Статья "Приёмы организации сотрудничества младших школьников с учителем и родителями во внеурочной деятельности во 2 классе"


В последние годы в психолого-педагогических исследованиях, посвященных  начальной школе, всё большее внимание уделяется социальным аспектам учебной деятельности: видам, формам и способам взаимодействий участников  процесса обучения.

В работах В.К.Дьяченко, Г.А.Цукерман доказана доступность и необходимость целенаправленного формирования совместных учебных действий младших школьников друг с другом и учителем значительно оптимизирующих и гармонизирующих как интеллектуальное, так и личностное развитие учащихся начальных классов.

Остановлюсь на некоторых приёмах и подходах  организации внеурочной деятельности в начальной школе, которые, могут активизировать и сплотить  в единый процесс учителя, учащихся и родителей.

На первом родительском собрании знакомлю родителей с их важнейшей ролью  в учебном процессе, внеклассной и внеурочной деятельности. Особо отмечаю, насколько детям необходимо и приятно активное участие родителей. Из личных бесед и анкетирования узнаю интересы, склонности родителей.

   Некоторые родители не могут определить направление своей работы, тогда предлагаю им такие варианты:

  • помощники руководителей творческих детских мастерских (для работы в микрогруппах по изготовлению декораций к праздникам, итоговых выступлений по защите проектов, совместное обсуждение и изготовление пригласительных и поздравительных  открыток для гостей, родителей и ветеранов труда, уточнение сценариев и т. д.);
  • помощники-организаторы;
  • члены жюри (разрабатывают критерии судейства, раздают жетоны, присуждают места);
  • актёры, исполнители некоторых номеров (могут готовить заранее песни и танцы, стихи  и импровизировать вместе с детьми);
  • помощники сценаристов (помогают в разработке программы, праздника, с учётом индивидуально- возрастных особенностей учеников класса, сочиняют стихи, загадки, конкурсы, подбирают литературу по теме );
  • костюмерами (помогают детям  готовить костюмы и атрибуты);
  • оформители-дизайнеры (разрабатывают проекты по оформлению места выступления, помогают подготовить и оформить совместные поделки, рисунки детей и родителей  для выставки).

Не все родители и не сразу будут активно участвовать в данной работе.  Проявление родительской активности происходит индивидуально. Некоторые только к концу второго года обучения приобщаются к такой работе.

Аналогичную работу провожу в детском коллективе. Например,  в I классе готовим (в творческих мастерских) головные уборы, кокошники, атрибуты для выступления, небольшие афиши; во II классе школьники обсуждают, планируют, готовят костюмы и атрибуты при частичной помощи и поддержке взрослых; в III и IV классах работа детей становится более самостоятельной (родители и учитель выполняют только роли консультантов).

В каждое мероприятии выделяю следующие этапы: мотивационный, организационно- подготовительный, исполнительский, рефлексивный.

На первом этапе в родительском и детском коллективе стараюсь создать ситуацию заинтересованности в мероприятии, познавательного и тематического интереса, желание участвовать в подготовке и проведении праздника, викторины, экскурсии, соревнования, творческого проекта. Ученики с удовольствием пишут свои желания, фантазии («Мы с мамой мечтаем…»,  «Я с сестрой очень бы хотел…» и др.).

На этом этапе уточняю с родителями  дату, место и программу мероприятия. Например, в праздник «Осенины» родители предлагают включить выставку осенних букетов и поделки из овощей,  дети могут приготовить бусы из ягод и природных материалов, гирлянды из осенних цветов и листьев.

Организационно-подготовительный этап является самым продолжительным и важным. В нём максимально осуществляется совместная творческая деятельность детей, родителей и учителя. Если в  первом классе на этом этапе обязательны отношения между всеми тремя группами, то к концу второго класса растёт доля детской самостоятельности, и отношения возникают внутри детского коллектива по схеме (учащийся ↔ учащийся).

Взрослые и младшие школьники могут пробовать себя в разных творческих мастерских или же совершенствовать свои умения в какой-то одной. Приём обязательного чередования  творческих поручений, предложенный И.П.Ивановым [2], более приемлем и применим   в III и IV классах.

Именно на данном этапе нельзя ничего пропустить. На кружке «Культура речи» с отдельными учениками отрабатываем произношение слов, на занятиях «Художественное слово» подбираем подходящие тексты, стихи.

Исполнительский этап-это приятное проживание самого праздника. Часто использую приёмы импровизации (например, продолжи сказку, инсценируй песню, загадай желание) а так же приём «сюрприз», когда поздравление, выступление готовится втайне от всех. Награждение и поощрение проходит по номинациям (самые быстрые, дружные, активные, послушные, песенные и т.д.) и выделение только одного победителя. На празднике устраиваю «минутку благодарности» и отмечаю  взрослых, чей труд и старания помогли провести это мероприятие.


Полный текст материала Статья "Приёмы организации сотрудничества младших школьников с учителем и родителями во внеурочной деятельности во 2 классе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Новикова Вера Алексеевна  weraaw
учитель, МКОУ "Майская СОШ"
12.02.2015 1 1517 183
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 1
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 okuznets2013 • 22:49, 14.02.2015
Спасибо за идею поделить родителей на творческие группы. Я тоже активно включаю родителей в школьную жизнь. Считаю это необходимо для формирования коллектива учеников, родителей и учителя. Обязательно воспользуюсь вашей идеей.