Разработка урока ОРКСЭ "Культура, рожденная религией"; 4 класс


Урок по ОСРКиСЭ с использованием технологии критического мышления и электронной формы  учебника.

Тема: Культура, рождённая религией

  • Знакомство с видами религий  и  особенностями храмов в многообразии культур народов России
  • Развитие  сравнительного анализа  у детей.
  • Развитие коммуникативности детей.

Этапы урока

Ход урока

 

Ι. Актуализация знаний.

 

1-2 мин:

Солнечный круг. Приветствие  и настрой на урок.

- Ребята, здравствуйте, улыбнитесь мне, нашим гостям и, конечно, друг другу. Сегодня у нас на уроке учителя, ребята, а давайте мы скажем: какие самые красивые достопримечательности в Сизой, чтобы вы предложили гостям посетить? А какая  церковь? А какие бывают?.

5 мин

ЭФУ: Дан текст «Традиционные религии народов России».

Учащиеся читают и выделяют два  понятия, которые  связаны с основной темой текста

СЛОВО «Религия» и слово «КУЛЬТУРА»( приём-составление синквейна и зачитывание его). Даётся задание 1 стол: синквейн слово «Религия»

2 стол-Синквейн слово «культура», 3 стол-работа по словарю Ожегова.

-А теперь сравним Ваше представление о понятиях  «Религия» и «Культура » с понятиями из словаря Ожегова( работа по словарям, которые лежат на отдельном столе, дети свободно к ним подходят)

II. Формулирование проблемы.

 

1-2 мин

– Сформулируйте тему и цель урока. ( Тема: Культура , рожд религией.

 Цель: познакомиться с различными культурами, рождёнными определёнными религиями: православием, исламом, буддизмом) с их особенностями.

( открывается на доске)

4 мин

– Давайте составим план урока. (План-алгоритм прелставоен на доске и показывается после совместного обсуждения)

 - чтение текста ( выделение  методом помет: знаем, не знаем, хотели бы узнать больше)

-Представление каждой религии одним или группой детей ( на выбор учащихся-спикеров)

-Сделать сравнительный анализ каждой религии по диаграмме Вена. ( диаграмма Вена лежит  у каждого в группе)

 

– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)

2 мин

- Сегодня я предлагаю побыть религоведами. Кто такие религоведы? Загляним всё в тот же словарь. ( Групповая работа)

- Прошу подойти ко мне и  выбрать священные книги. ( На книгах отпечатаны обложки: БИБЛИЯ, КОРАН, ТРИПИТАКА).  Кому какая книга досталась, тот и будет освещать религию этой книги.

III. Развитие умений.

5 мин

Цель у нас единая, а задачи каждой группы  религоведов разная. ( запись на доске)

На  столах каждого ребёнка лежат короткие тексты из ЭФУ с описанием каждой религии ( текст печатный, потому что на столах нет комп).Учащиеся с помощью помет изучают и спикер заносит в ЛИСТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ записи, которые необходимо при представлении религиозной культуры.

( Лист совместной деятельности см. в приложении 1).

Ребята, покажите, кто справился с первым пунктом нашего плана - чтением методом помет?

 (показывают значки готовности)

Переходим ко второму этапу нашего плана-алгоритма. Пока будут выступления и дополнения, каждый из Вас выполняет третий этап  плана. Перед Вами диаграмма Вена. Необходимо в трёхпространственных окружностях выделить различия в религиях и найти общие признаки в  верах. ( дети по мере слушания –заполняют диаграмму)

15 мин ( на каждую по пять)

Выступление монахов:

Православие(библия) рассказывает с помощью листа совместной деятельности и ЭФУ( я показываю через проектор). Вывод делают в группе после выступления: Что каждая религия имеет свою культуру

Ислам( КОРАН). Вывод делают в группе после выступления.

Буддизм (Трипитака). Вывод делают в группе после выступления.

1 мин

Минутка РЕЛАКСАЦИИ.

6 мин

- А теперь задание для всех: Выберите верное высказывание

У каждой группы лист Рефлексии  с  заданиями для ислами и будды, а для православия внимание на экран

( см.приложение 2, лист составлен только для ислама и буддизма, для провославия будут задания тестов.характера из ЭФУ, используются цифры при проверке-поднимают правил цифру при ответе на вопрос)

Вопросы к группам, выполнявшей  работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что Вам  нужно было сделать?

– Удалось ли выполнить задание?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку Вы бы себе поставили?

– Сейчас мы вместе с группами учились оценивать свою работу

IV. Итог урока

3 мин

– Вспомните, какая была цель урока? Какие особенности каждой религии узнали?

- Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

Сегодня на уроке я узнал…..

Мне понравилось…..

Хотел бы больше узнать…..

Рефлексия «Уборка в доме»: Корзина, Чемодан, Мясорубка: дети сами подходят к доске и прикрепляют магнит к понятиям уборки и сразу выходят из класса.

 

 

Приложение 1

Лист совместной деятельности:

  1. Религия ________
  2. Место молебен и молитв________
  3. Отличительные особенности храма:

-постройка

-купол

-внутреннее убранство

4.Основатель религии _________

5.Священная книга ____________

Приложение 2

Рефлексивный лист:

Выбери верное высказывание и покажи правильный ответ с использовании ряда цифр.

1.Типитака- св книга ислама

2. Коран-св.книга христианства

3. Основатель ислама Синнхартка Гваутема

4. Истинные носители буддийской мудрости-монахи.


Полный текст материала Разработка урока ОРКСЭ "Культура, рожденная религией"; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Аристархова Оксана Юрьевна  Публикатор
Учитель начальных классов, МБОУ Московская СОШ имени Ивана Ярыгина
03.02.2016 0 1140 202
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0