Статья «Психолого-педагогические основы развития познавательного интереса»


Автор: Галайдина Татьяна Николаевна /Галайдиной Татьяне Николаевне/

Должность: Учитель начальных классов

Место работы: ГКОУКО «Кировская школа-интернат»


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Психолого-педагогические основы развития познавательного интереса

Несколько лет я работаю над развитием познавательного интереса, а в конечном итоге и познавательной деятельности у глухих детей, имеющих сложную структуру дефекта. Эта тема является актуальной на протяжении всех лет обучения детей в нашей школе. Я пытаюсь найти такие пути в образовании детей, которые приковывали бы их внимание ко мне. По своей сути интерес активизирует все силы учебного процесса, будут они внешними или внутренними.

Само понятие «интерес» имеет большое количество объяснений. Его рассматривали и описывали немало педагогов и психологов, такие как Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо, Д. Фрейер, Н.Г. Морозова, А.Г. Ковалев.

Я понимаю интерес, как одно из сложнейших психических образований. Он демонстрирует союз эмоциональных, волевых и познавательных сторон психики ребенка, то есть это совокупность содержательной и избирательной деятельности ученика. Он отражает реальную причину действий, которые стоят за непосредственными побуждениями участвующих в них детей.

Самый главный отдел, это познавательный интерес. Его содержание в познании учеником всего окружающего мира и действительности. Здесь можно разговаривать о наиболее глубокой позиции учащегося к миру: порыв попадать в его многоликость, противоречия и закономерности.

Поэтому я особенно подхожу к познавательному интересу и тщательно работаю над его возникновением у детей. С моей точки зрения, именно он представляется основным видом интереса вообще. По факту, он обладает всеми особенностями интереса.

Если интерес включается в познавательную деятельность в школе, он связан с развитием выборочного отношения к тому или иному уроку, участию в нем, общению с единомышленниками изучения. Вся учеба в школе-интернат не интересна многим детям. Учащемуся интересен, как правило, один или два урока. Здесь формируется мировоззрения, миросозерцания.

Познавательный интерес усиливает абсолютно все психические процессы детей. Побуждает их к упорному исследованию преображения действительности через деятельность.

Это касается не только занятий и уроков. Он может стимулировать и пополнять вообще всякую деятельность человека, ведь познавательное начало есть в любой из них. Будь это производство или учеба, наука или творчество, все включает в себе познавательное начало, поиск творчества. Все это преобразовывает нашу действительность.

Возьмем любой труд ученика. Например, уроки предметно-практического обучения (ППО). В нем есть раздел «Лепка». В ходе деятельности учащийся применяет инструменты, материалы. Остро нуждается в изучении и освоении их особенностей, качеств, свойств, изучает азы производства, план. Если ребенок воодушевлен познавательным интересом, то свою работу, процесс лепки, он осуществляет еще продуктивнее, с большим стремлением и увлечением. Познавательный интерес оказывается стимулятором решения учебных, творческих задач.

Его преимущество содержится в том, что он дает мощь обучению, быстроту и энергичность, в то же время легкость. Добавляет познавательной деятельности персональный, личностный смысл. Еще устраняет с участников процесса усталость, апатию и безразличность. Добавляет всей учебной деятельности позитивный эмоциональный тонус. Повышается продуктивность у учащихся.

Одновременно, с возникновением познавательного интереса идет выработка и появление многих других качеств у детей. Дети становятся наблюдательнее, старательнее, настойчивее. Стараются побеждать и справляться с возникшими трудностями, развивается самостоятельность, уверенность. Познавательный интерес носит нрав поиска. Учащиеся начинают задавать вопросы. Со временем ребята не только ждут объяснений, но и сами начинают искать на них ответы.

Дети, с которыми я работаю, имеют комплексные нарушения развития. У них нет внутреннего стимула, который бы постоянно подталкивал их к движению. Именно над этим мы с ними и работаем.

Я стараюсь начать урок с удивления. Это нечто новое, необычное, неожиданное. Бывало, что и странное и даже не соответствовало ранее изученному, что может хоть немного поразить ученика. Далее – предвкушение того, что будет дальше, что еще предстоит узнать. Так я потихонечку вовлекаю учащихся в процесс инициативы. Даю возможность испытать чувство успеха, удовлетворения. Параллельно развивается память, внимание, мышление, воображение. Они получают активность и целенаправленность.

Безусловно стержнем познавательного интереса являются мыслительные операции. Мысль нельзя созерцать, но именно она ищет выход из трудного положения. Она активизируется, устремляется на решение познавательных задач. Потихоньку сливается с волевыми процессами. В интересе переплетены мысль, эмоции и воля. Все это его основа.

При правильно организованном медико-педагогическом обучении глухих детей со сложной структурой дефекта, познавательный интерес можно успешно создавать, выстраивать и формировать.


Полный текст материала Статья «Психолого-педагогические основы развития познавательного интереса» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Галайдина Татьяна Николаевна  Tata1234898
24.07.2018 0 308 26

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи

Ранее мы писали, что ученики лучше откликаются на те задания, которые вызывают эмоции. Особенно хорошо такими заданиями «разбавить» десятки однотипных заданий, на решение которых уходят часы домашней и классной работы. Почему бы вместо «Двух велосипедистов, выехавших из пункта А в пункт Б» не взять учеников Васю и Колю, выехавших с улиц Ленина и Кирова?

Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0