Обобщение опыта работы


Учитель начальных классов МОУ «СОШ №60» города Магнитогорска
Абзалутдиновой Маргариты Инсафовны

«Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаёшь,
и любить тех, кому преподаёшь».
Василий Ключевский

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми, меняется мир. Но неизменной остается роль учителя, не только как человека, передающего знания, но и как наставника, помогающего ребёнку войти в этот сложный мир.
Как известно, понятие «школа» происходит от латинского «shola» - лестница. И на первой ступеньке этой длинной лестницы, долгого пути по стране знаний ребёнка встречает учитель начальных классов. И от того, какова его профессиональная подготовка, внутренняя и внешняя культура, степень любви к работе и детям, будет зависеть успешность всего жизненного пути ребенка. Потому так важна в общеобразовательной школе личность учителя начальных классов! Имени первого учителя ребёнок не забывает никогда!
Правильно сказал Роберт Рождественский, что профессия учителя -«профессия дальнего действия, самая главная на Земле». Она даёт возможность, осторожно и бережно прикоснувшись к внутреннему миру ребёнка, помочь ему осознать свою собственную значимость, неповторимость и, открыв чудо собственного «Я», по-новому смотреть на мир, научиться ладить с этим миром, не потеряться в нём. Словом, быть социально успешным человеком.

Я учитель, а это значит, что моя главная цель – воспитать каждого ученика успешным. Неуспешный ученик – это перепуганный человек, перепуганный неудачами в учебе в первую очередь. Кроме этого, в классе всегда есть ребенок, которого недооценивают одноклассники, скромный, застенчивый, неуверенный в себе. Я делаю всё, чтобы ребята взглянули на такого ученика другими глазами, чтобы он сам себя начал уважать.

Свою задачу вижу в том, чтобы воспитывать жизнелюбивых, честных, активных и добрых в своей жизни людей.
Главные принципы моей работы:

• «Ребёнок – это, прежде всего, личность во всём многоцветии её качеств, черт и проявлений, а не только ученик!» Шалва Амонашвили.
• «Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь». Плутарх
• «Терпение и труд все перетрут».

Справедливо сказано, что «писатель живёт в своих книгах, художник – в картинах, а учитель – в мыслях и поступках своих учеников».
Учитель – связующая нить между прошлым и будущим. Всё, что им сделано, остаётся жить в нем самом и в других людях, передаётся из поколения в поколение как незримое духовное богатство, как самая главная ценность на земле.

Многому можно научить ребёнка, но не привить ему чувства справедливости, милосердия, принципиальности, не сформировать любознательность, самостоятельность, организованность.

Для меня очень важно, прежде всего, научить ребят самостоятельно мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты. Тогда они не перестанут учиться всю жизнь, независимо от своей профессии, обгоняя меня и самих себя. Лев Николаевич Толстой писал: «Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью….».

Дети любого возраста чувствительны, ранимы. Необходимо дарить им всю силу и любовь своей души, учиться вместе с ними, жить их надеждами и мечтами. Только тогда ребёнок раскроет учителю свою душу и оправдает все его надежды.

Вместе с детьми искренне радуюсь успехам каждого и сопереживаю промахам и неудачам. Стараюсь стать каждому близким человеком, которому ребёнок доверяет то, чего не может доверить даже родителям. Иногда родители видят своего ребенка маленьким, беспомощным, несамостоятельным, безответственным человечком. А в школе он проявляет себя иначе, при помощи специально организованных семейных праздников родителя открывают в своих детях что-то новое: его организаторские способности, умение быстро сориентироваться при решении поставленной задачи, умение не бояться большой аудитории.

Размышляя над тем, как сделать интереснее творческую деятельность, понимаю, что «не нужно делать праздники для детей, надо делать праздники вместе с детьми». По моим наблюдениям, любая заинтересованность учителя передается ребятам. Наглядный пример этому – проведение праздников «Моя семья – мое счастье», «Мой родной город Магнитогорск». Дети в начале года «заразились» от меня этой идеей, занялись поисковой деятельностью - собрали фотографии, узнали интересные факты, и к концу учебного года написали сочинения на заданные темы, поразившие и тронувшие до глубины души не только меня, но и членов своих семей. Такие праздники сближают детей и родителей, учат добру, формируют чувство гуманности.

Всякий ребёнок от природы талантлив, и первая моя задача – помочь таланту раскрыться. Для этого использую разные пути: игры, диспуты, занятия творчеством, конкурсы, классные часы, коллективные творческие дела, викторины. Дети с удовольствием принимают участие в конкурсах чтецов, смотрах строя и песни, городских экологических конкурсах и конференциях, городских спартакиадах младших школьников, занимают призовые места.

Своей задачей считаю сплочение детского коллектива. Ребята будут учиться вместе еще много лет, чтобы процесс обучения был легче и приятнее, надо чтобы их окружали родные и близкие люди. Этому помогает проведение коллективно- творческих дел, соревнования в легкоатлетическом манеже, ежегодные выезды в лесную школу, в лимонарий. В прошлом году мой класс был награжден Дипломом за активное участие в конкурсе, посвященном 80-летию Магнитогорска, проводимом на школьном сайте. В этом учебном году мои третьеклашки заняли 2 место в смотре строя и песни «Парад кадетов», посвященном 65-летию Победы.

Невозможно развить гармонично развитую личность без привития эстетического вкуса. Поэтому мы с учениками не пропускаем ни одну премьеру в Театре Оперы и Балета, Театре куклы и актера «Буратино», Драматическом театре имени А.С.Пушкина.
Свою педагогическую деятельность строю, ориентируясь на все самое лучшее и ценное в педагогике. Одновременно с этим я веду постоянный поиск новых путей реализации поставленных задач. Использую в повседневной практике идеи и принципы педагогов-новаторов, адаптируя их к своей деятельности: перспективно – опережающее обучение с использованием опорных схем при комментированном управлении Лысенковой С.Н.; гуманно – личностную педагогику Амонашвили Ш.А. Работая по традиционной системе обучения, использую элементы технологии совершенствования общеучебных умений в начальной школе Всеволода Николаевича Зайцева. Формирую у детей оптимальное чтение, повышаю орфографическую грамотность, совершенствую вычислительные умения.В моем третьем классе нет учеников, читающих ниже нормы. Результатом этой работы стало получение 1 места моей ученицей Шуватовой Анастасией и 2 места Сафиной Айгуль на конкурсе чтецов, посвященном 65-летию Великой Отечественной войны. Мои ученики с 1 класса принимают активное участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах, год от года количество и качество растет. В этом году Абзалутдинов Данил занял 1 место в районе в игровом конкурсе «Золотое руно» и 1 место в школе (66 -78 место в регионе) в игре- конкурсе «Русский медвежонок». Пряхин Вячеслав – I место в СМЕЛОМ раунде в рамках инновационного проекта для младших школьников – «Эрудит-марафон учащихся» (ЭМУ). Абзалутдинов Данил – I место по русскому языку в Конкурсе специалистов в рамках инновационного проекта для младших школьников – «Эрудит-марафон учащихся» (ЭМУ). Привалов Дмитрий – Победитель секции «Животные» в номинации «Раскрытие проблемы» в Городской конференция младших школьников «Первые шаги в экологии». Шуватова Настя - Победитель в номинации «Грамотное обоснование проблемы» в Городском конкурс юных экологов «Тропинка»

Особый педагогический интерес для меня представляет использование современных технологий, так как они направлены на развитие и реализацию способностей. На разных этапах уроков и внеклассных мероприятий использую информационно-коммуникационные технологии.
Делюсь накопленным опытом с коллегами. Обобщила опыт на заседаниях школьного методического объединения учителей начальных классов по теме «Причины, затрудняющие процесс чтения. Задания для их коррекции»; на школьном педсовете по теме «Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальных классах» с показом применения данных технологий на уроке математики «Название и последовательность чисел 10-20»; на заседаниях городского методического объединения учителей начальных классов по темам «Использование цифровых образовательных ресурсов в начальной школе», «Оценка сформированности учебной деятельности» (2008 год), «Одаренные дети» (2008 год); участвовала в экспертизе учебников УМК «Вариативные курсы традиционной системы» на сайте supp@fsu-expert.ru; разместила авторские цифровые образовательные ресурсы «Мы – пешеходы» (2007г.), «Буквы Ш, ш, обозначающие звук [ш]» (2007г.), «Из Азбуки в Литературию» (2008г.), «Формирование навыков осознанного чтения» (2008г.) в региональном хранилище на сайте Единой Коллекции ЦОР; опубликовала в 2009 году статью «Формирование навыков чтения у младших школьников» на сайте http://www.it-n.ru/. В 2009 году опубликовала статью «Формирование навыков беглого чтения у младших школьников» в сборнике научных статей «Развитие младшего школьника в современных условиях» (Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Магнитогорский государственный университет»). Стала победителем школьного конкурса цифровых образовательных ресурсов в номинации «Использование ЦОР в воспитательной работе», представив авторскую разработку «Мы - пешеходы». В 2008 году была награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Челябинской области за многолетний плодотворный труд и высокие результаты профессиональной деятельности.

Пока на этой прекрасной Земле будут рождаться и расти дети – жизнь будет продолжаться. Важно, чтобы на их жизненном пути встретился человек, способный помочь в познании этого необъятного мира. Помочь грамотно, соблюдая великие педагогические правила, действующие во все времена:

- Любите ребенка!
- Сопереживайте ему!
- Принимайте таким, какой он есть!
- Уважайте его!
- Одобряйте!

Под окном кусты сирени приветливо машут своими ветками-крыльями. Деревья и цветы ждут своей поры, когда под яркими лучами солнца они смогут показаться во всей своей красе. Вот и заканчивается очередной учебный год. Скоро мои третьеклашки уйдут на летние каникулы. Я буду ждать встречи с вами, мои любимые дети!


Полный текст материала Обобщение опыта работы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Абзалутдинова Маргарита Инсафовна  super-dan
-, МОУ "СОШ №60" города Магнитогорска
10.06.2010 5 19395 1754
Комментировать

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 5
avatar
5 IrinaViktorovna • 19:09, 17.09.2010
Очень хорошая работа. Действительно "крик души". Дальнейших Вам успехов в работе!
avatar
4 Teacher8010 • 18:45, 17.09.2010
Успехов в работе, здоровья!!!
avatar
3 Teacher8010 • 18:44, 17.09.2010
Спасибо за Вашу работу. В этом году аттестация в "новой" форме. Пообщаешься с профессионалом своего дела как-то легче.
avatar
1 Танка • 09:45, 11.06.2010
Я бы назвала ваше произведение не "Обощение опыта", и даже не Эссе на тему... А "крик души"! Вы так проникновенно и искренне пишите о своих учениках. Чувствуется, что вы очень любите свою профессию!
avatar
2 super-dan • 06:40, 12.06.2010
Большое спасибо за отзыв! Честно говоря, сама не могла определиться с жанром. Вы выделили самое главное- в моей профессии важна любовь к детям.