Проект "Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики"


В данном проекте говорится об актуальности темы сбережения здоровья учеников при работе за компьютером, перечисляются вредные факторы и описываются методы, позволяющие уменьшить факторы риска.

1.    Актуальность темы.

Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения и молодежи имеет общенациональное и государственное значение, поскольку от уровня здоровья выпускников школ зависят перспективы развития страны, ее трудовой потенциал, благосостояние ее граждан и их социально-психологическая защищенность. Необходимость укрепления и охраны здоровья подрастающего поколения в условиях образовательных учреждений появилась в 90-е годы ХХ столетия, когда резко снизился по сравнению с 60-70-ми годами уровень здоровья обучающихся.

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько решается задача сохранения здоровья учеников.

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

2.    Определение предмета исследования
В наше время компьютеры очень глубоко проникли во все сферы нашей жизни, жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер - такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение. То, что нам, взрослым совсем недавно казалось чудом техники, для них – вовсе не чудо, а просто любопытная вещь. 

Чтобы помочь современному школьнику учитель должен владеть современными педагогическими технологиями, но какую бы технологию не выбрал учитель, он должен помнить о том, что она должна быть направлена на сохранение здоровья детей.

В то же время, с применением современных информационно-коммуникативные технологий, усиливается нагрузка на организм школьника и порождает остроту проблем здоровьесбережения.

3.    Формулировка проблемы
В связи с вышесказанным можно сделать вывод, что  взрослых очень волнует влияние компьютера на здоровье детей. Безопасен ли он? Что должен сделать учитель информатики для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером?

До сих пор среди пользователей персональных компьютеров (ПК), а также производителей компьютерной техники не существует единого мнения о том, вредно ли, и если да, то насколько вредно для человеческого организма общение с компьютером. С одной стороны, в массовой печати периодически появляются статьи, которые предупреждают о том, что ПК едва ли не смертельно опасны. С другой стороны, встречаются подробные отчеты о том, каким образом та или иная компьютерная фирма добивается превращения своей продукции в безопасный для здоровья инструмент.

Возникает вопрос: «Компьютер. Что это: новая угроза для здоровья или современный друг и помощник?» 
Все зависит от того, как подойти к организации работы на компьютере. При неправильной организации рабочего места и времени работы могут стать реальностью все те страшилки, которыми он окружен. Стоит ли отказываться от компьютера? Бояться ли его? Не лучше ли постоянно выполнять простые правила? При хорошем оборудовании рабочего места и правильном подборе рода занятий компьютер превращается из монстра из страшилок в очень полезный инструмент, весьма облегчающий нашу жизнь.

Так какой же вред здоровью наносит компьютер и как этот вред минимизировать? Как сохранить красоту и здоровье человеку, просиживающему днями и ночами за монитором, как совместить здоровый образ жизни и работу за компьютером? 

4.    Выдвижение гипотезы
Реализация данного проекта будет способствовать созданию оптимальных санитарно-гигиенических условий для проведения учебно-воспитательного процесса на уроках информатики; за счет чего обеспечит школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. 

Объект исследования: образовательный процесс: уроки, внеурочная деятельность. Предмет исследования: процесс формирования у обучаемых ценностного отношения к здоровью.

5. Проверка гипотезы. Описание проекта.
Для реализации данной цели учителю информатики и ИКТ ежеурочно необходимо решать следующие  задачи:

5.1. Очень важны условия работы. Постоянно нужно отслеживать санитарно – гигиеническое состояния класса.
Цвет стен в кабинете информатики должен быть светлых тонов. Температура воздуха: 19-210С – оптимальная, 18-220С – допустимая.

Ежедневно проводиться влажная уборка. После каждого урока, на перемене выполняется проветривание помещения. Время проветривания зависит от температуры наружного воздуха. 

5.    2. Компьютерное излучение

Общеизвестно, что высокочастотное излучение компьютера негативно влияет на здоровье людей и особенно на здоровье детей.

В 1996 году по инициативе Управления здравоохранения штата Нью-Йорк было проведено фундаментальное исследование, подтвердившее предположение о связи между частотой  возникновений опухолей мозга у детей и воздействием магнитных полей. Сообщалось, что длительное пребывание детей в области воздействия низкоинтенсивных магнитных полей может увеличить вероятность появления у них опухолей. К аналогичному выводу пришли и шведские ученые. 

Существуют Санитарные Правила и Нормы, по которым ученикам разных классов разрешается сидеть за монитором  определенное время.

Например, для учащихся 1-х классов – 10 минут, во 2 и 3 классах – 15 минут, в 4 – 20 минут, в 9 - 30 мин. По истечении этого времени необходимо делать паузы - 10 мин.

В. эти паузы полезно проделать упражнения для глаз, рук, спины, о чем будет сказано дальше.

Всем школьникам должно быть указано на опасности, которые могут возникнуть при неограниченном использовании ПК.

Когда все устройства ПК включены, в районе рабочего места оператора формируется сложное по структуре электромагнитное поле. Реальную угрозу для пользователя компьютера представляют электромагнитные поля. Как показали результаты многочисленных научных работ, монитор

ПК является источником:

  • электростатического поля;
  • слабых электромагнитных излучений в низкочастотном и высокочастотном диапазонах (2 Гц – 400 кГц);
  • рентгеновского излучения;
  • ультрафиолетового излучения;
  • инфракрасного излучения;
  • излучения видимого диапазона.

Низкочастотные электромагнитные поля при взаимодействии с другими отрицательными факторами могут инициировать раковые заболевания и лейкемию.

Пыль, притягиваемая электростатическим полем монитора иногда становится причиной дерматитов лица, обострения астматических симптомов, раздражения слизистых оболочек

5.3. Компьютер сильно влияет на зрение. 

Зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию изображения на экране монитора. Ввести или прочитать текст, нарисовать или изучить детали чертежа - огромная нагрузка на глаза, ведь изображение на экране дисплея складывается не из непрерывных линий, как на бумаге, а из отдельных точек, к тому же светящихся и мерцающих.

Вредит зрению некачественное программное обеспечение. Неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в программах плохо сказываются на зрении. Вносит свой вклад и неудачное расположение монитора, неправильная организация рабочего места. 

Работа на компьютере перегружает наши глаза. Если монитор невысокого качества и интерфейс используемых программ неудачный, то у пользователя ухудшается зрение, глаза начинают слезиться, появляется головная боль, утомление, двоение изображения... Это явление получило название "компьютерный зрительный синдром".

Поэтому особое внимание надо уделять мерам, которые смогут намного уменьшить негативное влияние компьютера на глаза. Надо соблюдать следующие правила:

  • Центр экрана должен быть установлен на высоте  15-20 см ниже уровня глаз. 
  • Угол наклона монитора не должен быть более 150. 
  • Не располагайте рядом с монитором блестящие и отражающие свет предметы . 
  • Экран монитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 60-70 см, но не ближе 50 см. 
  • Расстояние надо выбирать с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов. 
  • Поверхность экрана должна быть чистой и без световых бликов.

Рабочее место  должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего пространства, лучи света не должны попадать прямо в глаза. Укомплектуйте компьютер хорошим монитором, правильно его настройте, используйте качественные программы.

Людям с ослабленным зрением нужно употреблять продукты, укрепляющие сосуды сетчатки глаза: чернику, черную смородину, морковь. В рационе близоруких должна присутствовать печень трески, зелень: петрушка, салат, укроп, зеленый лук. При дистрофии сетчатки помогает шиповник (настой, отвар), клюква.

Также большое внимание следует уделять специальным упражнениям: для глаз, рук, спины:

  • каждые 1-2 часа переключать зрение: смотрите группы мышц. 
  • смотреть в даль 5-10 минут 
  • закрыть глаза для отдыха на 1-2 минуты 
  • проделать 4-5 простых упражнений, вовлекающих в работу  мышцы глаз, шеи, спины, плечевого пояса. Для детей рекомендации те же, но перерывы нужно делать чаще.

Снять усталость помогают компрессы, промывания глаз черным и зеленым чаем, теплые примочки на закрытые глаза из отвара ромашки.

Нужно беречь глаза от ультрафиолетового воздействия солнечных лучей. 

Хорошее влияние на циркуляцию крови и на нервы оказывает поглаживание закрытых глаз, вибрация, нажим, массаж ладонью и легкое разминание. Наиболее распространен прием массажа двумя пальцами - указательным и средним - в виде восьмиобразного движения. По нижнему краю глаза движение к носу, по верхнему краю глаза - над бровями. Такое движение повторяется 8-16 раз.
Поэтому на каждом уроке проводятся физкультминутки, на которых контролируется состояние глаз, мышц шеи и рук, позвоночника. Эти занятия тоже проводятся в виде игры и очень нравятся детям.

5.4.  Основные вредные факторы, действующие на спину и кисти рук:

  • статичность позы в течение длительного времени; 
  • усталость кистей рук при отсутствии специального стула с подлокотниками; 

Правильная посадка при работе за компьютером:

  • Сидите прямо, не сутулясь. 
  • Опирайтесь спиной о спинку кресла. 
  • Не разваливайтесь в кресле: Вы быстрее устанете. 
  • Не поднимайте  высоко запястья и не выгибайте кисти – могут начать болеть руки и неметь пальцы. 
  • Колени держите  на уровне бедер или немного ниже. При таком положении ног мышцы не напрягаются. 
  • Не скрещивайте ноги и не кладите  ногу на ногу - это нарушает циркуляцию крови. 
  • Сохраняйте прямой угол в области локтевых, тазобедренных и голеностопных суставов.

5.5. Гиподинамия.
Одна из проблем, которая остро стоит не только в школе, но и в обществе в целом, - это гиподинамия. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное на открытом воздухе.

Снижение двигательной активности современного ученика является фактором,  способствующим росту заболеваемости. Поэтому важна профилактика  и коррекция так называемых «школьных» болезней. Данный урок ориентирован на создание такой здоровьесберегающей среды, которая продуктивно «работает» на физическое, психическое и социальное здоровье ребенка

Можно применить на уроке способы, так называемого, "подвижного» обучения: 

  • урок построен в режиме «динамических поз»,
  • пособия размещать поочередно на всех классных стенах,
  • учитель систематически перемещается по классу,
  • все дети смотрят на отвечающего ученика со своего места,   ученики сидят на стульчиках, стоят,  сидят за партами, проводить микропаузы при утомлении глаз и т. д.

5.6.    Желательно нормировать учебную нагрузку и объем домашнего задания в соответствии с требованиями.

Число видов учебной деятельности 4–7 за урок. Средняя продолжительность любого вида деятельности 7–10 минут.
Предлагать детям разноуровневые домашние задания. Их объем и степень сложности соизмерять с возможностями каждого ученика. 

5.7.    Синдром компьютерного стресса.

Есть данные, что постоянные пользователи ПК чаще и в большей степени подвергаются психологическим стрессам, функциональным нарушениям центральной нервной системы, болезням сердечно-сосудистой системы. По результатам исследований можно сделать выводы и о вероятности гормональных сдвигов и нарушений иммунного статуса человека. 

На фоне этого медицинские круги выявили новый тип заболевания – синдром компьютерного стресса.

Симптомы заболевания разнообразны и многочисленны. Как правило, наличие единственного симптома маловероятно, поскольку все функциональные органы человека взаимосвязаны.

  • Физические недомогания: сонливость, непроходящая усталость; головные боли после работы; боли в нижней части спины, в ногах; чувство покалывания, онемения, боли в руках; напряженность мышц верхней части туловища.
  • Заболевания глаз: чувство острой боли, жжение, зуд.
  • Нарушение визуального восприятия: неясность зрения, которая увеличивается в течение дня; возникновение двойного зрения.
  • Ухудшение сосредоточенности и работоспособности: сосредоточенность достигается с трудом; раздражительность во время и после работы; потеря рабочей точки на экране; ошибки при печатании.

Существует мнение, что путем исключения отрицательных факторов воздействия можно снизить вероятность возникновения Синдрома компьютерного стресса до минимума.

5.8.    Очень важно давать знания, несущие воспитательное воздействие, в том числе, формирующие здоровый образа жизни учащихся.

Например, ученики с интересом выполняют презентации на темы "Компьютер и здоровье", "Эффективные пути решения экологических проблем глазами детей", которые я прилагаю к этому проекту.

5.9. Компьютерная зависимость.

Кроме всех вышеперечисленных вредных факторов при работе за компьютером в настоящее время появился термин 
«компьютерная зависимость». Что же это такое?

К первым признакам развития компьютерной зависимости у ребенка относятся следующие:

  • ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера; 
  • прогулял школу – сидел за компьютером; 
  • приходит домой и сразу садится за компьютер; 
  • забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось);  
  • пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался; 
  • конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером. 

Большинство школьников не знают норм работы за компьютером, недостаточно заботятся о своем здоровье, проводят за компьютером слишком много времени, что может привести к возникновению различных заболеваний, в том числе психических. В результате стресса, вызванного потерей важной информации, случаются и нервные заболевания.

Длительная работа за компьютером приводит к изменениям в высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах. Длительные и устойчивые изменения, как правило, приносят вред организму.

Школьникам, «живущим» в Интернете, зачастую необходима социальная поддержка: они испытывают большие трудности в общении, неудовлетворенность, им свойственна низкая самооценка в реальной жизни, закомплексованность, застенчивость и т.п. Вот какие психологические симптомы характерны для человека, если он относится к группе риска Интернет-зависимых людей:

  • увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
  • ощущение пустоты, раздражение, депрессия при невозможности сидеть за компьютером;
  • ложь членам семьи о своей деятельности, проблемы с учебой;
  • хорошее самочувствие или эйфория от предвкушения «общения» с компьютером;
  • нежелание и даже невозможность «оторваться» от него ни на минуту.

Всем хорошо известно о пагубном воздействии на психику подростков компьютерных игр. Состояние эмоционального напряжения, стресса, в котором пребывает играющий на компьютере, не находит разрядки в физической активности. А это со временем приводит к сосудистым нарушениям, гипертонической болезни. Нарастает и потенциал агрессивности (т.к. к этому располагает тематика игр).

Перед нами встал вопрос, о том, как используют компьютер наши подростки. В тестировании участвовали родители исследуемой группы, они определили, зависимы ли их дети от компьютера. Тест на компьютерную зависимость прошли и дети.
Учащимся школы было предложено ответить на несколько простых вопросов.  

По результатам были построены диаграммы и графики. 
1. Как часто Вы обнаруживаете, что задержались в сети дольше, чем задумывали? 

Результаты другого  теста показали, что 10% детей имеют зависимость от компьютера, данные родителей и детей совпали.

5.10.    Осваивать новые методы деятельности в процессе обучения школьников, предполагающие использование здоровьесберегающих технологий на уроках. 

Современный дидактический принцип личностно-ориентированного обучения требует использования таких технологий и методов обучения, которые содействуют сохранению здоровья школьников. Проектирование образовательного процесса на уроках информатики и ИКТ наиболее эффективно осуществлять с использованием: 

  • интерактивных технологий, предполагающих: организацию обучения через опыт и сотрудничество;  учет различий в стилях познания учащихся; деятельность учащихся в группах;  применение поисковых, исследовательских и игровых методов обучения;
  • технологий формирующего обучения, интегрирующих: объяснительно–иллюстративные методы обучения; алгоритмическое обучение с поэлементной отработкой действий;  дистанционное обучение, ориентированное на результат (использование технологии «полного усвоения»); индивидуальную и групповую деятельность учащихся;
  • технологии уровневой дифференциации, предполагающей: обеспечение дифференцированного подхода ко всем учащимся и особое вниманием к детям группы риска и детям с ограничениями в здоровье;  
  • реализацию индивидуально-личностного подхода к оценке знаний: умение показать успешность ученика, выбор адекватных по сложности заданий;  использование активных методов обучения сокращающих рутинные виды деятельности (слушание, объяснение, диктовка, ответы на вопросы); использование приемов мотивации, как внешней (оценка, похвала, стремление опередить одноклассников), так и внутренней (стремление больше узнать). 

Выводы

Общество заинтересовано в оздоровлении не только самого общества, но и каждого человека, а в принципе одно без другого просто невозможно, оно должно решать эту проблему на всех уровнях, а также всем миром. 

Ответственность за то, что от первого к выпускному классу их здоровье значительно ухудшается, приняла на себя российская школа. Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.

Дети  любят  предмет Информатику и от того, как учитель будет использовать все доступные для него методы преподавания, зависит их дальнейшее отношение к нему, как преподавателю и уроку. 

Различные формы работы с учащимися помогают избежать однообразия на уроках, монотонности, преждевременной усталости детей. Ведь, как известно, лучший вид отдыха – смена деятельности.

При составлении программ, используя такие формы работы, у ребят увеличивается количество шансов выполнить ее успешно, да и к тому же появляется больше уверенности, если рядом друг, с которым можно посоветоваться.  Во время их совместной работы оказание дозированной помощи  при затруднениях создает дополнительную ситуацию успеха.

Учитывая требования здоровьесберегающих технологий, для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы на уроке желательно проводить динамические паузы, после объяснения нового материала. 

Для снятия зрительной нагрузки во время работы в тетради или за компьютером  рекомендуется учащимся в течение всего урока, при первых симптомах усталости глаз, отводить взгляд вдаль на несколько секунд. После нескольких уроков у них формируется устойчивая привычка, которая в дальнейшем поможет сберечь остроту зрения. 

Структуру урока можно изменять в зависимости от вида и темы урока, этапов может быть различное количество, методов проведения может быть несколько, но приоритетным, остается выполнение таких условий: разнообразие видов деятельности, работа на компьютере не больше установленного времени и доброжелательная обстановка на уроке. Эти три условия помогают избежать усталости и сделать общение детей с компьютером более безопасным для здоровья. 


Полный текст материала Проект "Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Колосова Татьяна Владимировна  zvavi4
22.06.2018 0 185 11

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи

Ранее мы писали, что ученики лучше откликаются на те задания, которые вызывают эмоции. Особенно хорошо такими заданиями «разбавить» десятки однотипных заданий, на решение которых уходят часы домашней и классной работы. Почему бы вместо «Двух велосипедистов, выехавших из пункта А в пункт Б» не взять учеников Васю и Колю, выехавших с улиц Ленина и Кирова?

На наш сайт поступил вопрос от родителя: "Мой ребенок учится в первом классе. Когда дети пишут прописи или просто работают в тетрадках, учитель заставляет выделять орфограммы в слове другим цветом шариковой ручки. Для написания одного слова ребенок несколько раз меняет ручки (синяя, зеленая). Правильное это обучение?". Ответ дает учитель математики, пользователь нашего сайта. 

Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0