Интегрированный урок (ОБЖ +история) "Вооруженные Силы РФ"; 10 класс



Интегрированный урок ОБЖ и история, 10класс.


Тема: «Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества».


Цели и задачи: - способствовать созданию у школьников правильного

представления о Российской армии и роли в формировании

государственности России, приобретению знаний по истории

Вооруженных Сил Российской Федерации;

- дать конкретно-исторические сведения, касающиеся различных

аспектов развития и становления ВС России, историко -

биографическую информацию, касающуюся выдающихся

полководцев России;

Тип урока – интегрированный урок-лекция (история-ОБЖ) с использованием мультимедийного оборудования (презентация).


Ход урока:

Россия – одна из крупнейших держав, играющая в силу своего положения и запасов сырья важнейшую историческую роль в судьбах многих народов и государств Европы и Азии.

На протяжении многих веков славянским и союзным с ними народам приходилось защищать свою свободу и независимость от многочисленных врагов.

В далеком прошлом наши предки неоднократно отражали нападение византийцев, норманнов-варягов, других племен и народов.

В трудах византийских историков 6 века встречаются первые летописные упоминания о военной организации древних славян:

«это вовсе не цари и князья, а скорее предводители военных дружин стадии военной демократии. Дружины всегда шли впереди своего народа, нередко углубляясь в своих походах во вражескую территорию…»

В конце 8 века военная организация древних славян уже состояла из княжеских дружин и народного ополчения.

Славяне широко использовали свой ладейный флот для морских походов. Их легкие суда появлялись в Мраморном, Эгейском, Средиземном, а также Балтийском и Северном морях.

В конце 9 века, на территории Восточной Европы начинает складываться новая политическая сила – Древнерусское государство, или Русь.

В летописи сохранилось описание похода Олега на Царьград (Константинополь).

В 10 веке, в случае войны, кроме дружины собиралось ополчение из свободных славян-общинников со всех земель, которые были подвластные Киеву. Возглавлял их общерусских воевода. Воины славились своей храбростью.

В первой половине 13 века военные дружины отдельных феодальных княжеств Руси не смогли оказать достойного и действенного сопротивления организованным и многочисленным полчищам монголо-татар.

Несмотря на это, еще и в 14 веке основу ратных сил русских земель по прежнему составляли княжеские конные дружины, городские ополчения сохранились, но практически потеряли значение.


Истоки зарождения в нашем Отечестве военной организации уходят в период правления Ивана Третьего Великого (1462-1505), который положил начало формированию служилого дворянства.

Усилия Ивана Третьего по созданию сильной военной организации Российского государства продолжил Иван Четвертый, создавший одну из крупнейших по численности армий в Европе 250-300 тыс.чел. (это около 3% населения Руси).

В период с 1550 по 1571 г.г. Иваном Грозным были проведены военные реформы, которые были вызваны необходимостью укрепления русского войска и нацелены на:

- упорядочение системы комплектования и военной службы в поместном войске (это дворянская конница; войско имело характер ополчения; все годные к службе владельцы поместий и вотчины являлись в поход со своими

лошадьми, припасами и оружием);

- организацию централизованного управления армией;

- создание постоянного стрелецкого войска (первое постоянное войско в

Русском государстве середины 16-начала 18 веков. Комплектовалось из

свободного городского и сельского не тяглого (не облагавшегося налогами)

населения, имело на вооружении пищали и бердыши, управлялось

воеводами);

- выделение «наряда» (артиллерии) в самостоятельный род войск;

- централизацию системы снабжения;

- создание постоянной сторожевой службы на южных границах государства,

являвшейся прообразом пограничных войск.

Таким образом, в 16 веке на Руси сложилась новая система вооруженной защиты своих земель, имевшая централизованное управление.

Эпоха царствования Петра 1 (1692-1725) ознаменовалась решительными реформами, охватившими все сферы социально- экономической и общественной жизни России, в частности регулярную армию.

Создается мощный морской флот.

Основное содержание военных реформ Петра 1 сводилось к следующему:

  1. создание регулярной армии из пехотных и кавалерийских полков с единым штабом, вооружением и обмундированием;

  2. ведение боевой подготовки по Военному уставу 1716 г. и Морскому уставу 1720г.;

  3. формирование армии и флота из рекрутов (ежегодно от 500 душ податного населения выставляется 1 рекрут);

  4. подготовка офицерских кадров из дворян, которые начали службу в гвардейских полках;

  5. усовершенствование артиллерии.

Реформы, проводимые Петром 1, быстро стали давать свои плоды. Флот нанес чувствительное поражение шведскому флоту у Мыса Гангут.

7 августа 1714г. Россия подписала договор со Швецией, получила доступ в Балтийское море и разорвала торгово-экономическую блокаду.

По организации, вооружению, боевой подготовке реформы Петра 1 выдвинули русскую армию на одно из первых мест в Европе.


В период с 1787 по 1791 гг. навечно оставили в памяти свои имена выдающиеся полководцы:

- командующий армией А.В. Суворов, который впервые в военном искусстве использовал макет укреплений, на котором тренировались войска;

- генерал-фельдмаршал М.И. Кутузов;

- адмирал Ф.Ф. Ушаков.

Мы о них еще будем говорить на уроке, посвященном дням Воинской славы России.

Военные реформы 1860-70-х гг. – это преобразование в вооруженных силах России под руководством военного министра Д.А. Милютина, имели цель создать массовую армию, ликвидировать отсталость России, выявленную в Крымской войне 1853-56гг.

В результате:

1. была введена всесословная воинская повинность;

2. образована военно-окружная система управления;

3. перевооружение армии нарезным стрелковым оружием и артиллерией;

4. разработаны и введены новые воинские уставы;

5. реорганизована система подготовки офицерских кадров (военные и юнкерские

училища);

6.проведены военно-судебные реформы.

Все это способствовало усилению русской армии.


Военные реформы 1905-1912гг. были проведены после поражения России в русско-японской войне 1904-05гг.

В их результате были:

1. усилена централизация военного управления;

2. сокращены сроки службы, приняты новые программы для военных училищ;

3. внедрены в армию новые образцы артиллерийских орудий;

4. создана корпусная и полевая тяжелая артиллерия, усилены инженерные

войска;

5.улучшено материальное обеспечение.

Все это подняло боеспособность русских армии и флота.

Советские Вооруженные Силы были созданы в январе 1918г., но об этом на следующем уроке.

Итог урока:

-как вы считаете, военные реформы, проведенные в рассмотренных исторических периодах, влияли на эволюционные процессы Русской армии?

Д/з: знать содержание реформ Русской армии.

Учитель на доске, учащиеся в тетради чертят таблицу, заполняют в процессе объяснения материала. Таблица способствует лучшему усвоению материала, систематизирует знания по теме.




Исторические периоды становления Русской армии


п/п

Исторический период

События

Известные имена

Содержание

1.

8 век

Военная организация древних славян


Княжеские дружины, народное ополчение, Лодейный флот.

2.

9век

Древнерусское государство, Русь.

Олег, Игорь, Святослав

Поход на Константинополь и др.

3





4





5












Полный текст материала Интегрированный урок (ОБЖ +история) "Вооруженные Силы РФ"; 10 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шуть Ирина Витальевна  irina(VS)
20.08.2013 1 7613 1329

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 1
avatar
1 ОВСник • 01:13, 16.10.2013
Представлен только конспект урока.
А где сама презентация урока?
[Материал]