Методическая разработка урока "Умники и умницы знают Конституцию"


Методическая разработка учебного занятия
По предмету обществознание
Класс: 9
Учитель: Журавлева Анна Николаевна
Тема урока: Умники и умницы знают Конституцию!

I. Методическая записка
Данный урок проводится в рамках курса обществознания в 9 классе общеобразовательных школ. Урок входит в раздел "Политическая сфера общества”. Урок проводится в 9 классе, особенность урока в том, чтобы максимально эффективно проверить знание материала по теме, урок целесообразно проводить в форме игры "Умники и умницы".
Урок представляет собой урок повторения и обобщения материала.
Значение урока:
• обучающее: урок закрепляет знания, полученные в результате изучения темы "Конституция Российской Федерации";
• развивающее: урок продолжает развитие навыков работы с текстом, логического мышления, дискуссионного поведения;
• воспитывающее: позволяет воспитывать патриотизм, позитивное отношение к нормативно-правовой базе.
Теоретические знания урока тесно связаны с жизнью, формируют навыки правового поведения, знания прав и обязанностей гражданина РФ.
На уроке прослеживаются межпредметные связи с историей.
Для активизации хода учебного процесса, яркой эмоциональной окраски занятия подобрана такая форма работы как урок-игра. Частично-поисковый метод, применяемый на уроке, служит для активизации познавательной активности на уроке.
На данном уроке используются следующие педагогические технологии: развивающего обучения, дифференцированного обучения, личностно-ориентированная, системно-деятельностный подход. Данный урок может частично служить формой контроля знаний по теме "Конституция РФ".
Оборудование и наглядность: три дорожки зеленого, желтого и красного цвета, карточки с заданиями, ордена "Шелковых умников".

II. План урока
1. Тема урока: Умники и умницы знают Конституцию.
2. Эпиграф к уроку
Знание законов заключается не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы постигать их смысл (Цицерон).
3. Целевые установки урока: в результате изучения темы ученик должен:
• знать и понимать то, что конституция - основной закон государства и законы страны не должны ей противоречить, права и обязанности граждан по конституции;
• уметь работать со схемой, текстом, высказывать и аргументировано доказывать своё мнение.
• использовать приобретённые знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни.
5. Временная структура урока:
№ эта-па уро-ка Название этапа урока Время, мин
1 Организационный момент
2 мин
2 Основная часть игры
30 мин
3 Заключительная часть, награждение
8 мин

III. Ход урока
1. Организационный момент.
Эпиграфом к нашему уроку являются слова древнеримского политика Цицерона: "Знание законов заключается не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы постигать их смысл".
Ведь действительно, чтобы знать свои права и обязанности, нужно уметь трактовать жизненные ситуации с точки зрения закона, а основным законом нашего государства является конституция. Сегодня на уроке мы постараемся применить закон там, где он нарушен и восстановить справедливость.
2. Основная часть игры.
Учитель поясняет правила игры:
В игре участвует три агониста, им предоставляются на выбор три до-рожки, по которым можно передвигаться, правильно ответив на вопрос. На красной дорожке два шага и нет права на ошибку. На желтой – три шага и возможность ошибиться один раз. На зеленой – четыре шага и два неверных ответа. Тот, кто первым прошел свою дорожку, становится победителем. Разумеется, у «зеленого» игрока шансов меньше, чем у других – но, с другой стороны, «красный» вообще не может ошибиться.
Если на какой-то вопрос игроком дан неправильный ответ, этот вопрос адресуется зрителям. За правильный ответ зритель, давший его, получает орден "Шелкового умника". По окончании конкурса подсчитывается количество орденов, набранных зрителями, и наиболее отличившиеся ученики получают оценки.
Жюри состоит из учителей и учащихся, заранее назначенных учителем.
Задания для агониста "зеленой" дорожки:
1. Приведите примеры двух сказок, в которых нарушены права гражданина РФ согласно Конституции и назовите эти права
(Лиса и заяц - нарушение права на неприкосновенность жилища (ст.25, гл2);
Маша и медведь - нарушение права на свободу, свободное перемещение (ст.22, гл.2)
Могут быть названы и другие сказки.
2. Гражданин К.оспаривает принятое Муниципальным Советом Муниципального образования "Всеволожский район” решение об обязательном ежегодном субботнике по уборке мусора, озеленению и благоустройстве придомовых территорий в населенных пунктах района. К. считает, что органы местного самоуправления не вправе принимать такие решения. Прав ли гражданин?
(Статья 132 дает право органам местного самоуправления самостоятельно осуществлять охрану общественного порядка, а также решать иные вопросы местного значения, в которые входит и субботник по уборке территории).
3. Прокурор города Н. возбудил уголовное дело против группы скин-хэдов, которые ворвались в помещение, принадлежащее местному отделению организации "Свидетелей Иеговы”, разбили обрядовую утварь и разогнали собравшихся. Имеет ли место быть нарушение прав? (нарушено право свободы вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию)
4. В республике Б., входящей в состав Российской Федерации, прави-тельством, в качестве государственного языка, введен национальный (нерусский) язык. Правомерны ли действия правительства республики Б.?
(Согласно статье 68 государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык, но республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они могут употребляться наряду с государственным языком Российской Федерации).
Задания для агониста "желтой" дорожки:
1. Во время празднования трехсотлетнего юбилея Санкт-Петербурга доступ в центр города был ограничен. Гражданин С. обратился в федеральный районный суд Санкт-Петербурга с жалобой на действия сотрудников правоохранительных органов, воспрепятствовавших ему пройти в снимаемую им по договору найма квартиру в доме №10 по Миллионной улице. Как выдумаете, правомерны ли действия правоохранительных органов?
(нарушена статья 2 Конституции РФ провозглашающая человека, его права и свободы, в том числе свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, высшей ценностью, а следовательно соображения безопасности государства не могут служить ограничением прав и свобод граждан)
2. Гражданин А. припарковал свой автомобиль и прошел в Торговый центр. Автомобиль был эвакуирован специальной службой ГИБДД. Гражданин посчитал действия ГИБДД неправомерными. Какое право он посчитал нарушенным? В каком случае действия ГИБДД будут правомерными? (нарушено право собственности, гарантированное статьей 35 Конституции РФ)
3. В одной из школ города В. введен обязательный предмет по изучению догматов христианской веры с исполнением отдельных религиозных обрядов и совершения паломничеств к святым местам. Родитель одного из учащихся обратился в комитет по науке и об-разованию города с жалобой на введение данного предмета. Правомерны ли действия администрации школы?
(Статья 14 гласит о том, Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Действия администрации не правомерны).
Задачи для агониста "красной" дорожки:
1. Министерство экономического развития и МВД Российской Федерации обратились к Президенту РФ с предложением одобрить программу разработки электронных паспортов. Электронный паспорт должен представлять собой пластиковую карточку, в которую помимо паспортных данных будет включена информация о медицинском и пенсионном обеспечении, ИНН и другая информация. Президент отклонил данное предложение, сославшись на то, что оно будет нарушать конституцию. Какие именно нарушения имел ввиду президент?
(Статья 24. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. В условиях единого банка данных сложно будет обеспечить конфиденциальность этой информации).
2. Редакция еженедельника «Собеседник» опубликовала ряд статей, в которых утверждалось, что депутатская фракция «Женщины России» никому не известна и ее деятельность непродуктивна в силу ее женского состава. Члены фракции сочли, что этими публикациями нарушаются конституционные нормы.
Какие?
(Статья 19 гласит: мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации)
3. Заключительная часть урока.
Награждение победителей и "Шелковых" умников оценками и памят-ными грамотами.

Источники и литература:
1) Жуйков В. И. Права человека и власть закона. — М., 1996.
2) Жученко А.А. Порядок изменения Конституций и уставов субъектов федерации в Конституции России // Конституционное и муниципальное право. - М.; Юрист, 1999. - № 1. - с.10-12
3) Зорькин В.Д. Россия и ее Конституция. // "Журнал российского права", 2003, № 11. С 3-5.
4) Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 де-кабря 1993 г.
5) Эбзеев Б. C. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд: Учебное пособие. — М., 1996.
Полный текст материала Методическая разработка урока "Умники и умницы знают Конституцию" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Журавлева Анна Николаевна  Сургутская
04.02.2014 1 5613 655
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 1
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 nadezhdapavlova • 12:17, 21.08.2014
Весьма хорошая методическая разработка. Спасибо Вам.