Статья: Проблемы в преподавании школьного курса "Экономика"


Знания – важная экономическая компонента общественного развития. Сегодня именно производство знаний служит основным источником долгосрочного роста экономики в развитых странах. Доля интеллектуального труда в Германии и Великобритании составляет 95%, в Японии – 90%, в США – 85%. Экономика, основанная на знаниях, стала характерной чертой экономически развитых стран.

В современных условиях развитие экономики, основанной на знании, сильнее, чем прежде, зависит от процессов производства, распределения и использования знаний. Знания уже не являются внешним фактором производства, а включены в состав производственной функции наравне с трудом и капиталом.

Человечество сегодня вступило в принципиально новую для него информационную эпоху. Существенным образом меняются все слагаемые образа жизни людей. Важной частью современного общества стала его образовательная система. Концепция непрерывного образования как бы завершает прорыв во временных рамках обучения человека, обрекая его на образование в течение всей жизни в условиях быстрых перемен.

Сегодня, когда возрастает роль экономических знаний как отрасли, связанной с реализацией профессиональных интересов, каждый современный человек должен располагать минимальным (базовым) объемом экономических знаний. Однако это требование пока остается нереализованным в силу неразрешенности ряда проблем:

1. переход к экономике нового типа, основанной на знании, предполагает приоритетное развитие отраслей, производящих и распространяющих разные виды знаний, однако в нашем обществе процесс осознания ценности знаний вообще и экономических в частности не имеет пока положительной динамики;

2. недостаточность внешних стимулов, побуждающих развитие системы экономических знаний для всего населения страны, а именно:

  • до сих пор отсутствует государственная программа развития экономической грамотности населения;
  • в ФГОС не сделан акцент на важность экономического образования как средства решения жизненного важных проблем. В результате мы наблюдаем крайне низкий уровень экономической культуры школьников.

3. Процесс использования экономических знаний в обществе носит стихийный характер, что приводит к преобладанию обыденного, ненаучного знания и как результат – неверно принятые экономические решения;

4. неэффективность инфраструктуры создания и распространения экономических знаний в системе образования,  за исключением профессиональной подготовки экономистов. Изучение экономики на базовом уровне пока еще не рассматривается школьниками как вклад в будущий профессионализм;

5. отсутствие концепции и системы экономического образования "для всех" (своеобразный экономический ликбез, учитывающий возможности и интересы разных слоев населения), поскольку знания в повседневной жизни не рассматриваются как средство ее улучшения;

6. источники финансирования процесса создания и развития системы непрерывного экономического образования на протяжении всей жизни пока не рассматриваются на государственном уровне.

Отмеченные проблемы создают в обществе дефицит экономических знаний, что в свою очередь приводит к негативным последствиям:

  • снижение функциональной грамотности населения в целом;
  • недостаточный профессионализм и нереализованные возможности людей;
  • ослабленная самооценка;
  • несформированность экономического интереса;
  • создание и распространение искаженной информации для других участников экономического процесса при принятии ошибочных решений;
  • упущенные возможности создания дополнительных экономических благ. Эти проблемы не могут не отразиться на подготовке и проведении уроков экономики в основной школе. На некоторых сложностях нам бы хотелось остановиться.

1. Проблема стандарта школьного экономического образования.

Экономика должна объяснить, почему одни экономические действия могут быть добровольными, а другие – принудительными. В этом случае прагматичные школьники не будут задавать самый вредный для образования вопрос: зачем мне это надо, а учителя не будут пытаться "обосновать" изучение экономики общими фразами, не всегда понимая, что должно быть "стержнем" предмета, какие педагогические задачи должны быть поставлены, какие требования должны предъявляться к ученику.

Из этого следует, что роль стандарта состоит в том, чтобы дать ответы на те вопросы, которые ставят и ученик, и его учитель.

Для этого стандарт должен:

  • быть реальным, максимально простым и понятным, содержать перечень требований, отражающих минимально возможный (по объему), но при этом максимально полезный уровень знаний, умений и навыков, которые должны приобрести школьники на уроках экономики;
  • отражать непрерывный характер процесса экономического образования, начиная с младшей школы;
  • быть конкретным, учитывать возрастные и познавательные особенности школьников каждой ступени;
  • содержать преемственность знаний от одной школьной ступени к другой;
  • быть современным, отвечать уровню современной экономической науки;
  • носить опережающий характер, иметь возможность пополняться новыми требованиями;
  • учитывать национальные особенности региона, в котором живут ученики, в котором и предстоит использовать полученные знания и навыки.

К сожалению, современное преподавание и изучение предмета "Экономика" в школе по-прежнему "занаучено", содержит много абстракций, далеких от реальной жизни и проблем, которые могут волновать современную молодежь.

2. Другая проблема – отсутствие начального экономического образования.

Бурная  коммерциализация общества, развитие предпринимательства вызвали повышенный интерес детей к практическому участию в бизнесе. В России примерно 3-4 млн. детей в возрасте от 6 до 18 лет зарабатывают деньги, при этом пятая часть из них – в возрасте учеников начальной школы. Отсюда следует, что начальное образование настоятельно требует усиления внимания к вопросам экономического воспитания детей. В отечественных школах до сих пор отсутствует систематическое обучение экономике младших школьников, которое широко практикуется во всех развитых странах мира. Негативные последствия отсутствия общего начального экономического образования уже сегодня не позволяют молодежи хорошо ориентироваться в сложных социально-экономических процессах современной России и получать образование, соответствующее мировым стандартам. В тоже время в большинстве развитых стран мира курс экономики стал неотъемлемой частью школьных учебных программ (в США обучение экономике начинается со 2-го класса).

3. Недостаточная обеспеченность методической литературой курса "Экономика" по ныне действующей программе.

Наибольшую сложность для учителя представляет отсутствие единого учебника экономики. Материал, необходимый для изучения, разбросан по многим источникам, но предназначенных для изучения в более старшем возрасте: НПО, СПО, вузах, т.е. теми, кто более углубленно интересуется проблемами экономики.

Особую роль играют "Рабочие тетради" -  единственное методическое пособие. Но и здесь есть существенные недостатки:

  • многие вопросы и задания поставлены неэтично, с ошибками  в цифровых данных;
  • 2) нет методички с пояснениями к ним и ответами, что представляет большую трудность для учителей, преподающих экономику (зачастую не имеющих экономического образования).

Система образования является мощным фактором развития экономики. Обычно отмечают влияние результатов образования на весь экономический потенциал страны. Образование, в т.ч. и экономическое,  способно стать точкой общенационального прорыва. 


Полный текст материала Статья: Проблемы в преподавании школьного курса "Экономика" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Карпов М.А., Силина М.А.  Публикатор
Преподаватели общественных дисциплин, ГБПОУ "Лукояновский педагогический колледж им. А.М. Горького"
16.10.2015 0 961 139
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0