21:26:56 СИНДРОМ ДАУНА ОтветитьЕсли ОтветитьЕсли были упущены педагогические моменты, то занятие начинается с телесно-ориентированной терапиеи, т.е. познание ребенка своего тела, умение давать себе команды, слышать себя. После подключаем занятия дыханием по Стрельниковой - это основа основ, знание своего тела. Далее занимаемся микросоциумом, т.е. развиваем адекватное отношение и проявление себя к близким и родным людям. Занимаемся самообслуживанием. самообслуживанием. Обуться, одеться, умение держаться в обществе. Самое главное у таких детей это адекватно эмоциональный фон. Дети с синдромом Дауна могут быть как ласковые и добрые, так и противоположное проявление. После как он научился себя контролировать прививаем основы безопасности: острое, горячее, холодное, страх высоты, незнакомая собака, правила поведения на дороге. Всё представлять ребенку в игровой форме. Например: на листе рисуем нож и рассказываем, что им можно порезать яблочко, хлебушек и т.д. А теперь давай нарисуем маленький нож. Давай уберем ножичек, чтоб пальчик никто не порезал в коробочку. Нарисовать коробочку и предложить ему его разукрасить. А ты знаешь, на какую букву начинается слово нож .На букву Н.17.09.2008 16:18:56
Слайд 20
Томилова Елена Анатольевна  СИНДРОМ ДАУНА ОтветитьЗдравствуйте Галина Васильевна Рекомендуемый список литературы, для работы с такими детьми:Безруких М. М.Прописи для первоклассников с трудностями обучения письму и леворуких детей. — Москва.: Издательство «Ювента», 2004 Упражнения для выявления и развития интеллектуальных способностей детей 5-6 лет. (4-6 лет) Е. С. Поставнева СанктПетербург «Детство-Пресс» 2005 Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии (Грамматика, лексика, развитие речи, произношение, зрительное и слуховое внимание, развитие пальцев рук.) для детей 4-5 лет. О. И. Крупенчук Издательский дом ЛИТЕРА Санкт-Петербург 2005 Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Н. В. Нищева Кафедра логопедии РГПУ им. Герцена Санкт-Петербург «ДЕТСТВОПРЕСС» 2000 Айзенберг Б. И., Кузнецова Л. В. Психокоррекционная работа с детьми, имеющими нарушения психического развития: Психотерапия в дефектологии. — М., 1992. Акимова М. К., Козлова В. Т. Психология, коррекция умственного развития школьников.- М. Издательский центр « Академия», 2000. Как учить и развивать детей с нарушениями развития: Курс лекций и практических занятий для персонала мед. Учреждений; Сост. Грюневальд К. и др./Пер. с англ. Видре Е. М.; Ред. Кожевникова Е.В. и др. – 2 изд. – СПб, 2000 17.09.2008 16:22:34
Слайд 21
Томилова Елена Анатольевна  10.09.2008 21:26:56 СИНДРОМ ДАУНА Ответить Мне понятна ваша тревожность по поводу Саши, очень хочется вас утешить нормативами обучения детей с подобным диагнозом. Обучение и развитие здесь не может быть конктерным, оно относительно его заболеванию и потенциалу заложенному ребенку. Основные учебные моменты по развитию детей с синдромом Дауна:1.Развитие навыков самообслуживания (их автоматизация) 2. Развитие коммуникативных навыков 3. Сенсомоторики 4.Основы (навыки) собственной безопасности. Это является основным направлением по развитию и обучению ребенка с синдромом Дауна.Есть программы сопровождения родителей, воспитывающих таких детей.
Слайд 22
Постоянно используется ИКТ. Наиболее часто используемые сайты и порталы                    http://parkov3.narod.ru/ детские презентации, раскраски http://supervektor.narod.ru/galereya.htm http://rebenok-vova.ru/?p=301 http://viki.rdf.ru/list-all-presentations/ http://www.danilova.ru/storage/present_razvitie_rechy.htm http://www.raskraska.com/search/?query=%EC%FB%F8%EA%E0&search=%ED%E0%E9%F2%E8 http://www.7ya.ru/pub/article.aspx?id=3864 http://tana.ucoz.ru/load/62-1-0-442 http://luchiki.ucoz.ru/load/5-1-0-50 http://www.it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=4930 сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=29504&tmpl=com с особыми потребностями http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com икт в начальной школе http://www.it-n.ru/board.aspx? cat_no=29504&tmpl=Thread&BoardId=55416&ThreadId=53243&page=0 синдром Дауна Томилова Елена Анатольевна http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=13748&tmpl=com современный мулитимедийный урок http://www.nachalka.com/news началка http://www.solnet.ee/school/06.html солнышко детский портал http://www.solnet.ee/games/g7.html конкурсы, викторины, праздники http://ugorka.ivakorin.ru/ югорка http://gold-child.ru/ город золотой. Для детей инвалидов.
Слайд 23
В работе используются обучающие интерактивные программы, которые помогают закреплять изученные понятия. Лунтик. Подготовка к школе. Алик скоро в школу. ßðëûê äëÿ AlikI.lnk Ëóíòèê. Ïîäãîòîâêà ê øêîëå.lnk
Слайд 24
Томилова Елена Анатольевна Уважаемая Галина Васильевна, искренне рада за ваши продвижения и желаю дальнейших успехов. Соколенко Галина Васильевна

Полный текст материала Индивидуальная работа с учениками находящимися, на домашнем обучении. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Соколенко Галина Васильевна  Галина66
06.11.2009 0 8397 904

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК