Классный час "Белые журавли красного Миуса. День неизвестного солдата 3 декабря"; 8-9 классы


Цели: Создать условия для воспитания патриотизма,  гражданственности, гордости за свое историческое прошлое, свой народ, свою страну, для  осознания связи поколений.

Форма проведения: классный час.

Для обучающихся 8-9 классов.

Литературное и звуковое сопровождение

1) документальный фильм «Земля решающих сражений» Дон ТР 2015 г.

2) А. В. Вшивков «В пламени и славе» Свердловск. 1975 г.

3) аудиозапись песни «Журавли» сл. Р. Гамзатова и муз. Я. Френкеля

4) стихотворение «Абрикосы» Д. И. Ханин.

5) песня «Миус-фронт» исп. Виктор Чуцков

6) шум дождя

7) звуки рвущихся снарядов

9) стоны раненых бойцов

10) неразборчивая немецкая речь

11) громкое УРА!

Оформление зала и сцены

1) На сцене расположены 2 бутафорские каменные стены, которые символизируют две стрелковые дивизии, которые освобождали эти миуские места (130 и 416 дивизии).

2) название классного часа располагается на верхней части сцены: «Белые журавли красного Миуса»

3) на сцене и в зале висят на белых ниточках белые и «раненые» журавли.

Ход классного часа

(на сцене появляются двое ведущих в военной форме)

Ученик 1: Более 800 тысяч человек: убитые, раненые, плененные, пропавшие без вести. Таковы приблизительные потери Красной Армии на Миус-фронте.

Ученик 2: Точных потерь до сих пор не знает никто. Приблизительно 25 дивизий остались лежать навечно в излучине Дона. Эти герои не погибли. Нет! Они просто превратились в белых журавлей. Вот почему в наших краях так часто можно увидеть журавлиные стаи и услышать их печальный крик.

Приглушенно звучит аудиозапись песни «Журавли»

в исполнении Марка Бернеса

 Ученик 3:  Остановись, товарищ! Поклонись земле, обагренной кровью богатырей твоего народа, отстоявших мир, в котором ты живешь. Пусть на этом кургане твое сердце воспламенится великим огнем их беззаветной любви к Родине, а память твоя сквозь годы пронесет славу их бессмертного подвига для передачи потомкам в веках. Никто не забыт, ничто не забыто! Никогда мы не забудем подвиг советских солдат, которым ценою собственной жизни необходимо было прорвать Миус-фронт. И они это сделали.

Ученик 4:  Жизненно было необходимо Красной Армии прорвать Миус-оборону. Гитлер считал созданные укрепления неприступными и объявил Миус своей новой государственной границей. Даже был отдан приказ изготовить медаль «За взятие Ростова-на-Дону». А до южной столицы было рукой подать. Наша осенняя распутица помешала Гитлеру осуществить свой «знаменитый Блицкриг».

Ученик 5: Прошли осенние затяжные холодные дожди. Дороги разбухли и стали не проходимыми. Танки фон Клейста, которые направлялись к Ростову-на-Дону, увязли в осенней жиже по самое брюхо. Израсходовав, последние запасы горючего, немцам удалось, всего лишь на неделю овладеть нашим родным городом. Но сил для удержания Ростова у них уже не было. И через неделю советские войска под командованием С. К. Тимошенко после кровопролитных боев заняли Ростов-на-Дону.

Ученик 6: Гитлер был в бешенстве. Он рассчитывал до зимы закончить войну. Ему позарез нужна была Бакинская нефть и Донбасский уголь. Напрасно он не послушал первого немецкого канцлера Отто фон Бисмарка, который написал много изречений о России и о возможности войны с нею. Вот одно из этих изречений: «Никогда ничего не замышляйте против России, ибо она, на любую вашу хитрость ответит своею непредсказуемостью».

Ученик 6: На сцене вы видите таблички с названиями сел, которые были задействованы немцами для возведения Миус-фронта. Это: Амвросиевка, хутора Семеновский и Саурмогильский, села Большое Мишково и Благодатное, Степное, Степановка, Мариновка и многие другие. Всего 800 населенных пунктов.

Сцена 1

Осень 1941 года. Левый берег реки Миус. Военная палатка. Возле нее немецкая каска, наполненная раскаленными углями. Вокруг солдаты греют руки. Тускло горит керосиновая коптилка. Снаружи доносится шелест дождя.

1 боец: Который  день полощет проклятущий.

2 боец: Отоспимся малость и отдохнем. Посмотри, как небо затянуло. Скорее всего надолго эта слякоть.

1 боец: Тебе бы только поспать, да поесть.

2 боец: Тише, братцы, тише, журавли! Это они домой спешат, до холодов хотят успеть. Может они будут пролетать над моей деревней и с высоты увидят её. Вот бы и мне хоть на минуточку превратиться в журавля, чтобы пролететь над родным домом. Если бы только мамку с отцом повидать. Тогда и помирать не так страшно.

3 боец: Мечтай больше! Слышал, немец на правом берегу Миуса мощный оборонительный рубеж создал… так что ходу отсюда, наверное нет.

2 боец: Мощный рубеж? Миус – это и вплавь и вброд преодолеть можно. Ширина реки от 5 до 15 метров. А есть броды, где курице по колено. Вот берега есть очень крутые.

1 боец: Братцы, а я слышал, что немец в наших краях надолго и капитально обустраивается. Глубина укреплений, говорят, местами доходит до 11км. Построили они три оборонительных рубежа, длиной 180км.

Ученик 8: Огромное количество опорных пунктов создали немцы и самые мощные из них в селах Мариновка, Степановка и в хуторе Саурмогильский. Около таблички «Саур-могила» появляется женщина – мать.

Сцена 2

Деревнская хата. Русская  печь. Женщина – мать одета по-крестьянски.

Мать: Ох, диты, мае диты. Жалко вас! Кровушка прольётся у той Саур-могилы.  (голос становится тверже). Да если ли бы мы знали, что немец проклятый на горе той засядет, мы в подолах сами бы её растощили. (от артиллерийского гула звенело в ушах. При очередном взрыве хозяйка дома перекрестилась и прижав к себе только что испеченные хлебы, стала их делить и раздавать бойцам)

- Ешьте, родные, ешьте родненькие. А я вам пока небольшую историю про Саур-могилу расскажу.  Ничего особенного здесь нет. Саур-могила – курган в  шахтерском районе Донецкой области. На вершине когда-то находились сторожевые казацкие укрепления. Высота кургана 277,9м. вот и вся история, ох, чувствую я, много кровушки прольется на кургане, да и вода в Миусе покраснеет.

(звуки рвущихся снарядов, стоны раненых бойцов, неразборчивая немецкая речь, громкое УРА!)

Ученик 9: 30 августа 1943г. Советские войска под командованием Федора Ивановича Толбухина и Александра Михайловича Василевского Миус-фронт был наконец-то прорван. Лето, цветы, овощи, фрукты, радость. Мирная жизнь, до нее еще очень далеко, но помечтать – то можно.

Ученик 10

Стихотворение «Абрикосы» Д. И. Ханин.

Никакого подобия дзотов,

У дороги – сады и уют.

Здесь когда-то сражалась пехота,

А теперь абрикосы растут.

И такая на сердце отрада,

Буд-то  век не готовит беды,

Буд-то легкие в землю снаряды

Превратились в живые плоды.

Наполняется полдень дремотой –

Лишь гудят безмятежно шмели…

… сколько смерти познала пехота,

Чтоб в садах абрикосы росли!

Сколько боли впитала дорога,

Наблюдая отвагу и риск…

Видно, каждое дерево Богом

Здесь поставлено, как обелиск.


Полный текст материала Классный час "Белые журавли красного Миуса. День неизвестного солдата 3 декабря"; 8-9 классы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Попова Валентина Николаевна  Публикатор
воспитатель, «РОСТОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №38»
23.10.2015 0 1600 242

Скачать материал с сайта


Смотрите похожие материалы


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0