Статья "Из опыта работы школьного ПМПк"


«ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

ГОБОУ «АШ № 3»

г. Старая Русса Новгородской области

 

 

Сегодняшняя ситуация в области специального образования связана с рядом проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных условий организации комплексного сопровождения школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Мы с вами знаем, что в массовых общеобразовательных и коррекционных школах приходится решать многие общие вопросы, такие как:

-мотивация к обучению;

- индивидуально – личностно-ориентированное обучение;

-выявление положительных и сглаживание отрицательных сторон личности;

-воспитание детей наиболее социально – адаптированными, трудоспособными;

-межличностные отношения;

-взаимоотношения в семье

и ряд других.

Для детей с проблемами в развитии эти задачи остаются актуальными, но при их решении мне как педагогу-психологу коррекционной школы необходимо учитывать значительно низкий уровень их возможностей, научить ребенка адаптироваться во внешней среде , поэтому приходится применять другие более специфичные методы и приемы работы , исходя из индивидуальных особенностей контингента учащихся.

Я, как психолог являюсь помощником в коррекционно-развивающем обучении учащихся, которое является созданием условий способствующих развитию личности ребенка и эффективному усвоению учебного материала.

Из практики я знаю, что, чем раньше начинается специальная коррекционная работа, тем больше возможностей имеется для эффективного продвижения ребенка с проблемами. Младший возраст как период наибольшей пластичности нервной системы и восприимчивости к обучению наиболее сензитивен для формирования важнейших видов психической деятельности, в это время закладывается основа дальнейшего развития ребенка.

Контингент детей нашей школы с каждым учебным годом постоянно усложняется структурой дефекта, мы принимаем учащихся из разных школ города и района в начальные , средние и старшие классы. У каждого ребенка имеется целый ряд проблем, которые приходится решать нашей школе. К таким проблемам можно отнести: проблемы обучения ребенка, межличностные взаимоотношения, проблемы семейного воспитания, эмоционально – волевые нарушения и многие, многие другие.

Одному педагогу или классному руководителю трудно и сложно решить их, поэтому они требуют комплексного вмешательства различных специалистов. Для этого создан школьный психолого-медико-педагогический консилиум. Консилиум является совещательным органом, созданным для взаимодействия педагогов, воспитателей, родителей, медицинских работников в целях оказания помощи детям в случаях учебных или социальных затруднений, в самовоспитании в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка. Консилиум представляет собой организационную форму, в рамках которой происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе его обучения, а также определенных ученических групп и параллелей. Консилиум позволяет объединить информацию об отдельных составляющих школьного статуса ребенка, которой владеют педагоги, классный руководитель, школьный медик и психолог и на основе целостного видения ученика с учетом его актуального состояния и динамики предыдущего развития разработать и реализовать общую линию его дальнейшего обучения и развития.

Консилиум образовательного учреждения действует на основе соответствующего положения министерства образования Российской Федерации (приказ № 27/901-6 от 27.03.2000г.). В этом нормативном документе определены все параметры, режим деятельности, формы учета деятельности специалистов ПМПК и само Положение о консилиуме.

Положение о консилиуме является локальным актом, оно утверждено советом школы. В состав консилиума входя зам.директора по учебно-воспитательной работе ( он же председатель консилиума) , логопед , учитель-дефектолог, педагог-психолог, школьная медсестра.

На заседания консилиума приглашаются классный руководитель, учителя предметники, родители, врач.

Сейчас я поделюсь тем, как в нашей школе проводится консилиум.

Он состоит из нескольких основных этапов.

1 этап- постановка проблемы.

Отправными точками для организации консилиума могут служить различные ситуации: запрос к психологу со стороны родителей ( лиц их заменяющих), либо ( с их согласия) по запросу учителя, администрации образовательного учреждения. Такой запрос можно рассматривать как предварительный этап сопровождения ребенка. На консилиум представляются следующие документы: индивидуальная карта развития ребенка, медицинская карта, характеристика, тетради по предметам, рисунки, в которых достаточно подробно и развернуто представлены те необходимые начальные сведения о ребенке и его семье. Они ложатся на стол специалисту, проводящему обследование первым. Первичное обследование ребенка разными специалистами является фактически 2 этапом сопровождения – уточнение проблемы. Психолог, осуществляющий первичное консультирование (обследование) проблемного ребенка, собирает анамнестические данные о нем и его семье (психологический анамнез). В этом случае другие специалисты дополняют и уточняют эти сведения. Второй этап заканчивается составлением представлений всеми участниками консилиума данного учреждения.

Синтезирование и обобщение всей информации о ребенке (условно говоря сборка целостного школьного статус) осуществляется на коллегиальном обсуждении – т.е. сам консилиум – это 3 этап.

В ходе консилиума формируется единое представление о характере и особенностях развития ребенка, и определяют общий прогноз его дальнейшего развития и комплекс тех развивающе-коррекционных мероприятий, которые помогут ему. Разрабатываются конкретные шаги и методы сопровождения школьника на данном этапе обучения. Здесь же обсуждается координация и согласованность последующего взаимодействия специалистов друг с другом, определяется последовательность включения различных специалистов в работу с ребенком.

Решение консилиума полностью базируется на согласованной позиции всех участников заседания, которое заносится в протокол и заключение консилиума.

Следующим 4 этапом деятельности консилиума является собственно реализация решений консилиума. Это могут быть коррекционно-развивающие мероприятия внеурочного плана, индивидуальные программы или подключение специальной психологической помощи непосредственно к процессу обучения ребенка.

Результаты консилиума отражаются в индивидуальной карте развития личности в виде рекомендаций учителям, воспитателям, классным руководителям для обеспечения дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания .

Закрепление консилиума в практике учебно-воспитательной работы школы , превращение его в обязательное и традиционное мероприятие самым существенным образом скажется и на профессиональной позиции психолога в школе, и на его отношениях с педагогами. Эти отношения все больше превращаются в равноправное сотрудничество в решении различных вопросов сопровождения школьников и оказания им необходимой помощи. Связано это и с тем, что консилиум обладает выраженным обучающим эффектом: он позволяет учителям стать наблюдательнее и объективнее в оценке различных сторон обучения и поведения детей, а также собственных шагов и представлений, помогает им выработать общий язык обсуждения тех или иных проблем, дает опыт коллективной деятельности и многое другое.

На наш взгляд, такая комплексная скоординированная работа всех служб и специалистов помогает выстраивать индивидуальный маршрут развития ребенка, т.е. оказывать реальную помощь учащимся и успешно интегрироваться в обществе.


Полный текст материала Статья "Из опыта работы школьного ПМПк" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Орлова Александра Васильевна  Публикатор
23.09.2018 0 248 13

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0