Из опыта практического применения деловых игр на уроках «Менеджмент» по теме «Принятие управленческого решения»


Бюджетное образовательное учреждение Чувашской Республики

среднего профессионального образования

«Чебоксарский электромеханический колледж» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики














Из опыта практического применения деловых игр

на уроках «Менеджмент»

по теме «Принятие управленческого решения»


















Автор:

Шепелина Екатерина Германовна преподаватель

экономических дисциплин








2013

Введение


Деловая игра – это тот инструмент, с помощью которого значительно облегчается и качественно улучшается восприятие теоретического материала. Студент получает практические навыки в применении полученных знаний. Деловая игра – это творческий процесс, поэтому ситуация может сложиться непредсказуемо, по новому. Студент учится адаптироваться к ситуации, принять грамотное решение. Поэтому моя задача показать как с помощью деловой игры можно научиться принимать сложные управленческие решения.

Технология проведения деловой игры по дисциплине Менеджмент


Каждый человек принимает решения. Физиологические: Что съесть, как одеться, Безопасность: Не сменить ли работу, Социальные: как вести себя в конфликтной ситуации, Уважения: Потребовать установить современную технику необходимую для работы, Самореализация: Попробовать свои силы во Всероссийском конкурсе проектов.

На работе в ЧЭМК сотрудники разных уровней ежедневно сталкиваются с проблемами, требующими принятия решений:

Преподаватели: Что делать с опаздывающими студентами, как поступить с нарушителями дисциплины на уроке и хамами, как разрешить конфликт между студентами в ходе урока, ставить ли 2 и возможно автоматом 5 и т.д.

Зав отделениями и деканы: Как общаться с разгневанными родителями, дать ли еще 153 шанс отстающему студенту,

Администрация: кому дать премию или лучше вообще не давать, принять ли на вакантную должность преподавателя или раскидать часы между своими.

Решении бывают простыми , требующими ответ на вопрос: да или нет и сложными. Здесь важно понять природу решения.

Решения бывают: возможными, правильными и оптимальными.


Проделаем следующее упражнение.

Представьте себе вполне обыденные управленческие ситуации:

  1. Ваш подчиненный обратился к вам с заявлением о повышении зарплаты, предупредив, что в случае отказа он уволится.

  2. Вышестоящий руководитель не утвердил предложенную вами кандидатуру вашего заместителя.

  3. Вышестояший руководитель сделал Вам справедливое замечание, но в присутствии Ваших подчиненных.

  4. Вы вызвали подчиненного на определенное время, а он опоздал на 20 минут.

Вы - руководитель, вам предстоит решать и действовать.

Задание: подумайте и предложите управленческие решения, ко­торые, как вам представляется, могут быть приняты в каждой из си­туаций. При этом не ограничивайте себя проблемой выбора, не за­думывайтесь над тем, хорошее или плохое решение вы предлагаете (возможно вы лично никогда так не поступите в реальной ситуации). На этом этапе нас интересует исключительно количество решений, а не их качество.

Пришло решение в голову - запишите и номер поставьте.

У вас мало времени, только по пять минут на каждую ситуацию. Поэтому пишите коротко, ключевыми словами. Представьте, что вы отправляете телеграмму, где за каждое слово надо платить. Время пошло.

Управленческие ситуации неповторимы, так как создаются разными людьми, в разное время, при различных обстоятельствах. Попытки механически воспроизвести, повторить свои прежние успешные действия, свой собственный позитивный опыт (а тем более "чужой) обречены на поражение, если это делается без учета изменений и перемен в ситуации, Вспомните литературного героя - Шуру Балаганова из романа И.Ильфа и Е.Петрова "Золотой теленок".

В современном понимании Шура Балаганов - бомж (гражданин без определенного места жительства и занятий). Работать он не желал, а пить и есть хотел. Свои житейские потребности Шура удовлетворял посильным образом: тащил все, что плохо лежало. Это был его жизненный принцип, установка, стереотип поведения и действий.

Так продолжалось долго, но однажды ситуация в корне изменилась. Шура неожиданно получил "премию" - 50 тыс. рублей. Он стал богачом. Это были огромные деньги, особенно на фоне его собственных расчетов: ему "для полноты счастья достаточно 6400".

С карманами, набитыми деньгами, Балаганов едет в трамвае и видит, что у тетки кошелек "плохо лежит", сам в руки просится. Срабатывает укоренившийся принцип поведения и действий, Шура "механически" лезет за кошельком. Бдительные пассажиры поднимают тревогу, и ведут воришку в милицию...

Вот печальный финал, когда в конкретной ситуации видят одно-единственное решение.


Теперь надо сделать второй шаг: из всех возможных решений выбрать правильные.

Критерий выбора правильных управленческих решений такой: надо знать цель, предвидеть последствия решений и выбирать те, которые позволяют достигнуть цели и отвечают управленческой ситуации.


Теперь надо сделать третий шаг: из правильных решений следует выбрать оптимальное.

Правильные и оптимальные решения - понятия близкие, но не идентичные. Правильные решения - те, которые отвечают поставленной задаче, определенной цели. Правильное решение ведет к цели, но путей к цели может быть несколько. Оптимальное решение ("оптимус" по латыни - "наилучший") - это значит лучшее из правильных (допустимых, приемлемых) решений, "лучший из лучших" путь к цели.

Известны пять стандартов - критериев выбора оптимального управленческого решения

Правовой критерий

Экономический критерий

Критерий перспективы

Морально-психологический критерий

Критерий укрепления авторитета и власти




Деловая игра – это тот инструмент, с помощью которого значительно облегчается и качественно улучшается восприятие теоретического материала. Поэтому моя задача показать как с помощью деловой игры можно научиться принимать сложные управленческие решения. Участники работают в условиях мозгового штурма в малых группах по 4-6 человек, где каждый выполняет свою роль .

Деловая игра улучшает обмен идеями в группе обучаемых, помогает освоить правила ведения дискуссии. В ходе дискуссии проблема рассматривается объективно, со всех сторон, каждый участник имеет право аргументировано объяснить свою позицию, анализирует, подводит к более точному пониманию проблемы.

Ход проведения деловой игры:

1 этап : преподаватель объясняет условия игры, ставит задачу.

2 этап: выбирается руководитель и группа разбивается на 4 команды по 5-7 игроков.

3 этап: игроки в течении 5 минут выстраивают аргументы в защиту своего решения.

4 этап: происходит дискуссия игроков с руководителем.

5 этап: руководитель выбирает решение.

6 этап: преподаватель рассказывает технологию выбора оптимального решения.





Условия игры:

Вы –руководитель небольшой фирмы, которая занимается выпуском медицинского оборудования. Качество медицинской техники хорошее, правда оно уступает импортным аналогам по некоторым показателям. Зато цены на отечественную продукцию ниже иностранных, но все равно заказы получить очень сложно.

У руководителя есть 2 заместителя.

Первый, его фамилия Старцев, ему осталась пара лет до пенсии. Работает с руководителем со времен основания фирмы. На него можно положиться во всем. Если руководитель уезжает, то при Старцеве фирма работает как часовой механизм. Единственный его недостаток – Старцев предельно осторожен и никогда не рискует.


Второй заместитель пришел на фирму несколько лет назад. Его фамилия Молодцов. Он получил блестящее образование, начитался западных книг и постоянно предлагает что нибудь изменить. Он очень инициативен, предлагает рисковые идеи. Он идеалист и руководитель частенько его осаживает, так как тот не знает реальной обстановки. Но иногда, руководитель реализует его идеи и фирма делает резкий скачок вверх в своем развитии.


Однажды руководитель приходит домой, а жена говорит, что он 5 лет не был в отпуске, всех денег не заработаешь, здоровья не купишь и она купила путевки на канарские острова на 21 день. В случае отказа развод и девичья фамилия. Руководитель оценил обстановку на фирме и принял решение уехать. Но впервые вместо себя он оставил не Старцева, а Молодцова.


На 11 день своего пребывания на Канарах руководитель получает факс от Старцева следущего содержания: «Молодцов затеял на фирме перестройку, ряд заказов может быть поставлен под угрозу срыва. На фирме зреет конфликт».


Руководитель в расстроенных чувствах идет на пляж, а на пляже находитесь все вы.


Задача для групп: Каждая группа получает свой вариант решения, отличный от других. Необходимо придумать аргументы в защиту вашего решения. Даже если вы не согласны с решением, нужно найти достоинства этого варианта. Затем вы должны попытаться убедить руководителя поступить именно так в сложившейся ситуации.


Задача для руководителя: Вам необходимо все время ставить под сомнение каждый аргумент решения. Выискивайте недостатки решения. И затем когда в результате дискуссии выскажутся все участники Вам необходимо принять решение как поступить в данной ситуации.

Возможные решения по данной ситуации:





    1. Связаться с Молодцовым и немедленно прекратить перестройку. Напомнить ему, что по результатам деятельности будет строиться вся его дальнейшая карьера. Но при этом Молодцов так и остается исполняющим обязанности руководителя.





    1. Дать Молодцову довести начатое дело до конца. Не вмешиваться.






    1. Дать факсом приказ « Назначить исполняющим обязанности руководителя Старцева, а исполняющим обязанности зама – Молодцова. Т.е. поменять их местами.





4.Отпуск прервать, вернуться на предприятие и действовать по обстановке.


Надо всегда помнить, что принятие решения в реальной жизни зависит от способности отделять существенное от несущественного. Также нельзя однозначно ответить на вопрос хорошее или плохое решение было принято.

Заключение


Деловые игры - метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных ситуациях путем игры по заданным правилам группы людей или человека и компьютера. Их можно применять не только для обучения, но и для научно-исследовательских целей, выработки управленческих решений.

Материалом для проведения урока – деловой игры послужила книга «Полководец знает свой путь», автором которой является безгранично уважаемый мной Терентьев Владимир Константинович. Как преподаватель, я могу сказать, что он создал труд самый доходчивый для восприятия и самый интересный для чтения по управленческим дисциплинам. С огромной благодарностью автору.

Список использованной литературы

  1. Бабкин В.Ф., Баркалов С.А., Щепкин А.В. Деловые имитационные игры в организации и управлении. Учебное пособие. – Воронеж: ВГАСУ, 2004. – 207с.

  2. Беляцкий Н. Менеджмент: Тексты, задачи, ситуации, деловые игры. Практикум: Учебное пособие. – Казань: Книжный дом, 2005. – 224с.

  3. Вачугов Д.Д., Веснин В.Р., Кисляков Н.А. Практикум по менеджменту. Деловые игры. – М.: Высшая школа, 2004. – 192с.

  4. Горшкова Л. Основы управления организацией. Практикум. – М.: КноРус, 2006. – 240с.

  5. Гуревич А.М. Ролевые игры и кейсы в бизнес-тренингах. – СПб.: Речь, 2006. – 140с.

  6. Данилов В.И. Лекции по теории игр. - М.: Российская экономическая школа, 2002. – 140с.

  7. Джексон П. 58 1/2 импровизаций на тренинге. – Минск: Бегин групп, 2004. – 152с.

  8. Евграфов П.М., Глуховенко Ю.М. Ноу-хау обучающих программ и деловые игры. – М.: АРС, 2004. – 222с.


Полный текст материала Из опыта практического применения деловых игр на уроках «Менеджмент» по теме «Принятие управленческого решения» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шепелина Екатерина Германовна  Katya_Sh
11.01.2014 1 5577 877

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 1
avatar
1 oksnik • 07:51, 24.05.2014
Уважаемая, Екатерина Германовна! С удовольствием ознакомилась с Вашей разработкой деловой игры. Вы абсолютно правы, когда даете возможность на ребятам самим найти оптимальное решение. В качестве предложения: ситуация должна быть реальной и в конце урока ознакомить ребят с последствиями того решения, которое принял руководитель фирмы.