Урок-игра по информатике "Информация и информационные процессы"; 7 класс


Урок-игра по информатике предназначен для проведения в 7 классе (УМК Босовой Л.) после изучения раздела «Информация и информационные процессы». Способствует формированию познавательной активности обучающихся на уроке, дает им возможность проявить свои способности, применить знания и умения для достижения целей игры, позволяет актуализировать знания по темам «Информационные процессы», «Всемирная паутина» и умения решать задачи по темам «Алфавитный подход к определению количества информации», «Единицы измерения информации». 

Цели урока:
Образовательные: Закрепить знания об информации, ее свойствах, единицах измерения информации и информационных процессах;
Закрепить навыки решения задач по теме «Алфавитный подход к определению количества информации».
Воспитательные: Создать условия для формирования навыков корректного общения со сверстниками и умения отстаивать свою точку зрения во время групповой работы.
Развивающие: Способствовать развитию умений планировать свою деятельность, применять полученные знания в измененной ситуации.

Тип урока: Урок-игра (урок актуализации знаний и умений)
К уроку необходимо заранее подготовить конверты с заданиями (2 конверта на каждый класс). 
В каждый конверт вкладывается задание (Приложение 1) и вклеивается пояснение (Приложение 2). 

Этапы урока

Материал ведения урока,

деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап

Учитель заранее организовывает рабочее пространство, необходимое для разделения обучающихся на 2 группы;  приветствует обучающихся и предлагает занять места. Разделение на 2 группы возможно как по желанию обучающихся, так и по усмотрению учителя.

Дети приветствуют учителя, рассаживаются по местам,  проверяют наличие принадлежностей.

Подготовка  и правила игры

Учитель сообщает, что 2 группы парт – это 2 острова, на которых живут племена Мульти и Пульти. Племена постоянно соревнуются между собой, и сегодня победит то племя, которое быстрее другого выполнит три  задания. Учитель выдает запечатанные конверты с заданиями.

Если ученики не заметили, то нужно обратить их внимание, что внутри конверта вклеены пояснения (Приложение 2)

1 задание «Расшифровка сообщений»

Ученики получают конверты, вскрывают их и обнаруживают зашифрованные сообщения (Приложение 1):

Племя Мульти: ϑ ɺ ƥ Ϫ ϗ 0,25 ϔ Ҕ Ϯ

Племя Пульти: Ƚ Ȟ Ǯ Ȭ Ț Ż Ž Ź ʡ Ǖ ɰ

 

 

Читают условия внутри конверта.

Проведение игры

Учитель поясняет, что для расшифровки сообщения нужно выбрать один из 4-ех листков с кодом, которые разложены на столе лицевой стороной вниз и подписаны цифрами 8, 16, 32, 64, соответствующими мощности алфавита (Приложение 3).

 

 

 

 

Если команды равносильны и справляются с заданиями одновременно, можно предложить им поменяться расшифрованными сообщениями.

Ученики должны догадаться, что для решения задачи необходимо определить К (сосчитать количество символов в зашифрованном сообщении), для племени Мульти К = 12, для племени Пульти К = 11. После этого команды определяют мощность алфавита (используя формулы N = 2i, I=K*i), выбирают кодировочные таблицы для своего алфавита и расшифровывают сообщения:

Мульти: Переведите 0,25  Кб в биты

Пульти: Переведите 3145728 байт в Мб

2 задание «Единицы измерения»

Меняются сообщениями и выполняют вычисления. Записывают в тетрадь вычисления и результат.

 Племя Мульти: 0,25* 1024*8 = 2048 бит

Племя Пульти: 3145728 : 1024 : 1024 = 3 Мб

Практическая работа

Учитель предлагает ученикам озвучить  выполненные на уроке действия.

 

Переходим к выполнению задания на компьютере, используя материалы § 1.2. нужно заполнить таблицу (Приложение 4).

При наличии времени можно предложить ученикам выполнить еще одно задание на компьютере по § 1.3 (Приложение 5).

Пока ученики выполняют практическое задание на компьютере, учитель проверяет задания 1 и 2, выполненные в тетрадях.

3 задание « Информационные процессы»

Ученики называют: получили конверты, нашли задания, решили задачу, расшифровали сообщения, обменялись заданиями, перевели единицы измерения информации.

Находят в учебнике описание информационных процессов: - сбор, передача, хранение, обработка. Каждому выполненному действию ставят в соответствие информационный процесс. Заполняют таблицу.

Домашнее задание

Повторить §1.1 – 1.6, подготовиться к контрольной работе.

Работа с дневниками

Итоги урока, рефлексия

Оцени себя:

- Понравился ли вам сегодняшний урок?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

Учитель объявляет победившую команду, выставляет отметки за урок

Проводят самоанализ и самооценку


Полный текст материала Урок-игра по информатике "Информация и информационные процессы"; 7 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Баранова Юлия Сергеевна  defaultNick9957
учитель информатики, МБОУ "СОШ № 14 имени К.С. Федоровского" г. Юрги Кемеровской области
02.11.2016 0 190 38
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0