Урок информатики "Моделирование равноускоренного движения в электронных таблицах"


Моделирование равноускоренного движения в электронных таблицах

План открытого урока в 9Б классе

Учитель – Богачёва Г.В.

Цель урока:

  1. Повторить и закрепить знания из курса физики по теме «Равноускоренное движение»

  2. Построить графическую модель в среде Excel для изучения равноускоренного движения.

  3. Повторить и закрепить знания из курса информатики по теме «Абсолютные и относительные ссылки. Построение графиков в Excel»

  4. Научить применять знания и умения, полученные на уроках информатики к решению физических задач, а именно задач по механике.

  5. Показать практическое применение знаний полученных на уроках информатики и ИКТ к решению физических задач.

  6. Показать связь между предметами.


Задачи урока:

  • Образовательные:

повторить формулы равноускоренного движения,

уметь вводить формулы в электронные таблицы,

уметь строить графики в MS Exel,

научить применять полученные знания на практике;

  • Воспитательная:

формирование самостоятельности, ответственности при построении модели;

  • Развивающие:

развитие памяти, внимательности, познавательного интереса к предмету;

развитие навыков аналитического мышления.

Методы обучения:

  • фронтальный опрос (при закреплении знаний)

  • объяснительно – иллюстративный (презентация)

  • практический (при построении модели)

  • исследовательский (при изучении модели)

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

  3. Теоретический материал урока

  • Какой вид движения тела?

  • Что называется равноускоренным движением?

  • Что такое ускорение?

  • Формулы равноускоренного движения.





  1. Построение модели в электронных таблицах

  • Как ввести формулу в электронные таблицы?

  • Чем отличаются относительные ссылки от абсолютных?

  • Как поставить абсолютную ссылку?

  • Как построить график? Вид графика?


  1. Исследование модели




  1. Подведение итогов



Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний по физике: фронтальный опрос по теме, изучаемой на предыдущих уроках – равноускоренное движение, ускорение, формулы равноускоренного движения.

  3. Решение поставленной задачи.

  4. Актуализация знаний по информатике: абсолютные и относительные ссылки, построение графиков в MS Exel.

  5. Анализ модели – ввод формул в электронные таблицы.

  6. Построение модели равноускоренного движения в MS Exel. Построение графиков.

  7. Исследование модели.

  8. Подведение итогов.

Список источников

  1. Сборник задач по физике для 9-11 кл. Сост. Степанова Г.Н. (1997, 3-е изд., 256с.)

  2. Кононов Геннадий Григорьевич, презентация «Равноускоренное движение» (слайды 16-17),СОШ № 29, Славянский район, Краснодарского края

  3. Евгеньев Александр Олегович, презентация «Движение в поле силы тяжести с учетом силы сопротивления воздуха», ГОУ №111, Санкт-Петербург


  1. Условие задачи:

Уравнение координаты материальной точки имеет вид

x = 15 - 3t + 0,5 t²

а) опишите характер движения тела

б) найдите начальную координату, модуль и направление начальной скорости, модуль и направление вектора ускорения

в) напишите уравнение зависимости скорости от времени и постройте её график.

г) постройте графики координаты и ускорения от времени

  1. Формулы равноускоренного движения:

  2. Решение в электронных таблицах

t, с

V, м/с

S, м

X, м


x0

15





v0

-3






Шаг по времени (d)

1






a

1










  1. С помощью графиков отвечаем на вопросы для этой конкретной задачи:

  • Найдите графически и аналитически скорость точки через 2 секунды и через 4 секунды после начала движения. Полученный результат объясните.

  • Найдите координату тела через 3 секунды после начала движения. Какое перемещение совершило тело за это время?

  • Найдите перемещение тела за 6 секунд.

  • Найдите путь, пройденный телом за 6 секунд.

Исследуем равноускоренное движение, меняя исходные данные:

  • Изменяем направление (знак) ускорения.

  • Изменяем начальную скорость.

  • Изменяем направление вектора скорости.

Слайд 1
Моделирование равноускоренного движения в электронных таблицах Интегрированный урок в 9-ом классе по темам: Физика – «Равноускоренное движение» Информатика – «Построение модели в Excel» Учитель – Богачёва Галина Владимировна, учитель информатики ГБОУ лицей №144 СанктПетербурга Консультант – Саркисян А.В. (учитель физики)
Слайд 2
Условие задачи Уравнение координаты материальной точки имеет вид x = 15 - 3t + 0,5 t² а) опишите характер движения тела б) найдите начальную координату, модуль и направление начальной скорости, модуль и направление вектора ускорения в) напишите уравнение зависимости скорости от времени и постройте её график. г) постройте графики координаты и ускорения от времени
Слайд 3
Решение  а) опишите характер движения тела движение равноускоренное, т.к. координата при равноускоренном 2 at движении изменяется по закону x x0  v0t  2 x = 15 - 3t + 0,5 t² б) найдите начальную координату, модуль и направление начальной скорости и ускорения Сравним два уравнения х = 15 - 3t + 0,5 t² и x = x0 + v0t + at²/2 х0 = 15м, v0 = -3м/с (против оси ОХ, т.к. v0 < 0) а = 1 м/с² (вдоль оси ОХ, т.к. а > 0)
Слайд 4
Решение в) напишите уравнение зависимости скорости от времени Уравнение скорости: v = v0 + at Подставим: v0 = -3 м/с, a = 1 м/с² v = -3 + t г) постройте графики координаты и пути от времени x = 15 - 3t + 0,5 t² S = - 3t + 0,5 t²
Слайд 5
Решение в электронных таблицах t, с V, м/с S, м X, м x0 15 v0 -3 Шаг по 1 времени (d) a 1
Слайд 6
Заполняем первую строку t, с 0 V, м/с S, м 0 X, м x0 15 v0 -3 Шаг по 1 времени (d) a 1
Слайд 7
Строим ось времени t, с 0 = V, м/с -3 + S, м 0 X, м 15 x0 15 v0 -3 Шаг по 1 времени (d) a 1
Слайд 8
Расчёт скорости t, с 0 1 V, м/с -3 = + * S, м 0 X, м 15 x0 15 v0 -3 Шаг по 1 времени (d) a 1 v = v0 + at v = -3 + t
Слайд 9
Расчёт пути t, с 0 1 V, м/с -3 -2 S, м 0 = * + * * /2 X, м x0 15 15 v0 -3 Шаг по 1 времени (d) a 1 S = v0t + at²/2 S = - 3t + 0,5 t²
Слайд 10
Расчёт координаты t, с 0 1 V, м/с -3 -2 S, м 0 -2,5 X, м 15 = + * + * * /2 x0 15 v0 -3 Шаг по времени (d) 1 a 1 x = x0 + v0t + at²/2 x = 15 - 3t + 0,5 t²
Слайд 11
Построение графиков Копируем вторую строку, чтобы получить расчет на первые 15 секунд движения. Строим графики V(t), S(t) и X(t) отдельно и на одной координатной плоскости, при этом выбираем диаграмму – точечная. Переименовываем листы – лист расчётов и график. 14 12 10 8 6 4 2 0 -2 0 2 4 6 8 10 12 14 16 -4 X, м S, м/с2 V, м/с 80 60 V, м/с S, м/с2 40 20 0 -20 0 2 4 6 8 10121416 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0 X, м 0 2 4 6 8 10 12 14 16
Слайд 12
Исследование модели С помощью графиков отвечаем на вопросы для этой конкретной задачи: 1) Найдите графически и аналитически скорость точки через 2 секунды и через 4 секунды после начала движения. Полученный результат объясните. 2) Найдите координату тела через 3 секунды после начала движения. Какое перемещение совершило тело за это время? 3) Найдите перемещение тела за 6 секунд. 4) Найдите путь, пройденный телом за 6 секунд.
Слайд 13
Исследование модели Исследуем равноускоренное движение, меняя исходные данные: 1) Изменяем направление (знак) ускорения. 2) Изменяем начальную скорость. 3) Изменяем направление вектора скорости.
Слайд 14
Выводы 1. Повторили и закрепили знания из курса физики по теме «Равноускоренное движение» 2. Построили графическую модель в среде Excel для изучения равноускоренного движения. 3. Повторили и закрепили знания из курса информатики по теме «Абсолютные и относительные ссылки. Построение графиков в Excel»
Слайд 15
Равноускоренное движение В общем случае равноускоренным движением называют такое движение, при котором вектор ускорения остается неизменным по модулю и направлению. Ускорение – характеристика неравномерного движения, показывает, насколько изменилась скорость за 1с. v vv 0– конечная скорость a v – начальная скорость t 0 а – ускорение (м/с²) а > 0 движение равноускоренное, v↑
Слайд 16
Формулы равноускоренного движения наза д скорость v vv00 atat 2 2 путь или перемеще ние at s 2 2 v s 2a at s v0t  2 2 2 v  v0 s 2a 2 координат а v at at x  x0  v0t  2 2 at x x0  2
Слайд 17
Источники: 1. Сборник задач по физике для 9-11 кл. Сост. Степанова Г.Н. (1997, 3-е изд., 256с.) 2. Кононов Геннадий Григорьевич, презентация «Равноускоренное движение» (слайды 16-17),СОШ № 29, Славянский район, Краснодарского края 3. Евгеньев Александр Олегович, презентация «Движение в поле силы тяжести с учетом силы сопротивления воздуха», ГОУ №111, Санкт-Петербург

Полный текст материала Урок информатики "Моделирование равноускоренного движения в электронных таблицах" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Богачева Галина Владимировна  gal_bog
08.05.2013 0 5831 799

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК