Статья "Профилактика зависимого поведения"


Педагог–психолог ОГКУ СКДД «Дом детства» Аширова Л.В.


«Профилактика зависимого поведения у детей и подростков».

Для современных подростков актуальна компьютерная зависимость. В самом процессе использования компьютера и интернета нет ничего плохого, это полезные достижения современной цивилизации, расширяющие человеческие возможности. Но чрезмерное увлечение компьютером приводит к тому, что они подменяют собой реальную жизнь. Вместо того, чтобы общаться, развиваться и узнавать что-то новое, такой ребёнок проводит своё время в «полузомбированном» состоянии. Есть понятие «компьютерная зависимость» - состояние, при котором подросток испытывает неопреодолимую тягу к компьютеру, готов проводить перед монитором всё свободное время в ущерб любой другой деятельности, даже сну и еде.

С психологической точки зрения основные причины чрезмерного увлечения компьютером: сочетание скуки, наличие коммуникативных проблем (поскольку ВВД подростков – общение), а также нежелание проявлять интеллектуальную активность.

Механизм формирования разного рода зависимостей одинаков, поэтому необходимо бить тревогу, когда у подростка появляется стремление к уходу от реальности в виртуальный мир.

Основная причина формирования зависимости, в т.ч. и компьютерной – это отсутствие навыков самоконтроля у ребёнка или подростка, как правило, такие дети не могут себя ограничивать, совершают поступки не обдумывая их, не могут наметить перспективу и просчитать ситуацию. Недостаточный волевой потенциал у ребёнка. Огромное значение имеет семейная атмосфера.

Симптомы «сетевой зависимости»:

  1. Чувствует себя подавленным, если находится в интернете меньше времени, чем обычно.

  2. Появилось чувство неприязни к людям, которые не являются активными пользователями Сети.

  3. Подросток стремится скрыть реальное количество времени, которое он проводит в Сети, и что там делает (какими сайтами интересуется, с каким количеством людей состоит в переписке).

  4. Предпочитает общаться с людьми или находить информацию через Интернет.

  5. Отрыв от работы в интернете воспринимает агрессивно, раздражительно, не откликается на просьбы.

Этапы попадания в зависимость от компьютерных игр:

  1. Сначала ребёнок понимает, что получает огромное удовольствие от общения с компьютером. Потом, вместо того, чтобы идти в школу, он сидит в интернете. И стремится всё свободное время проводить за компьютером.

  2. На втором этапе подросток избегает любой деятельности и любого общения, кроме компьютера.

  3. Затем наступает полная деградация. Этот этап проходит не так явно, как при алкоголизме или наркомании. Но помощь в этом случае необходима аналогично лечению любого хронического заболевания.

Конечно, полностью запретить ребёнку компьютерные игры часто бывает невозможно, поэтому разрешать играть только в те игры, которые соответствуют правилам:

  • Игра должна развивать

  • В ней не должно быть бранных слов и выражений

  • Не должно быть агрессивной тематики

  • Не должна учить противозаконным вещам

Оптимальный вариант, когда ребёнку остаётся очень мало времени на компьютерные игры, т.к. он занимается в спортивной секции, ходит в музыкальную школу, кружки и т.д.


Что делать, чтобы ребёнок не стал зависимым от компьютера?

  1. Установить норму времени, проведённого за компьютером

  2. Контролировать разнообразную занятость ребёнка (кружки, широкие интересы)

  3. Приобщать к домашним обязанностям

  4. Культивировать семейное чтение

  5. Ежедневно общаться с ребёнком, быть в курсе возникающих у него проблем, конфликтов

  6. Косвенно контролировать круг общения ребёнка или подростка

  7. Учить правилам общения, расширять кругозор ребёнка

  8. Научить способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых ситуаций

  9. Говорить с ребёнком об отрицательных явлениях жизни, вырабатывать активное противостояние тому, что несёт в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.

  10. Не забывать, что люди, которые воспитывают ребёнка – образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребёнка (с учётом своих норм, естественно).

  11. Проанализируйте, не являетесь ли вы сами зависимыми – курение, алкоголь, телевизор? Ваше освобождение от зависимости – лучший рецепт для профилактики зависимости у детей.


Что делать, если вы подозреваете у ребёнка или подростка компьютерную зависимость?


  1. Не идите путём насилия, не вводите чрезмерно резких запретов и ограничений. Потому что резкое отлучение ребёнка от «наркотика» может привести к кардинальным поступкам (агрессии в адрес того, кто запрещает, уходу из дома подростка и т.д.)

  2. Настройтесь спокойно преодолевать болезненное состояние.

  3. Попробуйте выйти на диалог, расскажите о пользе и вреде, которые можно получить от компьютера.

  4. Поговорите о праве выбора, границах ответственности за право принимать решения.

  5. Установите небольшое ограничение режима пребывания в виртуальном пространстве. Проследите реакцию на новые условия и, самое главное, их выполнение. Проверьте, сложно ли ребёнку выдерживать новые временные рамки.

  6. В случае если сокращать время постепенно удаётся, то идите этим путём до установления нормы.

  7. Если ребёнок обещает, но не выполняет, так как его зависимость сильнее его самого, значит необходима помощь специалиста (психолога либо психиатра и психотерапевта).


Зависимость от ПАВ. Что делать?

9-11 лет.

В этом возрасте детям непонятно, что вред, который им несут наркотики приведёт к необратимым последствиям. Но во время беседы можно воспользоваться их возрастной впечатлительностью и, используя яркие краски, описать, какие изменения ждут людей, употребляющих наркотики. Надо довести до их сведения, что употребление ПАВ может привести к смерти. В этом возрасте важно научить ребёнка говорить: «Нет!», тогда в случае, если ему предложат «попробовать», у него будет шанс отказаться.


12-14 лет.

Опасный возраст. Даже дети без нарушений поведения в этом возрасте начинают вступать в конфликт со взрослыми. Для них самое главное – мнение ровесников, и они склонны подвергать себя опасности. Но в тоже время они очень нуждаются в поддержке и понимании родителей. Разговор надо строить, опираясь на то, как трепетно в этом возрасте они относятся к своей внешности. Поэтому надо им рассказать, как в этом возрасте меняется внешний вид, происходит быстрое старение организма, что в этом случае жизнь их будет недолгая. Очень важно следить с кем общается ребёнок в этом возрасте, и какие у него увлечения (они должны быть обязательно).


15-17 лет.

В этом возрасте молодые люди уже знают о наркотиках. Владеют информацией о случайных и пробных употреблениях. Видят своих сверстников, употребляющих наркотики. Для того, чтобы отказаться от употребления наркотиков, они должны быть очень твёрдо уверены, что им это не надо. Как правило, в этом возрасте молодые люди склонны идеализировать жизнь и верят в то, что они могут её изменить к лучшему. На этом и надо строить свою работу с ними. Рисовать им их перспективы и поддерживать их мечты. Конечно, при этом им нужно быть уверенными, что они сами выбирают свою дорогу, а не взрослые им навязывают её. А их мнение Вами ценится.

Механизм формирования зависимостей одинаков. Подростки склонные к увлечению компьютерными играми, как правило, имеют повышенный риск стать алкоголиками или наркоманами. При попытках преодолеть игровую зависимость они относительно легко приходят к замене её на другие формы. И наоборот, зачастую быстрой и лёгкой «реабилитацией» юного токсикомана, становится чрезмерно активное увлечение компьютером (т.е. другая форма ухода от реальности).


Полный текст материала Статья "Профилактика зависимого поведения" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Аширова Людмила Владимировна  Ashirova5
01.04.2019 0 148 5

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Хотите лучше владеть компьютером?
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0