Статья "Приёмы организации сотрудничества младших школьников с учителем и родителями во внеурочной деятельности во 2 классе"


ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

С УЧИТЕЛЕМ И РОДИТЕЛЯМИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В.А.Новикова, учитель начальных классов

МКОУ «Майская СОШ»

Каргапольского района.



В последние годы в психолого-педагогических исследованиях, посвященных начальной школе, всё большее внимание уделяется социальным аспектам учебной деятельности: видам, формам и способам взаимодействий участников процесса обучения.

В работах В.К.Дьяченко, Г.А.Цукерман доказана доступность и необходимость целенаправленного формирования совместных учебных действий младших школьников друг с другом и учителем значительно оптимизирующих и гармонизирующих как интеллектуальное, так и личностное развитие учащихся начальных классов.

Остановлюсь на некоторых приёмах и подходах организации внеурочной деятельности в начальной школе, которые, могут активизировать и сплотить в единый процесс учителя, учащихся и родителей.

На первом родительском собрании знакомлю родителей с их важнейшей ролью в учебном процессе, внеклассной и внеурочной деятельности. Особо отмечаю, насколько детям необходимо и приятно активное участие родителей. Из личных бесед и анкетирования узнаю интересы, склонности родителей.

Некоторые родители не могут определить направление своей работы, тогда предлагаю им такие варианты:

- помощники руководителей творческих детских мастерских (для работы в микрогруппах по изготовлению декораций к праздникам, итоговых выступлений по защите проектов, совместное обсуждение и изготовление пригласительных и поздравительных открыток для гостей, родителей и ветеранов труда, уточнение сценариев и т. д.);

-помощники-организаторы;

-члены жюри (разрабатывают критерии судейства, раздают жетоны, присуждают места);

-актёры, исполнители некоторых номеров (могут готовить заранее песни и танцы, стихи и импровизировать вместе с детьми);

-помощники сценаристов (помогают в разработке программы, праздника, с учётом индивидуально- возрастных особенностей учеников класса, сочиняют стихи, загадки, конкурсы, подбирают литературу по теме );

- костюмерами (помогают детям готовить костюмы и атрибуты);

- оформители-дизайнеры (разрабатывают проекты по оформлению места выступления, помогают подготовить и оформить совместные поделки, рисунки детей и родителей для выставки).

Не все родители и не сразу будут активно участвовать в данной работе. Проявление родительской активности происходит индивидуально. Некоторые только к концу второго года обучения приобщаются к такой работе.

Аналогичную работу провожу в детском коллективе. Например, в I классе готовим (в творческих мастерских) головные уборы, кокошники, атрибуты для выступления, небольшие афиши; во II классе школьники обсуждают, планируют, готовят костюмы и атрибуты при частичной помощи и поддержке взрослых; в III и IV классах работа детей становится более самостоятельной (родители и учитель выполняют только роли консультантов).

В каждое мероприятии выделяю следующие этапы: мотивационный, организационно- подготовительный, исполнительский, рефлексивный.

На первом этапе в родительском и детском коллективе стараюсь создать ситуацию заинтересованности в мероприятии, познавательного и тематического интереса, желание участвовать в подготовке и проведении праздника, викторины, экскурсии, соревнования, творческого проекта. Ученики с удовольствием пишут свои желания, фантазии («Мы с мамой мечтаем…», «Я с сестрой очень бы хотел…» и др.).

На этом этапе уточняю с родителями дату, место и программу мероприятия. Например, в праздник «Осенины» родители предлагают включить выставку осенних букетов и поделки из овощей, дети могут приготовить бусы из ягод и природных материалов, гирлянды из осенних цветов и листьев.

Организационно-подготовительный этап является самым продолжительным и важным. В нём максимально осуществляется совместная творческая деятельность детей, родителей и учителя. Если в первом классе на этом этапе обязательны отношения между всеми тремя группами, то к концу второго класса растёт доля детской самостоятельности, и отношения возникают внутри детского коллектива по схеме (учащийся ↔ учащийся).

Взрослые и младшие школьники могут пробовать себя в разных творческих мастерских или же совершенствовать свои умения в какой-то одной. Приём обязательного чередования творческих поручений, предложенный И.П.Ивановым [2], более приемлем и применим в III и IV классах.

Именно на данном этапе нельзя ничего пропустить. На кружке «Культура речи» с отдельными учениками отрабатываем произношение слов, на занятиях «Художественное слово» подбираем подходящие тексты, стихи.

Исполнительский этап-это приятное проживание самого праздника. Часто использую приёмы импровизации (например, продолжи сказку, инсценируй песню, загадай желание) а так же приём «сюрприз», когда поздравление, выступление готовится втайне от всех. Награждение и поощрение проходит по номинациям (самые быстрые, дружные, активные, послушные, песенные и т.д.) и выделение только одного победителя. На празднике устраиваю «минутку благодарности» и отмечаю взрослых, чей труд и старания помогли провести это мероприятие.

На рефлексивно-оценочном этапе обсуждаем подготовку и проведение самого праздника в группах. Отвечаем на вопросы:

-Что получилось хорошо? Что не получилось? Что нужно учесть?

При таком анализе мероприятий развивается адекватность и дифференцированность самооценки учащихся, гибкость и конструктивность мышления. Учащиеся оценивают степень активности и интереса к мероприятию.

Вместе с родителями готовлю презентацию, а по итогам года итоговый отчёт, который может продлить положительные эмоции и помогает оценить деятельность всех участников образовательного процесса, подготовить планы на следующий год. Учащиеся пишут мини- сочинения и заметки в классный альбом. Хочу подчеркнуть, что не стараюсь планировать и проводить много дел. Руководствуюсь правилом «лучше меньше, да лучше».

Подводя итоги, отмечу, что по результатам наблюдений, диагностических срезов и отзывам коллег применение таких приёмов и форм обладает значительным развивающим эффектом для всех его участников, так как:

-устанавливается гармоничная взаимосвязь между учебной и внеучебной деятельностью младшего школьника, что способствует реализации одного из основополагающих принципов педагогики - единство обучения и воспитания;

-сплачивается детско-родительская группа, что особенно важно в ситуации семейного общения;

-оптимизируются социальные взаимоотношения детей друг с другом, тем самым осуществляется пропедевтика главного и безболезненного перехода от младшего школьного к школьному подростковому возрасту, когда ведущей деятельностью учащихся становится межличностное общение;

-развиваются творческие способности детей, их родителей и учителя, инициативность и самостоятельность младших школьников;

-формируются позитивные характеристики самооценки учащихся начальных классов (адекватность, обоснованность).

Кроме того, как неоднократно подчёркивали А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, И.П.Иванов, организация разнообразной богатой внеклассной деятельности делает более эффективным»…тот многосторонний воспитательный процесс, который идёт по «ходу»: и воспитывающее воздействие педагогов (прямое с косвенное, открытое и скрытое), и взаимное влияние самих воспитанников друг на друга, и самовоспитание старших и младших» [2].

По отзывам родителей и учеников такая целенаправленно формируемая совместная внеурочная деятельность дарит и детям, и взрослым ощущение сплочённости, взаимных достижений, а главное, радостную и приятную атмосферу, которая, буду надеяться, запомнится надолго и будет полезна всем.



Список литературы


1.Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М.,1991 г.

2.Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.,1989 г.

3.Коломинский Я.П. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. Минск, 1984 г.

4.Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск,1993 г.





Полный текст материала Статья "Приёмы организации сотрудничества младших школьников с учителем и родителями во внеурочной деятельности во 2 классе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Новикова Вера Алексеевна  weraaw
12.02.2015 1 3636 305

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 1
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 okuznets2013 • 22:49, 14.02.2015
Спасибо за идею поделить родителей на творческие группы. Я тоже активно включаю родителей в школьную жизнь. Считаю это необходимо для формирования коллектива учеников, родителей и учителя. Обязательно воспользуюсь вашей идеей.
[Материал]