Статья «Развитие творческих способностей детей во взаимосвязи с возрастной психологией»


Развитие творческих способностей детей во взаимосвязи с возрастной психологией.

Важную роль в развитии творческих способностей учащихся играют определенные психологические процессы, характерные для разных возрастных этапов формирования и становления личности.

Для плодотворной работы с ребенком над выявлением его одаренности в разных видах деятельности с последующим развитием сильных качеств, данных ему от природы и корректировкой слабых, - педагогу необходимо осознавать тесную взаимосвязь между процессом обучения и особенностями мышления ребенка, присущие данному конкретному возрасту. Успешность освоения нового материала напрямую зависит от индивидуального подхода к каждому ученику, от понимания взаимоотношений воспитанника с окружающими людьми.

Раскрытию творческих задатков ученика способствуют такие задания, для решения которых ребенок должен проявить инициативность, воображение, стремление к созиданию нового. Путем внимательного отслеживания предрасположенности своего подопечного к какому-либо виду деятельности, педагог выстраивает занятия с ребенком, учитывая его интересы и потребность в самовыражении в определенном направлении.

Рассмотрим особенности процесса обучения и раскрытия творческого потенциала у детей дошкольного возраста.

Для детей дошкольного возраста характерны такие качества, как любознательность, эмоциональная отзывчивость, стремление к новым знаниям и опыту, физическая активность. Процесс обучения и формирования личных качеств дошкольника должен основываться на игровой форме занятий. Полезно проводить беседы с ребенком на разные темы, расширять его кругозор в различных предметных областях, выявляя наиболее интересные для него области и наблюдая его эмоциональную отзывчивость на занятия.

Детям возраста 4-6 лет свойственна гиперактивность, переключение внимания с одного предмета на другой, неспособность долгой концентрации на одном виде деятельности. На этом этапе начинается формирование личности, поэтому некоторые дети чрезвычайно болезненно реагируют на критику взрослых. Обладая врожденной доверчивостью к миру и людям, ребенок воспринимает замечания в свой адрес, как свою неспособность и неполноценность, поэтому одним из главных принципов общения с дошкольником и раскрытия его потенциала является сочетания строгости и дисциплины на занятиях с похвалой и поощрением его за успехи. Нельзя принуждать ребенка заниматься тем, что ему не нравится, давать непосильные задачи, тем самым якобы воспитывая его волю. На этом возрастном этапе велик риск "давления" на психику ребенка, навязывания ему воли родителей. Завышенные требования к малышу дают почву для развития в нем чувства неуверенности, отвращения к труду, агрессии к учителям.

С точки зрения возрастной психологии этот период очень важен для закладывания основ учебного процесса. Важно поощрять инициативу ребенка в решении задач, направлять его к поиску новых способов преодоления трудностей, поддерживать любые его начинания.

Большую роль в познавательном процессе у дошкольников играют отношения внутри коллектива. Дети рождаются с разным темпераментом и физической подвижностью. Поступив в детский сад или другие группы раннего развития, ребенок с ранних лет вынужден привыкать к тому социуму, в котором он находится. Не всем сразу удается найти себе товарищей по интересам, поэтому многие дети испытывают стресс от одиночества и оторванности от привычного мира. Перед педагогом стоит задача помочь малышу адаптироваться в коллективе, сделать процесс перехода в другую социальную среду наименее болезненным. Этому способствуют игровые формы занятий с привлечением всех участников детского коллектива. Существует много способов познания окружающего мира в интересной, доступной для детского мышления форме. Известно, что в раннем дошкольном возрасте ребенок запоминает информацию с помощью образов и ассоциаций, поэтому педагогу желательно подбирать такие развивающие игры, в которых участникам даются различные роли. Такая форма занятий помогает детям раскрепоститься и быстрее адаптироваться среди сверстников, а педагогам дает возможность рассмотреть индивидуальность ребенка, выявить какие-то черты характера, присущие именно ему. Одновременно происходит усвоение новых знаний у детей и приобщение их учебному процессу.

Таким образом, дети раннего дошкольного возраста могут изучать такие понятия, как: формы, цвета, размеры и т.д.

В старшем дошкольном возрасте, когда период адаптации остался позади, обучение детей может сочетать групповые и индивидуальные формы занятий.

На групповых занятиях продолжается работа над осознанием ребенком своей личности в коллективе, над умением находить способы общения с другими детьми. Педагог акцентирует внимание учеников на совместном творчестве, на общей цели, которую можно достигнуть взаимными усилиями. На данном этапе желательно корректировать поведение воспитанников в группе, т.к. основной стиль взаимодействия и работы ребенка уже заложен в более ранний период.

На индивидуальных занятиях развиваются умения и навыки, к которым ребенок проявил большую предрасположенность. В возрасте 5-6 лет детям важно видеть быстрый результат своего труда: это может быть поделка, рисунок или выученная песенка. В процессе занятий желательно давать ребенку задания, предусматривающие разные варианты решений, тем самым предоставляя ему возможность творческого поиска и развивая его логическое мышление. Например, можно озвучить лишь общую направленность тематики рисунка или поделки, позволив воспитаннику самому продумать сюжет и детали своей работы.

В старшем дошкольном возрасте у большинства детей уже явно прослеживается темперамент, задатки характера и творческий потенциал. На данном этапе задачей педагога становится направить интересы ребенка в продуктивное русло, поддержать его стремления к новым знаниям, заложить правильное отношение к труду. Не стоит забывать, что период активного внимания ребенка-дошкольника очень невелик. Занятия одним видом деятельности не должны превышать 30 минут, после чего детям необходимо давать время на отдых.

Грамотная и сбалансированная методика обучения детей дошкольного возраста позволяет воспитать основные качества, необходимые для последующего получения школьного образования.

Младший школьный возраст – это период, в который действия ребенка становятся более осознанными: формируется понимание цели своего труда. Ребенок пока не осознает, для чего ему новые знания, но стремится к хорошему результату, чтобы получить высокую отметку или одобрение взрослых. Главную роль в познавательном процессе младшего школьника играет искренняя заинтересованность предметом, яркие впечатления и эмоциональная наполненность действий. Логическое мышление в этом возрасте еще слабо развито, поэтому изучение окружающего мира происходит пока еще на уровне чувственных восприятий и впечатлений.

Роль педагога в приобщении ученика к процессу обучения в школе очень важна. Именно первый учитель становится для ребенка образцом для подражания. Наставник помогает адаптироваться детям в новом коллективе, преодолеть психологические сложности, связанные с общением между сверстниками. Кроме того, именно учитель развивает у своих подопечных такие качества, как ответственность, терпение, трудолюбие, необходимые для успешного освоения программы.

Внутрисемейные отношения также влияют на эмоциональное состояние ребенка и его трудоспособность. Четкий режим дня, дисциплинированность при выполнении домашних заданий, расстановка приоритетов и дружелюбная атмосфера среди родственников способствуют достижению максимально качественного результата освоения новых знаний.

Для возраста 7-10 лет характерны проявления капризности, агрессии, повышенной обидчивости. В этот период идет формирование личности. Ребенок пробует разные стили поведения, нащупывая тем самым возможные рамки дозволенности; отстаивает свои интересы, эмоционально реагирует на замечания взрослых, защищая себя от критики. Основной способ общения с другими людьми - интуитивно-импульсивный. В эти моменты важно корректировать поведения ребенка, не оставлять его наедине со своими обидами, больше разговаривать с ним о причинах тех или иных эмоций. Задачей педагогов и родителей становится найти контакт с внутренним миром ребенка, не переступая грань дозволенного; учить воспитанника контролировать свои порывы, следить за поведением, стараться быть воспитанным и сдержанным.

В развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста необходимо опираться на их эмоциональное восприятие окружающего мира. Умение ребенка на основе увиденного придумать что-то новое, "свое", его желание делиться впечатлениями с другими через показ результата своего воображения и труда – очень ценные качества, которые нужно развивать и поддерживать.

Для накопления эмоционального багажа полезно выезжать с детьми на концерты, выставки, в детские музеи, театры. В результате активного контакта с окружающим миром, расширения своего кругозора и развития эмоционально-чувственной сферы личности у ребенка появляется потребность в самовыражении. Посетив детский спектакль - некоторые дети придумывают свой собственный сценарий, мастерят кукол и устраивают дома театральные представления. В этих действиях активизируются сразу несколько творческих аспектов: воображение, нестандартность мышления, навык перевоплощения в запомнившийся образ. Одновременно развиваются внимание и память. Такие способы творческой работы детей нужно поощрять и проявлять к ним свою заинтересованность.

Полезно будет предложить детям задания на следующие темы: досочинить концовку сказки, зная основных действующих лиц и завязку сюжета; придумать вторую часть мелодии, опираясь на тип изложения и характер первой ее части, нарисовать картину, слушая музыкальное произведение и придумывая соответствующие настроению пьесы образы. Такие необычные задания прививают интерес ребенка к занятиям, способствуют творческому развитию, помогают его социализации в обществе.

Умение человека проявлять свою неординарность в творчестве - очень ценный навык, позволяющий улучшить качество жизни, наполнив ее яркими красками и впечатлениями. Потребность в самовыражении поднимает личность на более высокую ступень интеллектуального развития и благоприятно сказывается на взаимоотношениях с окружающими людьми. Именно поэтому необходимо с раннего возраста закладывать основные творческие задатки ребенку, побуждать его к активным действиям, проявлять интерес к его эмоциональным реакциям. Сбалансированный подход к обучению и воспитанию детей, учитывая их возрастные психологические особенности и поощряя в них стремление к самовыражению, способствует формированию полноценной, успешной личности в будущем.



Список литературы:

1. Обухова Л.Ф."Возрастная психология" Москва, ЮРАЙТ – МГППУ – 2011.

2. Дмитриева В.Г. "Академия раннего развития" "Развитие творческих способностей или прикоснемся к прекрасному" М: Астрель, АСТ.

3. "Играем, развиваемся, растем" Дидактические игры для детей дошкольного возраста. Москва: Детство-Пресс-2010.

4. Скворцова В.О. "Интеллект+ креатив. Развитие творческих способностей дошкольников". Москва: Гостехиздат, 2014.

5. Гаврилина С.Е., Топоркова И.Г., Щербинина С.В., Кутявина Н.Л. "Большая книга развития творческих способностей для детей 3-6 лет". Академия развития 2009.




Полный текст материала Статья «Развитие творческих способностей детей во взаимосвязи с возрастной психологией» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Болихова Светлана Евгеньевна  Публикатор
22.02.2018 0 2207 54

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК