Статья "Исследовательская деятельность учащихся на уроках химии как средство творческого развития личности учащихся"


Исследовательская работа на уроках химии мною используется среди подростков 15-17 лет. Ребята в этом возрасте не любят механическое заучивание. Необходимо применять методы, развивающие творчество, самостоятельность в поиске знаний. Исследовательская деятельность именно та организация учебной работы, при которой учащиеся осваивают элементы научных методов, овладевают умением самостоятельно добывать новые знания, планировать поиск, и применять знания по экологии и химии в реальной жизни. В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логически, научно, творчески, испытывают уверенность в своих возможностях.

Необходимыми условиями для творческой научно-исследовательской деятельности учащихся являются: 

  • Организация непрерывного экологического образования и воспитания на всех ступенях учебного процесса; 
  • Организация индивидуальной творческой активности учащихся в процессе экологического образования, которая включает участие в профильных экологических конференциях, 
  • Оценка и поощрение результатов творческой деятельности учащегося, повышающие его самооценку и роль в коллективе.

Введение при изучении химии уроков-исследований с творческой  направленностью – процесс поэтапный.

Первым этапом для осуществления исследовательской работы является работа с дополнительной литературой. Учащегося, прежде всего, необходимо научить проанализировать, осмыслить материал, проявить мысленную активность в его усвоении.

Вторым этапом является написание докладов, рефератов, правильное оформление практической работы. Эта работа формирует умение держать себя перед публикой, ребята учатся самостоятельности мышления, подбирать дополнительную литературу по теме, находить в ней нужную информацию.

Третий этап – проведение практических работ. Они позволяют ребятам самим побывать в роли экспериментатора и учат проводить элементарные научные исследования. 

И последний этап – уроки-исследования, которые включены в рабочую программу. Исследовательская работа построена по плану:

  1. Предварительный этап: определение того, что необходимо знать об исследуемой  проблеме. Выяснение источника проблемы. Определение цели исследования и путей её решения.
  2. Исследовательский этап: изучение теории или предлагаемой проблемы на практике, проведение лабораторных, устных исследований, опросов, работа с дополнительной литературой. Затем – планирование эксперимента на основе теоретических знаний и практических умений и проведение эксперимента.
  3. Заключительный этап. Оформление работы, выступления учащихся, обсуждение.

В ходе изучения химии в 10-11 классах мною разработаны и проводятся такие уроки исследования как, например, «Растворение – физико-химический процесс», «Определение пластмасс и волокон», «Мыла и моющие средства», РН среда растворов разной природы. В ходе изучения раздела «Химия в быту» проводятся уроки, в ходе которых, школьники учатся применять на практике полученные знания по химии для решения бытовых проблем: «Контроль качества продуктов питания», «Анализ минеральной воды и прохладительных напитков», «Препараты бытовой химии в нашем доме», «Химические средства защиты растений и экология».

Практические работы
В целях организации исследовательской деятельности учащихся на уроках химии мной были разработаны методики исследований или изменены и адаптированы уже существующие лабораторные работы. Причем, исследовательская деятельность, хотя и имеет экологическую направленность, предполагает использование не только лабораторных, практических занятий и, но и работу с дополнительной литературой.

Задания, предлагаемые школьникам, имеют проблемный характер и предполагают различные решения.

В практической части будут предложены к рассмотрению несколько проведенных мной занятий-исследований по плану: 

  1. Название
  2. Место в учебно-тематическом планировании.
  3. Цель.
  4. Оборудование и материалы.
  5. Обоснование целесообразности проведения данного исследования и краткое описание методики.
  6. Анализ проведенной работы, выводы.

Планирование проведения исследовательской работы учащихся в курсе «Органическая химия»:

Тема: « Природные источники углеводородов и их переработка».

В ходе изучения этой темы происходит знакомство с нефтью и нефтепродуктами. Необходимо рассмотреть не только их положительную роль в жизни человека, но и отрицательное влияние в качестве загрязнителей. За несколько уроков, заранее предлагаю учащимся составить проекты по экологической безопасности добычи и переработки нефтепродуктов. Обучающиеся в ходе исследовательской работы: «Влияние нефти на живые организмы» самостоятельно приходят к выводу о пагубном влиянии нефти и нефтепродуктов на многие живые организмы.

Тема: « Металлы».
Провожу урок в 10 классе по биологии, используя технологию исследования. Учащиеся исследуют из различных источников (дополнительная литература, учебник, Интернет) наличие металлов в организмах живой природы. Рассматривают их количество и роль. Можно провести исследовательскую работу: «Влияние ионов металлов на живые организмы». При изучении этой темы, связать  раскрытие двойственного влияния ионов металлов на природу в зависимости от концентрации в окружающей среде. Также проводится работа по выяснению влияния продуктов коррозии металлов на водную растительность. Коррозия металлов рассматривается как результат и фактор загрязнения окружающей среды.

Тема: « Неметаллы».
Эту тему можно рассматривать с экологической стороны. В ходе исследовательской работы: «Оксиды неметаллов» эти соединения рассматриваются как загрязнители природной среды.  Происходит знакомство с понятием «кислотные дожди», их природой, ущербом, который они наносят природе и объектам окружающей среды: металлическим конструкциям, бетонным сооружениям. Учащиеся приходят к выводу, что экономически более выгодно предотвратить загрязнение, чем восстанавливать разрушенное. Вводятся новые понятия: «экологически безвредные», «безотходные» технологии.

Тема: « Роль химии в жизни общества». 11 класс.
Исследовательская работа: «Вода – основа жизни» связана с вопросами влияния хозяйственной деятельности человека на круговорот воды и изменении основных показателей водной среды в связи с её загрязнением.

Урок в теме: «Вода – основа жизни»  11 класс.
Цели и задачи: 

  • обобщение и закрепление теоретических знаний, полученных в ходе изучения химии и биологии.
  • познакомить с современными способами очистки воды, научить простым способам определения качества питьевой воды.
  • показать влияние хозяйственной деятельности человека на круговорот воды.
  • развивать умение самостоятельно решать экологические задачи.
  • воспитание бережного отношения к окружающей среде и своему организму.

Материалы: дополнительная литература, образцы воды из различных источников, образец бытового фильтра для воды, химические стаканы (200 мл), индикаторная бумага.

Последние десятилетия человек активно улучшает качество своей жизни: растет промышленность, увеличивается количество бытовых приборов и т. д. Всё кажется замечательным, но так ли это на самом деле? Увеличение отходов производства ведет к ещё большему загрязнению окружающей среды: разрушается озоновый слой, увеличивается концентрация вредных газов и веществ в биосфере. Предприятия сбрасывают в водоемы вредные вещества, многие водоемы заболачиваются, так как нарушается круговорот воды. В наши дома попадает недостаточно очищенная вода по старым трубам. К сожалению, жители многих районов России, где вода всегда была в достатке, не в полной мере осознают эту проблему. Несмотря на то, что вода самое распространенное на Земле вещество, запасы пресной воды ограничены. Демографы считают, что когда население достигнет 20 млрд. человек (примерно к 2100 году) запасов пресной воды будет недостаточно. Уже сейчас из-за неравномерного распределения источников пресной воды на планете во многих регионах ощущается её дефицит. Основными потребителями пресной воды являются:  сельское хозяйство (70%) промышленность (20%) коммунальное хозяйство (10%). Вода, централизованно поступающая в водопроводную сеть городов, должна соответствовать государственному стандарту. В большинстве природных источников вода не отвечает требованиям стандарта, поэтому её очищают на специальных водоочистных станциях.

Вода – это уникальное природное вещество. Она является участником биохимических реакций, внутренней средой организма. Без воды невозможно существование живых организмов на нашей планете, поэтому её необходимо беречь и охранять.

Методика проведения:
На проведение работы отводится два урок. Заранее трем-четырем учащимся предлагается составить проекты по темам: «Основные виды очистки воды», «Жесткость воды», «Способы очистки воды в г. Облучье»

Урок начинается с того, что преподаватель проводит краткий обзор темы с целью углубления знаний учащихся о воде: её строении, свойствах, значении. Раскрывается роль воды на Земле, рассматривается круговорот воды в природе. Внимание учащихся акцентируется на негативных последствиях хозяйственной деятельности человека на источники воды и, как следствие, на качество питьевой воды.

Исследовательская работа проводится по двум направлениям:

  1. Сравнение качества воды по некоторым параметрам: цвет, запах, прозрачность, кислотность, наличие осадка.
  2. Сравнение воды различной степени жесткости.

Учащиеся разбиваются на 4 группы.

Опыт №1. Сравнение качества воды
Цель: определить и сравнить качество питьевой воды из различных источников.

Материалы: образцы воды: из водоема (пруд), водопроводная вода, вода, прошедшая очистку через фильтр; химические стаканы, кольцо из проволоки, индикаторная бумага, цилиндр.
Ученики наливают в стаканы воду из различных источников, проводят исследования по плану:

  1. Запах воды зависит от биологических и химических загрязнителей, его оценивают по шкале (табл. №1). Различают травянистый, болотный, гнилой, тухлый, затхлый, землистый запахи; запахи химических веществ: хлорный, горюче-смазочных материалов.
  2. Цвет и прозрачность: если видны изменения в цвете воды (стакан ставят на чистый лист белой бумаги), то их описывают словом: зеленоватый, светло-коричневый и т. д.

Прозрачность зависит от количества взвешенных частиц органического и неорганического происхождения, определяется следующим образом: на дно цилиндра кладут кольцо из проволоки (или рисуют черным карандашом) и доливают воду до тех пор, пока кольцо видно. Высота столба воды (см), при которой кольцо становиться невидимым, и является мерой прозрачности.

3) рН среды: для определения используют индикаторную бумагу. Цветность определяется в сравнении с эталоном чистой воды (после фильтрации).
Группа учащихся после проведения работы оформляет таблицу в тетрадях и 1 человек на доске (табл. №2).
      
Опыт №2. Сравнение жесткости различных образцов воды
Цель: определить и сравнить жесткость воды.
Материалы: образцы воды различной жесткости: водопроводная некипяченая и кипяченая, дождевая, кусочки хозяйственного мыла, пробирки.

Ход работы:
В три пробирки наливают 3 образца воды по 10-15 мл:

  • водопроводная некипяченая,
  • водопроводная кипяченая,
  • дождевая или снеговая вода.

В каждую пробирку бросают кусочек мыла и сильно встряхивают пробирку (около 5 минут). Дают, отстоятся и описывают внешний вид полученных растворов: есть ли осадок в виде хлопьев, много осадка или мало, раствор почти прозрачный и т. д. результаты заносят в таблицу (табл. №3), которую оформляют на доске и в тетрадях.

После проведения всей работы (около 25 минут) обсуждаются результаты опытов. Группа, проводившая опыт №1, кратко сообщает о результатах своей работы по таблице. Затем преподаватель говорит о требованиях по государственному стандарту к питьевой воде: запах - не более 2, прозрачность – не менее 30 см, бесцветна; кислотность – от 6,9 до 9,5 рН. Ребята делают вывод о том, какую воду из этих образцов можно пить, а какую нужно подвергать дополнительной очистке. Затем заслушивается доклад на тему: «Способы очистки воды». Учащиеся оценивают достоинства и недостатки хлорирования и озонирования, обсуждается необходимость применения дополнительной очистки с помощью бытовых фильтров.

Необходимо обратить внимание ребят на степень загрязнения природного источника – пруда, обсудить в связи, с чем оно возникло, к чему уже привело и может привести в дальнейшем.

Опыт №2: заслушивается доклад о жесткости воды, в ходе которого учащиеся отвечают на вопросы (карточки на столах):

  1. Что такое жесткость воды и от чего она зависит?
  2. В какой воде лучше растворяется мыло?
  3. Какую воду лучше всего использовать для стирки, умывания?
  4. Почему в жесткой воде мыло плохо растворяется?
  5. Как снизить жесткость воды доступными средствами?

Затем обсуждаются результаты работы группы. Ребята делают вывод о том, какая вода лучше подходит для мытья рук, стирки и т. д.

Подводится общий итог: как можно определить доступными способами качество питьевой воды, жесткость; что из проделанного на уроке можно применить на практике в своем доме. Учащиеся выдвигают предложения о том, как можно защитить водоемы от загрязнений, методы очистки.

Форма работы: работа в группах по 10 человек (по выбору учащихся) с последующим обсуждением.

Анализ. При проведении таких уроков заинтересованность была у всех ребят. Во время проведения работы и на обобщении ребята были удивлены своими возможностями. Потому, что большинство из них воспринимали химию как чисто теоретический, не связанный с жизнью предмет. Использованная мной деятельность, при минимуме материальных затрат, дала возможность детям понять, что полученные знания можно применять на практике. Ребята научились проводить элементарные исследования, которые пригодятся в повседневной жизни, задумались о последствиях хозяйственной деятельности человека и о том, как это отражается на здоровье человека.

При проведении работы вызвало затруднение определение цвета, запаха, так как эти показатели являются довольно субъективными, и у каждого учащегося может быть свое мнение. Поэтому при проведении опытов необходимо ненавязчивое и тактичное участие преподавателя в те моменты, когда возникают разногласия в группе, чтобы ребята могли прийти к единому мнению.

Необходимо включать доклады на тему: «Методы очистки природных водоемов», «Охрана водоемов».

Положительным было то, что в обсуждении принимали участие все учащиеся, среди них не было равнодушных. Ребята активно предлагали меры по охране морей, озер и т. д. многие сами стали проводить элементарные природоохранные мероприятия (очистка реки от мусора) и проверили качество питьевой воды в своих домах.

После анализа результатов, были сделаны выводы:

  1. Проведение подобных уроков активизирует все виды деятельности учащихся, заставляет задуматься над глобальными проблемами и занять активную позицию при их решении. Учащиеся приобретают практические умения и навыки. 
  2. Происходит развитие общеучебных навыков, интереса к предмету.

Урок исследование: «МЫЛА» 10 класс
I часть (ВВОДНАЯ БЕСЕДА)
Учитель: Добрый день, уважаемые коллеги! Да, да, именно коллеги. Ведь вы, так же как и я, пришли сюда постигать основы химии.
Сегодня мы займемся поиском истины, поработаем в творческой лаборатории. На ваших столах находятся «путеводители», в которых вы будете делать записи. Они останутся у вас после урока и будут служить вам основой для выполнения домашнего задания.

Ну а чтобы подготовиться к сегодняшнему исследованию, выполним тренировочное задание № 1 (стр. 4). Оно поможет вам вспомнить формулы некоторых органических соединений, которые пригодятся нам на уроке.

В левом столбике таблицы предложены названия органических соединений, а в правом – их соответствующие недописанные формулы («полуфабрикаты»). Ваша задача – дописать недостающие функциональные группы в формулы веществ.

Проверим ответы (работа с интерактивной доской на слайде 2).

II часть (ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ)
Итак, мы в творческой лаборатории. 
Любое исследование строится по определенной траектории (схеме). Слайд 3
Как видно из схемы, в основе исследования лежит проблема, на основе которой формулируется цель и задачи работы.

Для того, чтобы определить проблему, которую нам сегодня предстоит решить, предлагаю посмотреть фрагмент известного мультипликационного фильма (Слайд 4).
Просмотр фрагмента мультфильма «Мойдодыр», картина  «Прачки»
Какую проблему затрагивает данный мультфильм? И автор картины?
Проблему грязных рук, отмывания грязи, красные опухшие руки женщин.
И какое средство решения данной проблемы предлагают авторы?
Мыло.
Это вещество и будет служить объектом сегодняшнего исследования. Тема нашего занятия «Мыла». Впишите ее в титульный лист своего путеводителя.
Итак, авторы предлагают решить проблему грязных рук средствами мыла. Какой проблемный вопрос здесь возникает?
Почему мыло моет?
По мере продвижения нашей работы мы будем заполнять логико-смысловую модель, которая заменит вам краткий конспект (стр._5_ тетради). 


Цель: Рассмотреть особенности строения и свойств мыла, определяющие его моющую способность.
А теперь сформулируем задачи, которые служат этапами нашей работы.

  1. Рассмотреть состав
  2. Строение молекулы мыла.
  3. Изучить его свойства.
  4. Способы получения мыла.
  5. Воздействие мыла на организм человека.

Заполнение названий стрелок в ЛСМ согласно сформулированным задачам.
Работа с интерактивной доской.

III часть (РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ)
Для решения проблемного вопроса, который мы с вами поставили, нам придется решить несколько проблемных задач. Вот одна из них: Почему при попадании мыла в глаза мы испытываем неприятное ощущение? Почему краснеют и опухают руки при долгом использовании мыла?
Вероятно, влияет среда раствора (кислая или щелочная).
Ответить на этот вопрос нам поможет химическое свойство мыла – гидролиз.
Вспомнить: Гидролиз – это взаимодействие веществ с водой.
Определить среду раствора мыла вы сможете, проведя опыт № 1, воспользовавшись рекомендациями (стр. _6_). Работа проводится в парах. Время работы 1 минута.
Обратите внимание, что для достоверности результатов исследования мы предложили вам образцы разных видов мыла (слайд 6).
Не забывайте о правилах техники безопасности при проведении эксперимента!
Индикаторная бумага посинела, следовательно, среда щелочная. Значит, при гидролизе мыла образуется щелочь.
Какие катионы металлов образуют щелочь?
Ионы натрия, лития, калия (щелочных металлов).
А как определить их наличие в растворе? (по окрашиванию цвета пламени)
Демонстрационный опыт:
Мы вносим медную проволоку, смоченную раствором жидкого мыла, в пламя спиртовки. В какой цвет оно окрашивается? 
Фиолетовый.
О наличии каких катионов это свидетельствует?
Катионов калия (K+).
Мы вносим раствор твердого мыла в пламя спиртовки. В какой цвет оно окрашивается? 
Желтый.
О присутствии каких катионов это свидетельствует?
Катионов натрия (Na+).

Вывод: в состав твердого мыла входят ионы натрия, в состав жидкого – ионы калия. (Заполните, пожалуйста, соответствующую стрелочку ЛСМ). 
Как влияет щелочь на кожу рук, почему при работе с щелочью мы должны соблюдать ТБ?
Щелочь разъедает кожные покровы.
Для того, чтобы рассмотреть вторую составную часть молекулы мыла, ознакомимся со способом его получения.

В основе получения мыла лежит реакция щелочного гидролиза жиров (сложных эфиров глицерина и высших карбоновых кислот).
В специальных ёмкостях (варочных котлах) нагретые жиры омыляют щёлочью (обычно гидроксидом натрия). В результате реакции образуется однородная вязкая жидкость, густеющая при охлаждении — мыльный клей. 
Основываясь на формулах исходных веществ, составьте формулы продуктов реакции. Не забывайте, что ключевое слово в данном процессе - гидролиз. Механизм обменный. Молекула исходного вещества должна распасться на составные части, которые дополнятся соответствующими частицами. Каковы продукты данной реакции?
глицерин и соль карбоновой кислоты

Предлагаю сформулировать вывод о составе мыла.
Вывод: Мыла – это соли высших карбоновых кислот. (Запишите определение на стр. 6 и заполните ЛСМ).
Чаще всего для получения мыла используют тристеарат глицерина.
В рабочей тетради допишите уравнение соответствующей реакции - задание № 2 (стр. _6_). Работа индивидуальная.
Проверим результаты (слайд 8).

РЕЛАКС
Без какого вещества, на ваш взгляд, трудно представить хозяйственную деятельность мыла? Без воды. Вот и вам предлагаю немного расслабиться, закрыть глаза и представить капельки воды, звенящие, переливающиеся на солнышке. (Закрыть шторку слайдовой).
Итак, мы приближаемся к решению поставленного нами в начале урока проблемного вопроса «почему мыло моет?». 
Химия – удивительная наука. Она позволяет судить о невидимых процессах и веществах благодаря моделированию.
Рассмотрим модель молекулы мыла (Слайд 9).

Молекула мыла состоит из двух частей: большого углеводородного радикала, обладающего водоотталкивающими свойствами (гидрофобными), и полярной карбоксильной группы, растворимой в воде (гидрофильная часть). Подобная схема дана в путеводителях на стр. 8. (Заполнение ЛСМ, стрелка № 2)

Вода, с которой приходится соприкасаться мылу, обладает целым рядом удивительных свойств (способностей), одним из которых является поверхностное натяжение.

Проблемный вопрос: Как вы думаете, как поверхностное натяжение влияет на моющую способность воды?
Благодаря поверхностному натяжению вода сама по себе является чрезвычайно плохим смачивателем, и поэтому не может обеспечить эффективный моющий процесс.

В чем заключается «работа» мыла?
Оно уменьшает поверхностное натяжение.
В качестве доказательства этой гипотезы предлагаю посмотреть видео-опыт.
Видео-опыт (Слайд 10): в чашку Петри на поверхность воды поместили небольшое количество детской присыпки. Добавили несколько капель раствора мыла. Частички присыпки «разбегаются» в разные стороны.

Чтобы рассмотреть процесс отмывания грязи, что называется, изнутри, ознакомимся с анимационной моделью.
Молекулы мыла гидрофобными концами присоединяются к частичке грязи, гидрофильными концами – к молекулам воды.
За счет уменьшения поверхностного натяжения воды происходит отрыв грязевой частички от субстрата и выталкивание ее в раствор. Поэтому стоит только немного приложить усилий (ручная стирка или машинная), и субстрат очистится от грязевых частиц.

Теорию моющего процесса создал наш соотечественник, Герой Социалистического Труда академик Петр Александрович Ребиндер. Слайд 12
Мы ответили на главный вопрос «почему мыло моет?». Анализ ЛСМ (слайд 13)
А какое воздействие на человеческий организм оказывает мыло?
Положительный эффект обусловлен моющей способностью (смывает грязь, лишний жир, пот и др. вещества с поверхности кожи, волос), тем самым защищая нас от воздействия бактерий, для которых это благодатная среда для размножения.

Но… Есть и отрицательное воздействие.
Во-первых, при гидролизе мыла образуется щелочь, вредно действующая на кожу. Во-вторых, многие добавки, содержащиеся в мылах, могут вызывать аллергическую реакцию на коже за счет различных добавок.
Качество того мыла, которое имеется у вас дома, вы сможете определить, проанализировав состав и сравнив его с имеющимися данными о вредном влиянии некоторых компонентов в таблице № 1 стр. _10_.

Проблемный вопрос: Как сделать мыло не только моющим, но и полезным для кожи?
Необходимо помимо жирных кислот включать в состав мыла лечебные экстракты. Например, душистое полезное мыло со свежим мёдом, с маслом оливы и цветками календулы. Действие: максимально увлажняет кожу, делает её гладкой и бархатистой, запах мёда действует успокаивающе на нервную систему.

В домашних условиях можно сварить хорошее мыло на основе детского или хозяйственного.
В рабочей тетради вам предлагается рецепт «апельсинового» мыла (стр. 8). Вы можете менять его состав в зависимости от вашей фантазии.

IV часть (ИТОГИ. РЕФЛЕКСИЯ)
Подведем итог нашей работы. Проверьте и дополните, если это необходимо, стрелочки логико-смысловой модели (ЛСМ) Мы ставили перед собой проблемный вопрос «Почему мыло моет?». Какие варианты ответов на него вы сейчас можете предложить?
Ответы: 

  • За счет гидролиза молекул с образованием щелочной среды.
  • За счет уменьшения поверхностного натяжения воды молекулами мыла.
  • За счет способности молекул мыла обволакивать частички грязи и перемещать их с поверхности субстрата.

И еще несколько проблемных вопросов. (стр._9_).

  • Почему во все лосьоны для очистки кожи лица, помимо веществ, растворяющих кожное сало и удаляющих загрязнения, обязательно добавляют слабые кислоты?

При гидролизе мыла образуется щелочной раствор, неблагоприятно влияющий на кожу. Для его нейтрализации используют слабые кислоты.

  • Где расходуется больше мыла: в мягкой или жесткой воде?
  • Больше мыла расходуется в жесткой воде, т.к. при взаимодействии с ионами кальция образуются нерастворимые соли.
  • Почему людям с повышенной жирностью кожи лица и головы врачи-дерматологи рекомендуют умываться и мыть голову жидким мылом или «зеленым мылом»?
  • Калиевые соли высших карбоновых кислот по сравнению с натриевыми лучше растворяются в воде и поэтому обладают более сильным моющим действием.
  • Почему мыло плохо мылится в морской воде?

Морская вода в большом количестве содержит ионы магния и кальция, которые образуют нерастворимые соли карбоновых кислот.

Вопрос № 5 вам предлагается рассмотреть дома. Отвечая на него дома, дополните стрелочку «Химические свойства» ЛСМ.
Мы хорошо с вами потрудились. (Анализ работы)

Рефлексия: Английский писатель Марк Твен сказал: «Мыльный пузырь – самое изысканное чудо природы». Предлагаю немного почудить. Если у вас хорошее настроение, если вам понравилось наше исследование, пускайте мыльные пузыри.

При выборе тех или иных методов обучения необходимо прежде всего стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося.


Полный текст материала Статья "Исследовательская деятельность учащихся на уроках химии как средство творческого развития личности учащихся" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кожемякина Татьяна Владимировна  eget
18.06.2018 0 327 15

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи

Ранее мы писали, что ученики лучше откликаются на те задания, которые вызывают эмоции. Особенно хорошо такими заданиями «разбавить» десятки однотипных заданий, на решение которых уходят часы домашней и классной работы. Почему бы вместо «Двух велосипедистов, выехавших из пункта А в пункт Б» не взять учеников Васю и Колю, выехавших с улиц Ленина и Кирова?

На наш сайт поступил вопрос от родителя: "Мой ребенок учится в первом классе. Когда дети пишут прописи или просто работают в тетрадках, учитель заставляет выделять орфограммы в слове другим цветом шариковой ручки. Для написания одного слова ребенок несколько раз меняет ручки (синяя, зеленая). Правильное это обучение?". Ответ дает учитель математики, пользователь нашего сайта. 

Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0