Урок в 3 классе по информатике по теме "Сбор информации"


3

3 класс, 1 четверть, сбор информации

КОНСПЕКТ

Урока по предмету «Информатика и ИКТ» в 3 классе

Тема: Сбор информации. § 7

Цели:

  • актуализировать знания по теме «Немного истории о действиях с информацией»;

  • формировать представление о приёмах сбора информации;

  • объяснить термин «наблюдение»;

  • развивать у учащихся интерес к предмету, воспитывать целеустремлённость и трудолюбие.

Тип урока: 1 ч – изучение нового материала.

Средства обучения: презентация «Сбор информации», учебник Матвеевой Н.В., Р.Т. – 3 класс

Структура урока, методы и затраты времени

Этапы урока

Содержание этапа

Время урока

Организация

Подготовка учащихся к уроку, проверка присутствующих на уроке

0 - 3

Мотивация

Объяснение темы, цели, плана проведения занятий

4 - 5

Актуализация знаний

1. Как мы узнаём, что знали древние люди?

2. Можно ли узнать, что делали древние люди, по их рисункам?

3. Расскажи, что тебе известно о том, как древние люди передавали информацию на большие расстояния.

4. Придумай и расскажи короткую историю о том, как человек может передать информацию, не пользуясь словами.

5. Приведи пример из своей жизни, когда тебе приходилось пользоваться рисунком, чтобы передать информацию.

6. Как, по-твоему, удобнее передавать информацию: звуками (словами) или рисунками?

6 - 10

Формирование новых понятий, сравнительная характеристика

План изложения нового материала – просмотр презентации «Сбор информации»

11 - 20


Закрепление полученных знаний

Выполнение заданий в учебнике и Р.Т. Ответы учащихся на вопросы преподавателя.

21 - 35

Подведение итогов урока. Задание на дом

Контрольные вопросы по новому материалу

§7, вопросы

36 - 40

КОНСПЕКТ ПО ТЕМЕ

§ 7. Сбор информации

ПОНЯТЬ

Для того чтобы выжить в условиях дикой природы, люди вынуждены были собирать информацию о смене времён года, поведении животных, свойствах предметов и растений и многом другом.

! Сбор информации - это одно из действий с информацией.

Как люди собирают информацию? Например, они наблюдают. Наблюдать - это значит: смотреть, слушать, нюхать, трогать, пробовать на вкус. Тот предмет или явление, за которым мы наблюдаем (о котором собираем информацию), будем называть объектом наблюдения.

Рассмотрим пример

От солнца зависит жизнь человека, поэтому люди, издавна наблюдали за ним и выражали свои наблюдения в виде таких рисунков:

Наблюдать за солнцем - значит, смотреть, воспринимать его тепло и свет, запоминать, когда оно восходит и когда заходит, как высоко поднимается в небе.

Наблюдая за солнцем из года в год, люди заметили, что летом оно раньше восходит, позже заходит, выше поднимается и сильнее греет. Зимой оно восходит позже и раньше заходит, низко поднимается и мало греет. Зимой день короче ночи, а летом - длиннее.

Зимой природа спит. Выпадает снег. Всё в природе отдыхает. Некоторые животные (например, медведи) засыпают на всю зиму.

Весной все просыпается, расцветает. Летом созревают ягоды и фрукты. Осенью всё увядает и засыпает. Наблюдая за изменениями в природе из года в год, люди поняли, что существуют времена года, которым они дали названия (имена): зима, весна, лето и осень. Информацию о временах года люди используют для того, чтобы организовать свою жизнь. Так, зимой люди готовятся к лету. Они создают и ремонтируют тракторы и комбайны для работы в поле, шьют летнюю одежду. Летом люди выращивают и заготавливают зерно, картофель, овощи, фрукты, корма для животных, дрова, строят дома, шьют зимнюю одежду.

Если объект наблюдения очень мал, то человек использует микроскоп. Микроскоп - это прибор, который помогает рассмотреть очень маленький предмет, увеличив его изображение во много раз. Например, в микроскоп наблюдают за микробами, так как они очень маленькие.

Для наблюдения за объектами, которые находятся от нас на огромных расстояниях, люди придумали телескоп. С помощью телескопа можно разглядеть луну, планеты и звёзды.

! Наблюдение - это сбор информации с помощью органов чувств

(зрительной, звуковой, обонятельной, осязательной, вкусовой).

Наблюдение - это действие с информацией.

Информацию можно собрать также путём измере­ний. Современный человек для измерения использует различные устройства. Например, для измерения тем­пературы служит термометр.


С помощью термометра измеряют температуру воздуха в помещении или на улице, температуру воды в реке или в ванне, температуру тела чело­века.

Зачем люди делают это? У большинст­ва здоровых людей температура тела при­мерно тридцать шесть с половиной градусов. Повышенная или пониженная температура тела означает, что здоровье не в порядке.

Информация о температуре воды или воздуха нужна для того, чтобы выбрать одежду для улицы или решить, можно ли ку­паться в реке.

Чтобы определить, холодно, тепло или жарко на улице, человек может обойтись и без термометра - у него для этого есть органы чувств (кожа). Но термометр помогает определить точное значение температуры воды или воздуха. Существуют и другие инструменты для измерения. Это, например, линейка.

Линейкой можно измерить длину, ширину и высоту предмета, глубину ямы и многое другое.

Нужную информацию можно собрать, прочитав учебник, просмотрев телепередачу или пообщавшись с другими людьми.

Главное, что мы должны понять и запомнить

1. Сбор информации - это действие с информацией.

2. Собрать информацию - значит, понаблюдать, прочитать, пообщаться, измерить и так далее.

3. Собранную информацию человек запоминает и осуществляет другие действия с ней.

4. Информацию человек собирает с помощью своих органов чувств, а также используя специальные приспособления и приборы (термометр, линейка, телескоп, микроскоп и другие).

Знать

1. Придумай и расскажи короткую историю о том, как человек собирает информацию.

2. Что такое наблюдение? Объясни с помощью примера из жизни.

3. Придумай рассказ, используя слова «собирать информацию».

4. Приведи пример из своей жизни, когда тебе приходилось наблюдать.

5. Для чего люди используют термометр? Расскажи об этом из своего опыта.

6. Для чего люди используют линейку? Расскажи на примере.

7. Что тебе известно про микроскоп или телескоп? Расскажи.

Уметь

1. Выполни задания в рабочей тетради №1.

Слайд 1
Слайд 2
 актуализировать знания по теме «Немного истории о действиях с информацией»;  дать представление о приёмах сбора информации;  объяснить термин «наблюдение».
Слайд 3
1. Как мы узнаём, что знали древние люди? 2. Можно ли узнать, что делали древние люди, по их рисункам? 3. Расскажи, что тебе известно о том, как древние люди передавали информацию на большие расстояния. 4. Придумай и расскажи короткую историю о том, как человек может передать информацию, не пользуясь словами. 5. Приведи пример из своей жизни, когда тебе приходилось пользоваться рисунком, чтобы передать информацию. 6. Как, по-твоему, удобнее передавать информацию: звуками (словами) или рисунками?
Слайд 4
Для того чтобы выжить в условиях дикой природы, люди вынуждены были собирать информацию о смене времён года, поведении животных, свойствах предметов и растений и многом другом. «Стоянка древнего человека на реке Ранова" художник В.Чусов
Слайд 5
Сбор информации это одно из действий с информацией.
Слайд 6
Как люди собирают информацию? Например, они наблюдают. Наблюдать - это значит: смотреть, слушать, нюхать, трогать, пробовать на вкус. Тот предмет или явление, за которым мы наблюдаем (о котором собираем информацию), будем называть объектом наблюдения.
Слайд 7
От солнца зависит жизнь человека, поэтому люди, издавна наблюдали за ним и выражали наблюдения в виде рисунков: Наблюдать за солнцем - значит, смотреть, воспринимать его тепло и свет, запоминать, когда оно восходит и когда заходит, как высоко поднимается в небе.
Слайд 8
Наблюдая за солнцем из года в год, люди заметили, что летом оно раньше восходит, позже заходит, выше поднимается и сильнее греет.
Слайд 9
Зимой оно восходит позже и раньше заходит, низко поднимается и мало греет. Зимой день короче ночи, а летом - длиннее. Зимой природа спит. Выпадает снег. Всё в природе отдыхает. Некоторые животные (например, медведи) засыпают на всю зиму.
Слайд 10
Весной все просыпается, расцветает. Летом созревают ягоды и фрукты. Осенью всё увядает и засыпает.
Слайд 11
Наблюдая за изменениями в природе из года в год, люди поняли, что существуют времена года, которым они дали названия (имена): зима, весна, лето и осень. Информацию о временах года люди используют для того, чтобы организовать свою жизнь.
Слайд 12
Зимой люди готовятся к лету. Они создают и ремонтируют тракторы и комбайны для работы в поле, шьют летнюю одежду. Летом люди выращивают и заготавливают зерно, картофель, овощи, фрукты, корма для животных, дрова, строят дома, шьют зимнюю одежду.
Слайд 13
Если объект наблюдения очень мал, то человек использует микроскоп. Микроскоп - это прибор, который помогает рассмотреть очень маленький предмет, увеличив его изображение во много раз. Например, в микроскоп наблюдают за микробами, так как они очень маленькие. Клетки крови
Слайд 14
Для наблюдения за объектами, которые находятся от нас на огромных расстояниях, люди придумали телескоп. С помощью телескопа можно разглядеть луну, планеты и звёзды. Телескоп планетария Снимок телескопа
Слайд 15
Наблюдение - это сбор информации с помощью органов чувств (зрительной, звуковой, обонятельной, осязательной, вкусовой). Наблюдение - это действие с информацией.
Слайд 16
Информацию можно собрать также путём измерений. Современный человек для измерения использует различные устройства. Например, для измерения температуры служит термометр. С помощью термометра измеряют температуру воздуха в помещении или на улице, температуру воды в реке или в ванне, температуру тела человека.
Слайд 17
Зачем люди делают это? У большинства здоровых людей температура тела примерно тридцать шесть с половиной градусов. Повышенная или пониженная температура тела означает, что здоровье не в порядке. Информация о температуре воды или воздуха нужна для того, чтобы выбрать одежду для улицы или решить, можно ли купаться в реке.
Слайд 18
Чтобы определить, холодно, тепло или жарко на улице, человек может обойтись и без термометра - у него для этого есть органы чувств (кожа). Но термометр помогает определить точное значение температуры воды или воздуха.
Слайд 19
Существуют и другие инструменты для измерения. Это, например, линейка. Линейкой можно измерить длину, ширину и высоту предмета, глубину ямы и многое другое.
Слайд 20
Нужную информацию можно собрать, прочитав учебник или книгу, просмотрев телепередачу или пообщавшись с другими людьми.
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25
Слайд 26
Слайд 27
Слайд 28
Слайд 29
1. Сбор информации - это действие с информацией. 2. Собрать информацию - значит, понаблюдать, прочитать, пообщаться, измерить и т. д. 3. Собранную информацию человек запоминает и осуществляет другие действия с ней. 4. Информацию человек собирает с помощью своих органов чувств, а также используя специальные приспособления и
Слайд 30
1. Придумай и расскажи короткую историю о том, как человек собирает информацию. 2. Что такое наблюдение? Объясни с помощью примера из жизни. 3. Придумай рассказ, используя слова «собирать информацию». 4. Приведи пример из своей жизни, когда тебе приходилось наблюдать. 5. Для чего люди используют термометр? Расскажи об этом из своего опыта. 6. Для чего люди используют линейку? Расскажи на примере. 7. Что тебе известно про микроскоп или телескоп? Расскажи.
Слайд 31
1. Придумай и расскажи короткую историю о том, как человек собирает информацию. 2. Что такое наблюдение? Объясни с помощью примера из жизни. 3. Придумай рассказ, используя слова «собирать информацию». 4. Приведи пример из своей жизни, когда тебе приходилось наблюдать. 5. Для чего люди используют термометр? Расскажи об этом из своего опыта. 6. Для чего люди используют линейку? Расскажи на примере. 7. Что тебе известно про микроскоп или телескоп? Расскажи.

Полный текст материала Урок в 3 классе по информатике по теме "Сбор информации" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Радыгина Оксана Викторовна  ROksya
15.03.2009 2 26995 2955

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК