Презентация к классному часу "Песни, победившие войну"; 5 класс


М униципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида № 4»



Классный час

«Песни, победившие войну»

5 класс




























Ф.И.О.: Шумаева Любовь Андреевна

Место работы: МКС(К)ОУ «Школа № 4»,

учитель музыки

Номинация: Классный час

Название работы: Классный час

«Песни, победившие войну», 5 класс



Осинники

2012

Тема классного часа в 5 классе: «Песни, победившие войну».


Цель мероприятия: воспитывать у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья чувства патриотизма, уважительного отношения к исторической памяти своего народа.

Задачи:

  • знакомство учащихся с историей песен, воспевающих мужество, стойкость, героизм русского народа;

  • формирование нравственной культуры учащихся, стремления к добрым делам, к оказанию помощи ветеранам;

  • развитие памяти, речи.


Предварительная подготовка к классному часу:

  • подбор музыкального сопровождения классного часа, песен о войне;

  • изготовление детьми рисунков на тему Великой Отечественной войны.


Оформление места проведения:

  • стенды с репродукциями Великой Отечественной войны,

  • выставка рисунков детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • плакаты с пословицами о Родине, воинах, армии:


Герой – за Роину горой.

Жить – Родине служить.

Где смелость – там победа.

Смелого враг не возьмет.

Смелый боец – в бою молодец.

Если аомия сильна – непобедима и страна.

Тяжело в учении – легко в бою.


Оборудование:

  • музыкальный центр, диски с песнями «Священная война», «Катюша», «В землянке», «День победы».


Ход мероприятия


Выходит ученик читает стихотворение


1-ый ученик: Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года

Она такой вдавила след

И столько наземь положила,

Что двадцать лет и тридцать лет

Живым не верится, что живы.


Учитель: Уже 67 лет празднует наша страна День Победы. Этот праздник останется радостным и трагическим: никогда не исчезнет из памяти народной гордость за великую победу, память о страшной цене, которую русский народ за нее заплатил. Сильные и мужественные люди, защищавшие нашу страну от врагов – это военные – солдаты, офицеры и генералы. Про них написано много стихов и песен. Военные песни всегда нравятся людям. Наверное, потому, что в них воспевается сила и мужество солдата. Военные песни пели в тяжелые годы войны, поют и в мирное время.


Вставай страна огромная,

Вставай на смертный бой!..


Стихи В.И. Лебедева-Кумача, начинавшиеся этими строками, призывным набатом прогремели на всю страну и отозвались в сердцах миллионов советских людей гневом и ненавистью к фашизму, решимостью и готовностью защитить с оружием в руках любимую Отчизну.

Александру Васильевичу Александрову, профессору Московской консерватории, руководителю Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии, предложили написать музыку к стихам, которые были напечатаны в газете «Известия» 24 июня 1941 года, на второй день войны. Стихи сразу же понравились композитору. Он отложил все дела, взял газету с напечатанными стихами и срочно уехал домой, чтобы работать над песней. Через несколько часов музыка была готова, Александр Васильевич вернулся к артистам своего ансамбля и исполнил новую песню. Она буквально потрясла всех. Тут же песня была выучена, исполнена группой ансамбля. И все, кто слышал ее в те минуты, поняли, что родился боевой гимн редкой призывной силы.

С этим глубоким и свирепым чувством ансамбль отправился к перронам Белорусского вокзала, чтобы исполнить песню «Священная война» перед бойцами, отправлявшимися на фронт. На вокзале было много народа, с общим шумом и гамом слились слезы прощания, выкрики уезжающих. Когда артисты в военной форме появились в толпе, на них никто не обратил внимания – в те дни форма никого не удивляла, но вот они выстроились на сцене, сколоченной из свежевыструганных досок, музыканты заняли сои места, загремела музыка. Все люди встрепенулись, завороженные могучей силой песни. Первые звуки песни захватили слушателей, а когда зазвучал второй куплет, наступила абсолютная тишина, все стояли не шелохнувшись, как во время исполнения гимна. Такого они еще не слышали. Песня передала все, что чувствовал каждый человек – гнев, душевный огонь, любовь к Родине и преданность ей. По просьбе бойцов песня была исполнена пять раз подряд. Вскоре «Священную войну» пели по всей стране. Она звучала каждое утро по радио сразу после боя Кремлевских курантов. ее слышали на переднем крае фронта, в тылу, в партизанских отрядах. Песня шла с солдатами в бой, вливая в них новые силы, отвагу и смелость.

Э ту песню знают все люди нашей страны – пожилые и молодые. Эта песня – гимн мужеству и стойкости нашего народа. Теперь будете помнить и вы. Предлагаю еще раз послушать.

(Звучит песня «Священная война»)


Учитель: Тема Родины, тема защиты ее от посягательства врага была темой самой важной, самой первостепенной. но тема любви девушки и воина, защитника Родины, также была воспета в песнях. Во все времена создавались песни, повествующие о любви, о разлуках и расставаниях. Матери, жены, невесты провожали сыновей, мужей, любимых на священную защиту Родины, на военную службу, а потом ожидали с надеждой их возвращения, пели об этом песни. И всегда это были грустные песни, полные тоски и печали. Образ тоскующей женщины, ожидающей воина с поля брани и службы солдатской, вызывал сочувствие, сострадание.

И вдруг появилась «Катюша» – стихи М.Исаковского, музыка Блантера. Премьера новой песни состоялась в Колонном зале Дома союзов осенью 1938 года. В песне этой никакой тоски нет и в помине. Напротив, слова ее и музыка выражают светлые чувства уверенности, бодрости и надежды. Героиня песни гордится тем, что ее любимый – «боец на дальнем пограничье». В устах миллионов людей «Катюша» звучала как песня не о грусти разлуки и расставания, а о долге бойца, о верности девушки в любви, о больших патриотических чувствах советских людей. Родилась не просто лирическая песня о любви девушки и воина, а о такой любви, которая вселяет гордость и бодрость, укрепляет веру в нее, помогает защитнику Родины.

П о-новому зазвучала «Катюша» в годы Великой Отечественной войны. В народе появились десятки новых вариантов этой песни, «ответы» на нее. Кем только не была в них героиня песни: и бойцом с автоматом в руках, и верной подругой солдата, ждущей его возвращения с победой, и фронтовой медсестрой. Пели во время войны и о Катюше-партизанке.

Но не только в песнях жила в ту суровую пору Катюша. Ее именем народ ласково «окрестил» новое грозное оружие, наводившее ужас на врага – реактивные гвардейские минометы. Откуда пошло это название, вероятно, никогда не удастся узнать. Так или иначе, но как только на фронте появились эти невиданные ранее машины, их все стали называть «Катюшами». И сразу родились фронтовые варианты знаменитой песни:


Вот к передней «Катя» подходила,

Подвозя снаряды за собой,

И такую песню заводила,

Что фашисты поднимали вой.


Однажды под вечер, в часы затишья, наши бойцы услышали из немецкого окопа, расположенного поблизости «Катюшу». Немцы покрутили ее раз, потом поставили второй, потом третий… Это разозлило наших бойцов: мол, как это подлые фашисты могут играть нашу «Катюшу»?! Не бывать этому! Надо отобрать у них «Катюшу»! В общем дело кончилось тем, что группа наших солдат совершенно неожиданно бросилась в атаку на немецкий окоп. Завязалась короткая, молниеносная схватка. В результате немцы еще и опомниться не успели, как «Катюша» – пластинка с патефоном была доставлена к своим.

«Катюша» стала одной из самых прославленных песен нашего времени. Трудно найти на нашей планете страну, где не знали бы этой песни. Она перестала принадлежать ее авторам, стала народной, более того – интернациональной.

Послушайте песню в исполнении вокальной группы учеников 5 класса.


( Вокальный коллектив учеников 5 класса исполняет песню «Катюша».

Слова М. Исаковского, музыка М. Блантера)


2-й ученик: Землянка близ аэродрома!

В море снега – островок тепла:

Серые слежавшиеся бревна,

Синяя прокуренная мгла,

Пол у двери инеем окрашен…

И внезапно показалось мне,

Будто я все это видел раньше!

Только где? В кино или во сне?


3-й ученик: Вот сейчас, винтовку сняв у входа,

Мой отец присядет к огоньку.

До Победы – три нелегких года,

Все – через свинцовую пургу.

Он пока – парнишка, мне ровесник,

Тот же самый двадцать пятый год.


4-й ученик: И ему гармонь, совсем как в песне,

Про улыбку и глаза поет…

Он закурит, сев к огню поближе,

И под эту песню, вторя ей

Первые стихи свои напишет

Той, что станет матерью моей…


Учитель: Эти стихи Евгения Нефедова о войне, об отце и о песне. А песне этой – «В землянке» – по справедливому утверждению ее автора, поэта А.А. Суркова, суждено было стать первой лирической песней из созданных во время Великой Отечественной войны «безоговорочно принятой и сердцем воюющего солдата, и сердцем тех, кто ждал его с войны». Проникновенный, искренний, тоскующий голос поэта слился в ту трудовую суровую пору с голосами всех разлученных войной.

Возникло стихотворение, из которого родилась эта песня, случайно. Оно не собиралось быть песней. И даже не претендовало стать печатаемым стихотворением. Это были шестнадцать «домашних» строк из письма жене, Софье Антоновне Сурковой.

Письмо было написано в конце ноября, после одного очень трудного фронтового дня под Истрой, когда пришлось поэту ночью, после тяжелого боя пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков. После передряг, промерзший, усталый, в шинели посеченной осколками, Сурков всю оставшуюся ночь просидел над своим блокнотом в землянке, у солдатской железной печурки. Может быть тогда и родилась знаменитая его «Землянка» – песня, которая вошла в народную память как неотъемлемый спутник Великой Отечественной войны.

Т ак бы и остались эти стихи частью письма, если бы где-то в феврале 1942 года не приехал из эвакуации композитор Константин Листов. Он пришел в фронтовую редакцию и стал просить «что-нибудь, на что можно написать песню». «Чего-нибудь» не оказалось. И тут, на счастье, вспоминает поэт, вспомнил о стихах, написанных домой. Композитор побегал глазами по строчкам, промычал что-то неопределенное и ушел. Но через неделю композитор вновь появился в редакции, попросил гитару и под гитару спел новую свою песню «В землянке».

Все свободные от работы «в номер» затаив дыхание прослушали песню. Всем показалось, что песня «вышла». Неутомимыми пропагандистами «Землянки» в годы войны стали знаменитые советские мастера песни Леонид Утесов и Лидия Русланова. Пели «В землянке» и многочисленные фронтовые ансамбли.

И в наши дни песня эта остается одной из самых дорогих и любимых, она звучит у походного костра, на солдатском привале.

Послушайте песню в исполнении учеников 5 класса.


(Ученики 5 класса исполняет песню

«В землянке». Слова А.А. Суркова, музыка К. Листова)


5-й ученик: Победа! Победа!

Во имя Отчизны – победа!

Во имя живущих – победа!

Во имя грядущих – победа!


Учитель: Как известно, фронтовики – народ не сентиментальный. Многим не раз приходилось смотреть смерти в глаза. Но когда они слышат по радио или на концертной эстраде, на демонстрации или на встрече ветеранов знакомые мелодию и слова:


Э тот День Победы

Порохом пропах.

Этот праздник

С сединою на висках

Это радость

Со слезами на глазах…


никто не останется равнодушным. И что греха таить, нередко слезы наворачиваются на глаза старых воинов. «День Победы» прозвучал впервые на праздничном «Огоньке», посвященном 30-летию Победы над фашистской Германией. Через несколько дней на телевидение стали приходить письма. Слушатели благодарили за песню, они писали: «Чувствуется, что сочинял ее человек, который видел и пережил войну». А некоторые даже спрашивали: «На каком фронте воевал он?».

Что касается поэта Владимира Харитонова, он действительно воевал, был ранен, познал все тяготы войны. А вот автору музыки на фронте быть не пришлось. Когда началась война, ему исполнился один год.

Композитору Д. Тухманову написать песню к юбилею Победы было и легко и трудно. Нужно было вспомнить всю войну, да проанализировать все. В памяти вставали картины раннего детства: проводы на фронт новобранцев, музыка провожающих духовых оркестров. Приступая к работе над песней, композитор понял, что песня эта, с одной стороны, должна быть созвучна духу нового времени, в чем-то перекликаясь с мелодиями военных лет и, вместе с тем, отвечать дню сегодняшнему, чтобы песня будила воспоминания о прощальных перронах военных лет, чтобы радость Победы не заглушала горечь великих утрат.

Получилось так, что после праздничного «Огонька», о котором шла речь, она довольно долго не звучала ни в эфире, ни на голубом экране. И лишь через полгода на концерте в честь Дня Советской милиции песня получила полное и заслуженное признание. Бурные аплодисменты долго не стихали в переполненной зале, в тот день песня как бы родилась заново – она нашла своего исполнителя в лице Льва Лещенко. Он спел ее так, что она сразу стала одной из самых известных, самых популярных, самых дорогих для каждого из нас. И вот уже второе десятилетие она звучит и, наверное, многие годы будет неизменно звучать, особенно в день, про который в ней поется.

Д авид Тухманов и Владимир Харитонов создали замечательную песню, песню-поэму о прошлом, которая зовет вперед, в будущее, песню, которая трогает до слез ветеранов и заставляет учащенно биться сердца молодых.

Прошу всех встать и споем эту песню всем классом.

(Песня «День Победы». Слова В.Харитонова, музыка Д. Тухманова)


Учитель: Ветераны уходят из жизни. Самым молодым фронтовикам сейчас уже за 80. Когда-то они защищали весь мир от фашизма. Теперь они сами нуждаются в нашей поддержке и защите.

В канун праздника поздравьте своих родственников и соседей – ветеранов, подарите им доброе слово, улыбку. Попросите прощения.

Список использованной литературы


  1. Ю.В. Бирюков. Всегда на страже. М.: «Просвещение», 1988. – 286 с.

  2. Г.Н. Горбунова. В начале жизни школу помню я. Сборник сценариев. М.: – 92 с.

  3. Ш.М. Давыдова. 30 детских утренников. М.: «Аквариум», 2001. – 205 с.

  4. О.О. Очаковская. Рассказы о песнях. М.: «Музыка», 1985. – 94 с.

  5. Л.А. Олифирова. Музыкальный руководитель. Иллюстрированный методичес­кий журнал. № 2. 2007. – 80 с.

  6. http://www.videomir.biz/page/2211/ (Рисунок на титульном листе)



Полный текст материала Презентация к классному часу "Песни, победившие войну"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шумаева Любовь Андреевна  shumaevalyubov
10.05.2012 0 8281 2318

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0