Обоснование использования компьютерных технологий для обучения школьников двигательным действиям на уроках физической культуры. (1)


Обоснование использования компьютерных технологий
для обучения школьников двигательным действиям
на уроках физической культуры. (1)

Информатизация образования в России — один из важнейших механизмов модернизации образовательной системы. Появление технических средств с колоссальными обучающими ресурсами влияет на организацию учебного процесса, увели¬чивая его возможности. Это приводит к появлению новых педагогических технологий, основанных на использовании современных компью¬терных средств.
И.В.Роберт (1994) считает, что преимущества компьютерных технологий заключаются в возможности организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу; индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности за счёт программируемости учебных программ; смещении процесса познания в сторону системного мышления.
Компьютерные технологии нашли широкое применение в образовательном процессе современной школы. Сейчас всё большее распространение получают так называемые электронные биб¬лиотеки — достаточно представительные базы данных образовательной информации, учебных компьютерных программ, электронные учебники. Последние являются доста¬точно новым видом учебных пособий, специально подготовленных для образования и самообразования на основе последних достижений мультимедийной техники и педаго¬гической науки.
В монографии Г.К.Селевко (2006) приводятся наиболее распространённые примеры использования компьютерных программ¬ных средств в общеобразовательных предметах:
Русский язык и литература. Программы-тренажёры: диктанты, изложения и со¬чинения. Проверка орфографии компьютером.
Математика. Формулы и расчёты в электронных таблицах. Обучающие про¬граммы по различным разделам и темам («Живая геометрия» и др.), программно-мето¬дические комплексы по математике («Алгебра и начала анализа», «Функции и графики», «Метод координат», «Симметрия» и др.). Предлагаются новые принципы изучения геометрии, химии, физики и биологии, где пространственные представления об изучае¬мых объектах и процессах их взаимодействия становятся исключительно важными.
Иностранные языки. Интерактивные курсы обучения иностранному языку, лек¬сические игры. Мультимедиатренажёры. Программно-методические комплексы по ан¬глийскому языку («English Grammatic», «General English», «Next Step», профессор Хиг-гинс, «Typingland», «Travelling» и др.). Особенно эффективны для самостоятельного изучения электронные учебники по иностранному языку.
Физика и астрономия. Обработка результатов экспериментов в электронных таблицах. Обучающие и моделирующие программы по различным темам («Живая физика», «Физический эксперимент», «Интерактивный планетарий» и др.).
Природоведение и биология. Классификация растений и животных с помощью баз данных. Программы, симулирующие развитие живых систем и биологические экспе¬рименты («Искусственная жизнь», «Фотосинтез» и др.). Биологические энциклопе¬дии: зоопарки, млекопитающие и др.
Химия. Классификация химических веществ с помощью баз данных. Программы, моделирующие химические эксперименты (обучающие программы «Химия-6», «Хи¬мия-7»).
География. Страноведческие базы данных (программы «Интерактивные глобусы и атласы», обучающие программы «География-5, 6, 7, 8»).
Экономика. Игровые программы, моделирующие экономические системы.
История. Программы — интерактивные энциклопедии по истории.
Черчение. Чертежи на компьютере. Системы автоматического проектирования САПР.
Изобразительное искусство. Компьютерное рисование в программных средах Draw, Pain-brash. Энциклопедии шедевров мирового искусства.
Музыка. Сольфеджио: звучание нот. Программы «Музыкальные инструменты», «Великие композиторы». Простые мелодии, композиция, аранжировка.
Технология. Обучение машинописи десятипальцевым методом. Программы практического обучения по специальностям.
Начальная школа. Обучение чтению. Орфография и каллиграфия с помощью компьютера. В арсенале программно-методических комплексов для начальной школы: «Обучение грамоте»; «Буква потерялась»; «СВАН»; «Пентамино»; «Кот учёный» и другие.
По мнению А.Г.Селевко (2002) информационно-компьютерные технологии приводят к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, обеспечивая: повышение эффективности и качества процесса обучения за счёт реализации средств ИКТ; обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обуславливающих активиза¬цию познавательной деятельности; углубление межпредметных связей за счёт использования современных средств обработки информации.
Несмотря на проводимую модернизацию образовательного процесса, предусматривающую использование инновационных технологий, существующие разработки по использованию компьютерных технологий в физическом воспитании носят, как правило, частный характер (создание баз данных школьников, мониторинг их физического развития и физической подготовленности, проектный метод) и не имеют широкого распространения (Борисова М.В. с соавт., 2006; Загайнов С.А., 2006; Гурьев С.В., 2007; В.Г.Зубовский, 2007) в практике физического воспитания.
Согласно программам по физическому воспитанию школьников (В.И.Лях, А.А.Зданевич, 2007; А.П.Матвеев, 2005 и др.), в основной школе закладываются основы техники специфических двигательных действий (бросок баскетбольного мяча, нападающий удар в волейболе, низкий старт в легкой атлетике, коньковый ход в лыжной подготовке и др.), которые будут востребованы на всем протяжении обучения в школе.
Общей задачей, по мнению Никитушкина В.Г., Губы В.П., Гапеева В.И. (2006), которая ставится на этом этапе, является овладе¬ние основой техники изучаемого двига¬тельного действия. Оно начинается с создания общего пред¬ставления об изучаемом движении путем демонстрации, объяснений и практического апробирования. В зависимос¬ти от сложности, движение изучается либо путем расчлене¬ния, или при целостном исполнении. Обучение начинается с ведущего звена техники. Если же ведущее звено существенно зависит от подготовительных фаз, вначале разучиваются эти фазы. Показ движений должен быть четким, с пояснением ос¬новных элементов. Указываются куда должно быть направлено то или иное движение, амплитуда движения и др.
Важно, что для освоения двигательных действий необходимо с са¬мого начала создать правильное представление о технике движений. Все то, что изучается вначале, закрепляется осо¬бенно прочно, и в последствии требуются огромные усилия для какого-либо переучивания.
Как же должен быть подготовлен учитель, чтобы создать такое представление о технике двигательного действия у школьника, чтобы в последствии его не надо было переучивать. Студент физкультурного колледжа, вуза, как правило, специализируется по одному - двум смежным видам спорта. Так выпускник-волейболист сможет продемонстрировать технику других игровых видов, лыжник блеснуть знаниями по легкой атлетике, легкоатлет показать гимнастические упражнения. И порой, пока начинающий учитель приобретет знания, необходимые в той или иной школе, с учетом сложившихся традиций, наличия инвентаря проходит время, а школьники приобретают неправильные представления о двигательных действиях. Такие же трудности могут возникнуть у возрастных педагогов, где причинами нечеткого показа могут стать старые травмы, болезни, лишний вес и др. Все эти трудности в эпоху XXI века могут быть решены с помощью компьютера.
Следовательно, наша цель - найти применение компьютерным технологиям в процессе физического воспитания школьников как средству методической поддержки учебного процесса.
Для достижения поставленной цели надо решить следующие задачи:
1) провести анализ использования компьютерных технологий в образовательном процессе школы;
2) разработать технологию применения компьютерных средств в физическом воспитании и выявить их конкретную методическую функцию;
3) апробировать технологию на практике и выявить эффективность использования компьютерных технологий в физическом воспитании школьников.
Сегодня функциональные возможности многих современных средств информатики значительно опережают их применение в учебном процессе, в частности по физической культуре. Опираясь на исследования Г.К.Селевко (2006) в области информационно-коммуникационных технологий, мы сделали попытку по формированию концептуальных положений данной технологии, а также по определению последовательности действий учителя физической культуры и учащихся на занятиях с использованием компьютера.
Концептуальные положения данной технологии.
1.Компьютерные средства повышают эффективность процесса обучения школьников двигательным действиям, вследствие формирования идеального представления о двигательном действии.
2. Компьютерные средства обучения применяются там, где они имеют конкретную методическую функцию.
3. Основной принцип: дать ребёнку столько материала, сколько он сможет усвоить.
Полный текст материала Обоснование использования компьютерных технологий для обучения школьников двигательным действиям на уроках физической культуры. (1) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Таран Аркадий Анатольевич  taran
09.10.2009 1 10137 1212

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК