Статья "Работа воспитателя по профилактике подростковой агрессивности у воспитанников детского дома"


Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Центр содействия семейному воспитанию

15"

СПБ ГБУ "Центр содействия семейному воспитанию № 15"

















Работа воспитателя по профилактике подростковой агрессивности у воспитанников детского дома.

(Статья из опыта)

















Автор статьи Скворцова М.А. воспитатель

Санкт-Петербург

2017



Работа воспитателя по профилактике подростковой агрессивности у воспитанников детского дома.

(статья из опыта)

Ключевые слова: агрессивная среда, агрессия, сиротство, коррекция, деятельность.

Современный мир - это мир агрессивной среды. Достаточно провести наблюдение, выйдя на улицу. Утро. Я иду по городской улице и всматриваюсь в лица прохожих. На лицах не увидишь улыбок и спокойствия. Напротив, много угрюмых, тревожных, уставших лиц. Все торопятся, взрослые держат за руку детей и быстрыми шагами, а кто-то бегом, несутся куда-то вперёд, через переход и дальше, дальше. Вид у взрослых какой-то сумасшедший, и что интересно, дети как будто заражаются таким состоянием мам, пап, бабушек, дедушек и лица их тоже становятся совсем не детскими, а тревожными и повзрослевшими. Понятно, что детям нужно в детский сад, школу, родителям на работу, и это продолжается постоянно изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год и …здравствуйте ранние болезни у детей и хронические у взрослых. Иду в метро и …о боже! Вот тут-то, пока едешь на эскалаторе, можно увидеть всё «благосостояние и благополучие » нашего общества не в смысле материальном, а в смысле психофизическом. Не надо сдавать анализы, чтоб определить: больны ли мы. Я вижу массу людей в какой-то безысходной хронической усталости, их лица выражают напряжение, грусть, тревогу… Вспоминаю свою поездку в Германию…там бросается в глаза то, что люди, как будто из другой планеты – приветливы, раскрепощённые, постоянно улыбаются, светятся… Дааа… есть над чем подумать…Но возвращаюсь к нам. Не в Германии же нам жить. Мы живём в среде, которую можно назвать агрессивной, и наше состояние и состояние окружающих нас людей тому наглядный пример. И чему же удивляться, когда мы сталкиваемся с детской и подростковой агрессией? Ничего ниоткуда не появляется. Всему есть причины. Их много. Итак, суммируем целый ряд неблагоприятных факторов:

- ухудшение социальных условий жизни;

- кризис семейного воспитания;

- недостаточное внимание школы к нервно-психическому состоянию детей;

- увеличение доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребёнка.

- пропаганда культа насилия в средствах массовой информации и др.

Агрессия? Что это за слово? Покопаемся в теории. В буквальном смысле это означает «двигаться на», то есть наступать.

Многие авторы: З.Фрейд, Э.Фром, Д.Ричардсон, Р.Бэрон, К.Лоренц и др., исследовавшие эту проблему, сходятся на том, что «агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинению вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения». Конечно, в нашем обществе существует отрицательное отношение к агрессии, но это больше вызвано тем, что мы часто путаем два понятия: агрессия и насилие. Ведь, действительно, если вдуматься, то мы понимаем, что агрессия – это естественное свойство человека, неотъемлемая часть его жизни. Даже спорить не о чем. Каждый из нас бывает в какой-то мере и при каких-то обстоятельствах агрессивен, уж такова природа человека. Это механизм, позволивший homo sapiens в очень давние времена выжить. Другое дело – насилие. Это уже не биологическое свойство человека, а проявление поведенческих стереотипов – осознанное воздействие на другого человека. Основной мотив насильственного поведения – самоутверждение за счёт другого.

Подростковая агрессивность в среде моих воспитанников. Наблюдения показывают, что из 8 человек часто агрессивны с элементами насилия 2-3 подростка. В чём это проявляется? Подросток раздражается по пустякам (не так на него поглядели, не то слово сказали и т.д.). В результате происходит конфликт: начинается крик, брань, часто нецензурная, и как следствие, рукоприкладство, драка, швыряние предметов. Конечно, задача педагога – не подавить, а научить контролировать свою агрессию.

Воспитатели совместно с психологом проводили комплекс занятий, игр, упражнений, способствующих освоению приемлемых способов общения со сверстниками и взрослыми, развитию интереса к своему внутреннему миру и эмоциям других людей, знакомились со способами разрядки гнева в приемлемой форме. Игровые занятия позволяют детям - сиротам получить опыт доверия к окружающим в благоприятной эмоциональной атмосфере. В группу включаются не только агрессивные дети, но и более спокойные, которые могут демонстрировать конструктивные навыки общения и служить примером, причем последних в группе должно быть больше.

Наши воспитанники на групповом занятии вначале познакомились с правилами, которые предложил психолог:

  • Участие в игре добровольное

  • Правило» Стоп». Если ты не хочешь участвовать, то можешь поднять палец и сказать «стоп»

  • Всё о чём говорим на занятии – нигде никому не рассказываем

  • Говорим только о том, сто происходит в группе

  • Все активно участвуют в процессе

  • Говорим честно

  • Оцениваем не личность, а только поступок



Каждое занятие имело чёткую структуру:

  • Приветствие

  • Разминка

  • Игра

  • прощание

На таких занятиях наши воспитанники раскрывались, приучались выслушивать и понимать друг друга. Мальчики на практике учились решать конфликтные ситуации мирными путями.

Кроме специальных занятий, воспитатели привлекали подростков к интересной совместной деятельности. Ребята очень любят готовить на кухне разные вкусности. Каждые выходные мальчики совместно с воспитателем готовили разные блюда: супы, вторые блюда, выпечку. Сразу стали выделяться 4 подростка, которые с большим желанием занимаются кулинарией. Возможно, это станет их будущей профессией.


В группе каждый месяц проводятся Дни рождения наших воспитанников. Это также объединяет ребят, создаёт праздничную атмосферу, вызывает желание делать добрые дела. Вся группа принимает участие в подготовке таких мероприятий. Подарки мальчики делают своими руками, что очень ценно. Праздничный стол также готовят все. Получается очень красиво, вкусно и душевно.

Для предупреждения агрессивных проявлений и конфликтов очень важно, чтобы подростки были максимально заняты. Спорт – это спасение для мальчишек - подростков. Вот тут они могут проявлять свои бойцовские качества, стремления, силу, выносливость.В нашей группе на 90% воспитанники заняты в разных видах спорта. Это футбол, пионербол, воллейбол, баскетбол, дзюдо, плавание, шашки. Времени свободного почти не остаётся и это хорошо. Некогда мальчикам заниматься «глупостями», почти все ребята ведут здоровый образ жизни.На соревнованиях ребята занимают самые высокие места и их портфолио с каждым годом «толстеет» от большого количества наград, грамот, дипломов.

Есть в группе мальчики, которые имеют творческие способности к изобразительной деятельности. Они рисуют, лепят из глины и солёного теста, поют. А работы детей выставляются на конкурсах – районных, городских, всероссийских, международных и отмечены дипломами победителей, лауреатами.Это вселяет в них уверенность в своих силах и способностях и мотивирует на дальнейшие достижения.

Социализируя своих воспитанников, конечно одним из самых важных видов деятельности в работе воспитателя занимает трудовое воспитание. Хорошо и рационально организованная работа приносит подросткам радость. С удовольствием они выполняют коллективную работу, поручения. Этот вид деятельности снижает напряжённый эмоциональный фон подростков, способствует сплочению, дружбе, взаимовыручке.

В систему работы воспитателя по профилактике агрессивных проявлений воспитанников входят не только целевые занятия, спорт, труд, творчество, но и развлечения. Это выезды в театры, музеи, экскурсии. Мы с нашими воспитанниками много путешествуем. Такие мероприятия очень полезны для расширения кругозора, эмоциональной подпитки, радости и пробуждению новых эмоций и чувств.

А когда наступает лето, каникулы, то радости нет предела. Ведь каждый год вся группа едет на юг, в Крым, к Чёрному морю. Новые эмоции, приключения, новые знакомства, первая любовь…Ребята взрослеют, приобретают новый опыт, приближаются к скорой взрослой жизни… А мы, взрослые, воспитатели, педагоги, наблюдаем за их взрослением, помогаем и направляем.

Всё у вас будет хорошо, дорогие наши воспитанники!



















Литература и интернет ресурсы:

1. Г.Э. Бреслав «Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности» Речь СПб,2006г

2.http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/harakter/agressivnost.html

3. http://works.doklad.ru/view/z1ifhcwQ45A/all.html




































Полный текст материала Статья "Работа воспитателя по профилактике подростковой агрессивности у воспитанников детского дома" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Скворцова Мария Адольфовна  Публикатор
03.06.2017 0 1126 81

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0