Конспект урока по ОРКСЭ по теме «Дружба»; 4 класс


Данный урок развивает представление о дружбе, друге, добродетельности, понимания их значения в жизни общества.

Цель урока: развивать представление о дружбе, друге, добродетельности, понимания их значения в жизни общества
Задачи: 
Образовательные: показать ценность и необходимость  дружбы, важность друзей в семейной и общественной жизни человека;
Развивающие: развитие умения анализировать поступки, соотносить их со своими и с общечеловеческими ценностями
Воспитательные: воспитывать чувство доброжелательности, сопереживания чувствам других людей, воспитывать способность к самооценке, самокритичности и дружелюбия.
Оборудование: карточки со словами: нравственные качества человека,   листочки для индивидуальной работы, листочки с рассказами, с пословицами, лист с ладошками и сердечки для окончания урока.

Ход урока:
I.Актуализация. Проверка домашнего задания.
– Здравствуйте ребята!
– Сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор о личностных качествах человека. И начнем с повторения предыдущей темы.
– Вспомните, что такое альтруизм? эгоизм?  Чем отличается эгоизм от разумного эгоизма?
– Домашним заданием было вспомнить сказку «Золушка». 
– Можно ли назвать Золушку альтруисткой? 
– Кого в этой сказке можно назвать эгоистами?
– Приведите примеры разумного эгоизма.

II. Изучение нового понятия.
– Какие отношения бывают между людьми?
– Тему сегодняшнего урока вы узнаете, посмотрев на картинки у вас на столе.
– Что объединяет героев мультфильмов? 
– А чтобы  немного подсказать вам,  прочитаю стихотворение, а вас попрошу досказать последнее слово в нем. 
Случается, бываем одиноки,
И не хватает нам душевной теплоты,
Бываем мы задумчивы и строги
И никому как будто не нужны.
И светит солнышко неярко,
И нет желанья рисовать,
Читать, играть не интересно,
Но, как скажите, не скучать?
Мир сразу красками наполнится,
Изменится вдруг все вокруг,
Когда с тобою рядом будет
Твой настоящий верный…  (друг).
– Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем занятии, почему прозвучало именно это стихотворение?
– Вы верно предположили, мы поговорим с вами о дружбе, доброте и отзывчивости – о тех человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей и найти взаимопонимание. Помогают ли дружеские отношения вам в учебе?
–  «Друг», «Подружиться», «Дружба». Какой смысл вы вкладываете в эти слова? Можете ли дать четкое определение этим понятиям?     
– А начнем мы с вами с того, что вы закончите предложение: 
«Друг – это тот, кто….»
– Прочитайте, что вы написали.
–  Во время урока вы дополняйте этот список. А в конце нашего занятия мы посмотрим, что нового узнали о дружеских отношениях.

III. Изучение нового материала.
– А теперь послушайте, какое определение дается в толковом словаре:  
«Дружба – это «близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов»(толковый словарь С.И.Ожегова).
– В библии понятие дружбы передается греческим существительным «филиа» и глаголом «филео», который переводится как «дорожить»(кем-либо). Это слово подразумевает «теплоту, близость и привязанность». «Филиа» - теплая, дружеская любовь, основанная на обоюдном уважении.
–  С дружбой приходится сталкиваться в жизни  каждому человеку. Человек может быть по–настоящему счастлив только тогда, когда у него есть настоящие друзья. Но, к несчастью, под маской дружбы иногда прячутся несколько иные отношения, и иногда в результате этого человек испытывает глубокое разочарование. 

IV. Формирование умений и навыков.
– Я не зря посадила вас группами. Каждой  из ваших групп дан рассказ. Вам нужно будет ответить на вопросы к тексту и определить,  можно ли назвать отношения между героями дружескими, а затем обосновать  свой ответ. 
1 группа:   В. Осеева «Ни за то и ни за это»
Костя сделал скворечник и позвал Вову:
– Посмотри, какой я птичий домик сделал.
Вова присел на корточки.
– Ой, какой! Совсем настоящий! С крылечком! Знаешь что, Костя, – робко сказал он, – сделай и мне такой. А я тебе за это планер сделаю.
– Ладно, – согласился Костя. – Только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты мне сделаешь планер, а я тебе – скворечник.

Вопросы:

  1. Почему Вове захотелось иметь такой же птичий домик? Для кого он был предназначен? Почему ты так думаешь?
  2. Что он предложил Косте?
  3. Почему слова Кости автор сделал заголовком рассказа?

2 группа:   В. Осеева «Три товарища»
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
– Почему ты не ешь? – спросил его Коля.
– Завтрак потерял…
– Плохо, – сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. – До обеда далеко ещё!
– А ты где его потерял? – спросил Миша.
– Не знаю… – тихо сказал Витя и отвернулся.
– Ты, наверно, в кармане нёс, а надо в сумку класть, – сказал Миша.
   А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
– Бери, ешь.

Вопросы:

  1. Кто из героев вам понравился? Почему?
  2. Кто не понравился? Почему?
  3. Кто из героев положительный, а кто отрицательный? 

Попробуйте определить те качества характера, которыми обладает Володя, отметьте галочкой:
- послушный
- скромный 
- внимательный
- смелый
- заботливый
- добрый
- гордый 
- жадный
- равнодушный
4. А, что в отношениях героев осуждает автор?

3 группа: В. Осеева «До первого дождя»
Таня и Маша  были очень дружны и всегда ходили в  школу  вместе.  То Маша заходила за Таней, то Таня –  за Машей.  Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь.  Маша была в плаще,  а Таня –  в одном  платье. Девочки побежали.
- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! - крикнула на бегу Таня.
- Я не могу, я промокну! - нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В школе учительница сказала:
- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.
- Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. - Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша за Таню, а Таня за себя.

Вопросы:

  1. Поведение какой из двух девочек осуждает учительница?  Почему?
  2. Согласны ли вы с ней?
  3. Из-за чего покраснела каждая из девочек?

(Каждая группа читает, анализирует, а затем, прочитав вслух рассказ,  рассказывает о своих выводах).
– Сейчас возьмите листочки с пословицами и отметьте галочкой те пословицы, которые можно соотнести с содержанием каждого из  рассказов.

  1. Крепкую дружбу и водой не разольешь.
  2. Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
  3. Делу время, а потехе час.
  4. Друзья познаются в беде.
  5. Вежливость открывает все двери.
  6. За дружбу дружбой платят. 
  7. Дерево держится корнями, а человек друзьями. 
  8. Единственный способ иметь друга - это быть другом. 
  9. Лучше друг верный, чем камень драгоценный. 
  10. Не бросай друга в несчастье. 
  11. Нет друга - ищи, нашёл - береги. 
  12. Одёжа хороша новая, а друг - старый. 

–  Для каждого из нас важно умение отличать дружбу от других отношений, а для этого в первую очередь нужно знать, что же представляет собой дружба. Нельзя заставить себя быть другом кому-то или заставить кого-то дружить с тобой.
  – Кроме того, понимание того, что же такое дружба, поможет нам самим быть хорошим другом, обрести надежных друзей и сохранить дружбу крепкой. 
– Дружба базируется на основных столпах:

  • Взаимное уважение.

– Что значит уважать своего друга?
– Правильно, это значит почтительно относится к нему, считаться с его мнением. Уважение проявляется в словах и делах. Друг чувствует, что ему помогают, ценят как личность и уважают его достоинство.

  • Доверие.

– Что вы понимаете под термином «Доверие».
– Вы правы. Под доверием подразумевается уверенность в добропорядочности и искренности друга, в том, что он не предаст и не обманет намеренно.
  
– На чем же еще держится дружба? Мы прочитаем в учебнике на странице 32-33? И дополним наш список.
( Прочитав текст учебника, дети делают  выводы и объясняют, что: )
   Отличительными особенностями дружбы является: 

  • Избирательность
  • Она бескорыстна
  • Друзей объединяет взаимная симпатия и общность интересов
  • Является привязанностью, 
  • Дружеские отношения длятся долго, а чувства стабильны
  • Дружить могут несколько человек, но не много.

– Правильно, но чтобы проверить, что вы усвоили  о дружбе, выберите из записанных личностных качеств человека те, которые помогают  дружбе.
– Возьмите листочки и из записанных личностных качеств человека, зачеркните те, которые мешают  дружбе: искренность; открытость; грубость;  сочувствие;  умение выслушивать; равнодушие; интерес к делам и переживаниям другого;  вредность; готовность прийти на помощь, быть рядом в трудную минуту; зависть;  готовность прощать; умение признавать свои ошибки; умение принимать советы; умение хранить секреты; хвастливость.  
 – Какими же личностными качествами, по-вашему, должен обладать настоящий друг? (учащиеся читают оставшиеся (не зачеркнутые) слова)
– Найти хорошего друга, это только половина дела: нужно самому уметь дружить.
– И в заключение урока я вам прочитаю притчу. Вы послушайте и подумайте такой ли ты друг.
Притча о дружбе «Три сита Сократа»
   Один человек спросил у Сократа:
– Знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?
– Подожди, – остановил его Сократ, –  просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.
– Три сита?
– Прежде чем что-нибудь говорить, нужно это трижды просеять. Сначала через сито правды. Ты уверен, что это правда?
– Нет, я просто слышал это.
– Значит, ты не знаешь, это правда или нет. Тогда просеем через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?
– Нет, напротив.
– Значит, – продолжал Сократ, – ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но даже не уверен в том, что это правда. Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?
– Нет, в этом нет необходимости.
– Итак, – заключил Сократ, – в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы. Зачем тогда говорить?
– Подумайте и скажите что это за три сита, о которых говорил Сократ?  Почему он не стал слушать человека? Просеиваете ли вы все, что говорят о ваших друзьях?

V.  Домашнее задание.
– Дома  найдите пословицы о дружбе, прочитайте рассказ о дружбе «Велосипед».  Следующий урок начнем с анализа поступков ребят.

VI. Итог урока.
– Расскажите, на нашем уроке помогли ли вам дружеские отношения. Много ли дополнений сделали к первым своим высказываниям.
(Учащиеся читают свои записи, дополняют друг друга)
– Каковы основы настоящей дружбы?
– Кого можно назвать настоящим другом?
– А какой вывод вы  сделали для себя? 
– Настоящая дружба проверяется не на словах, а на деле.
Нельзя бросать друга в трудную минуту, ведь ты тоже можешь оказаться в подобной ситуации.
1. Дружище, послушай слова мудреца,
Не будет поддержки от друга льстеца,
От первой беды рассыплется в прах,
Та дружба, которая только в словах.
2. Но друг задушевный навеки с тобой,
С тобою он связан одною судьбой,
В ладони твоей неизменна, крепка,
Надежного верного друга рука.

VII. Рефлексия. Игра «Добрые слова для каждого».
– Кто доволен своей работой на уроке, узнал что-то новое, возьмите сердечки у себя на столе  и вложите их в ладошки, которые протянули вам друзья (на доске картинка с земным шаром и  ладошками вокруг него.
Звучит аудиозапись песни В. Шаинского, М. Танича «Когда мои друзья со мной». Учащиеся прикрепляю свои сердечки вокруг ладошек.


Полный текст материала Конспект урока по ОРКСЭ по теме «Дружба»; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гаврилова Наталья Владимировна  Публикатор
09.02.2017 0 674 94
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0