Модульный курс психологической реабилитации детей с ОВ


Актуальность данного вопроса связана с ежегодным ростом числа детей с ОВ. В виду некоторых факторов, а именно:

  • Ухудшение экологии,
  • Снижение уровня интеллектуального развития общества,
  • Социальная незащищённость людей,
  • Увеличения числа смешанных браков и др.

Число детей-инвалидов растёт, а вместе с ним растёт число семей, переживающих дезадаптацию в обществе, что никак не может отразиться на состоянии страны в целом.   

Инвалидность в детском возрасте рассматривается как значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, снижения способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, трудовой деятельности в будущем. Поэтому особое внимание необходимо уделять реабилитации таких детей, так как реабилитационные мероприятия в детском возрасте наиболее эффективны.

Основная цель психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями заключается в восстановлении психического равновесия ребенка и его вхождение в нормальную социальную жизнь. 

Реабилитация предотвращает нарушение связи человека с внешним миром. Реабилитация опирается на социальные механизмы компенсации и адаптации. Она способствует восстановлению у ребенка бытовой и общественной деятельности на уровне, который соответствует его потенциалу. 

К сожалению, большинство родителей не уделяют должного внимания психическому развитию ребенка и формированию у него знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной взрослой жизни (с учетом специфики имеющегося дефекта). Упускаются наиболее драгоценные для развития психики годы жизни, когда формируются взаимоотношения с окружающей средой. Между тем именно навыки самостоятельного существования определяют судьбу ребенка в зрелом возрасте, тем более что родители не вечны.

Реабилитация детей в силу их особого положения – это процесс длительный, многолетний, требующий непрерывных усилий, как со стороны инвалида, так и со стороны его семьи, окружения. Трудности ребенка-инвалида заключаются не только (а возможно, и не столько) в отсутствии слуха, зрения, способности передвигаться, а в том, что он лишен обычного мира детства, отделен от своего здорового сверстника, от круга его дел, интересов, забот.

Ребёнок-инвалид имеет следующие психологические особенности: 

  • ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире; 
  • недостатки в развитии моторики; 
  • замедленное восприятие; 
  • недостатки в развитии речи; 
  • низкая познавательная активность; 
  • нарушения в формировании личности (повышенная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, неадекватная самооценка, эгоистические тенденции); 
  • недостатки в саморегуляции поведения;
  • нарушения в эмоционально-волевой сфере; 
  • чувство неполноценности.

Таким образом, задачами психологической реабилитации детей-инвалидов может быть:

  • снятие нервно-психического напряжения; 
  • коррекция самооценки; 
  • развитие психических функций: памяти, мышления, воображения, внимания; 
  • преодоление пассивности;
  • коррекция эмоционально-волевой сферы; 
  • формирование самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции; 
  • преодоление отчужденности и формирование коммуникативных навыков.

Методами психологической реабилитации могут быть беседы, индивидуальные психологические консультации, психологическая помощь, ролевые игры, психологические тренинги, группы психологической взаимопомощи и взаимной поддержки, как для детей-инвалидов, так и для членов их семей.

Опираясь на специфику развития ребенка-инвалида, был создан данный модульный курс, который включает в себя работу с ребёнком с ОВ по самым разным направлениям. Особенностью курса является и тот факт, что реабилитация будет происходить в тесном сотрудничестве с родителями ребёнка.


Полный текст материала Модульный курс психологической реабилитации детей с ОВ смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ерёмин Игорь Викторович  psiholog7
педагог-психолог, ГКУСО МО "Зарайский СРЦН"
19.12.2014 1 2533 646
Комментировать

Читайте новые статьи

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 1
avatar
1 Maryschechka • 18:50, 09.01.2015
Спасибо за важный материал. Работа с детьми инвалидами сейчас актуальна как никогда. Инкулюзивное образование тоже.