Статья "Детская боль: жить или не жить?"


Статья адресована родителям и педагогам. В ней раскрывается тема детского и подросткового суицида: что толкает детей на самоубийство, как распознать тревожные признаки в поведении и как помочь ребенку преодолеть кризис

Детская боль: жить или не жить.
Страшное слово “суицид”.  Почему люди решаются добровольно расстаться с величайшим даром – с жизнью? И как много боли, горя, страданий испытывают их близкие. Самоубийство – величайший грех. Самоубийц даже не отпевают в церкви… и вместе с тем, люди решаются на этот страшный шаг. Что же может твориться в их душе в такой момент? Пустота, отчаяние, разочарование, утрата смысла жизни, бездна и боль… 

И вдвойне становится страшно, когда речь идет о детском и подростковом суициде. 
“Он еще и пожить не успел”, - будут говорить на похоронах. И с недоумением  обдумывать, что же могло толкнуть неокрепшую, только начинающую жить, личность на самоубийство? Но именно в этом вопросе и кроется самый главный ответ: ребенок (подросток) – еще неокрепший, только начинающий понимать, что к чему, не всегда способен выдерживать испытания, выпадающие на его долю.

И пускай эти испытания для нас, взрослых, покажутся сущей ерундой – экзамены в школе, ссоры с друзьями, первая влюбленность... Для него – это целый мир. Вся его жизнь. И дети часто захлебываются в этих своих “детских” проблемах, барахтаются, как могут, но не находят отклика у взрослых… сдаются… и тонут в своем отчаянии. И все, что им остается – сбежать, сбежать посредством суицида.  Ребенок “копит” переживания, наполняется, как сосуд по капле. И однажды понимает - “я не хочу (не могу) так жить”. 
Что касается подростков, их часто страшит будущее. Подросток растет, и не понимает до конца, что с ним происходит. Он еще не взрослый, но сталкивается с первыми задачами взрослого мира. А еще он борется со взрослыми за право быть взрослым. А еще он смотрит на своих родителей, и если они вдруг недостаточно счастливы, его охватывает отчаяние – зачем в мире столько боли и усилий, если так мало счастья… И тогда все теряет смысл… 

В моей практике был случай. Родители привели мальчика 13  лет на консультацию. Они были испуганы. Ребенок часто говорит о том, что лучше не жить никак, чем “так”. Когда мы в процессе работы стали прояснять ситуацию с ребенком и родителями – как “так”, выяснилось, что мама и папа сохраняют брак только ради сына. В их отношениях давно нет близости и любви, они живут как чужие люди. И каждый из них по-своему несчастен. Тяжелая работа, телевизор по выходным, постоянная “холодная война” в семье… “Разве же это жизнь?”, - спросил меня ребенок. И мне нечего было возразить… нет, это не жизнь. И с этой семьей было много работы. С мальчиком про то, что в жизни бывает по-разному, и каждый человек сам творец своего счастье, и про то, что такое счастье и смысл жизни этого конкретного ребенка, и про то, как его найти. И с родителями мы говорили почти про то же самое – про то, как просто быть счастливыми, “здесь и сейчас”.

Если даже взрослые порой не справляются, то как мы можем требовать от ребенка стоически выносить его проблемы? Кроме того, все знают, что подростковый возраст – это период бурных гормональных изменений. Тело меняется, меняется и психика. Она теряет свою стабильность на время, чтобы потом адаптироваться ко взрослой жизни. Подростки импульсивны, они часто бывают взрывными и неуравновешенными. И это еще одна причина суицидов – импульсивно принятые решения. Расстался с  девушкой,   от отчаяния опустошил мамину аптечку, получив смертельную дозу химикатов…

Среди детей и подростков часто встречается еще одна причина суицидов – они просто не верят в то, что могут умереть по-настоящему, раз и навсегда. И в акте суицида часто кроются манипулятивные мотивы – “ага, вот не станет меня, посмотрим тогда, как он (она) без меня справится ” или “пожалеет тогда о том, как со мной разговаривала”… То есть смерть является способом кому-то что-то доказать, когда закончились аргументы и силы на борьбу. 
И здесь ребенок не хочет умирать по-настоящему. Он все ждет, что его спасут в последний момент, но бывает так, что никто не приходит…
А все, чего он хотел – быть услышанным, понятым и принятым. Как и во всех других случаях – просто не оставаться одному со своей болью, пускай детской, но самой настоящей, терзающей, пожирающей его изнутри. Если бы только кто-то смог оказаться по-настоящему рядом, принять, без оценок и осуждения, понять и поддержать, тогда все могло бы быть по-другому.

Как же распознать признаки суицидального поведения у детей и подростков? Родителям и педагогам следует насторожиться, если ребенок:

  • Стал слишком чувствительным и раздражительным или постоянно грустит.
  • Быстро устает и чувствует себя “разбитым”, особенно когда на это нет реальных причин.
  • Часто плачет и впадает в истерики.
  • Предпочитает проводить  время в одиночестве.
  • Отказывается от еды или, напротив, ест слишком много.
  • Постоянно хочет спать или, наоборот, страдает бессонницей.
  • Не может сконцентрироваться на нужных вещах.
  • Активно дарит и раздает собственные вещи окружающим, особенно любимые.
  • Жалуется на здоровье (например, беспричинные и частые головные боли)
  • Равнодушен к собственному внешнему виду.

Что бы ни происходило с ребенком, явно или в глубине души он нуждается в помощи и поддержке окружающих его взрослых. Вот некоторые важные советы, как можно ребенку помочь:

  1. Помогите ребенку чувствовать себя нужным, говорите ему об этом почаще.
  2. Будьте в курсе того, чем интересуется ребенок. Только делайте это аккуратно и ненавязчиво.
  3. Принимайте активное участие в становлении ребенка как личности. Говорите о перспективах в будущем и о смысле жизни, если ребенок поднимает эти темы.
  4. Помогайте детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним.
  5. Вовремя обратитесь к психологу, если заметили тревожные симптомы. 

И главное, помните: дети – это просто дети, они нуждаются в нас взрослых, пускай и не всегда готовы это признать. И наша задача – услышать их и помочь в минуты отчаяния. 
Слушайте своих детей и свое сердце, и все будет хорошо!


Полный текст материала Статья "Детская боль: жить или не жить?" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Афанасенко Анастасия Михайловна  AnastasiaAfanasenko
педагог - психолог, ГБУ ЦППМСП "Личность" г.о.Тольятти
25.11.2016 0 172 21
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0