"Быть хозяином не просто", 3 - 4 класс


Классный час "Быть хозяином не просто"
Цель и задачи урока:

 Способствовать воспитанию экологического сознания у детей;
 Привлечение внимания к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды;
 Создание мотивации для сбережения ресурсов и энергии;
 Стимулировать интерес к научным исследованиям и практическому применению знаний, полученных в школе.

Ход урока
(1 слайд) Учитель: - Сегодня у нас необычный урок. Прочитайте тему урока и скажите, о чём пойдет речь?
(2 слайд) Ученик 1: - Нам посчастливилось жить на планете Земля, маленькой, но очень красивой. Мы живём в век научно-технического прогресса, в век, когда уровень жизни каждого отдельного человека напрямую зависит от достижений науки и техники. Здесь всё взаимосвязано. Есть электроэнергия, значит, есть тепло в квартире, есть горячая и холодная вода, работают все бытовые электроприборы. Можно легко подогреть обед, вскипятить чайник, поутюжить одежду. Словом – есть электричество – есть жизнь!
Ученик 2: -А если случится так, что электричество отключат. Что тогда будем делать? Транспорт остановится, не подадут воду, в домах станет холодно, продукты в холодильнике испортятся, не будут работать ни телевизор, ни компьютер, ни магнитофон. Таким образом, электричество играет важную роль в жизни современного общества.
Учитель: - А как раньше люди обходились без электричества? Как освещали свои жилища? Послушаем, что об этом расскажут нам ребята.
Выступление групп:
(3 слайд) Ученик 3: - Когда-то давно первобытные люди умели только добывать себе пищу и воду. Борьба человека за существование состояла не только в добывании пищи и обретении крова. Свет и тепло всегда были важнейшими составляющими жизни. Источником тепла и света был живой огонь. Древние люди научились разжигать костёр, трением древесины и высеканием искры, который давал людям тепло и свет. Костёр обычно горел в центре пещеры и не мог осветить все её уголки. Тогда люди стали с помощью палки подносить огонь в разные места пещеры. Как вы думаете, как назвали эту палку? (факел)
(4 слайд) Ученик 4: - Время шло, и люди всё более совершенствовали свои жилища. И теперь освещать избу с помощью костра или факела было невозможно. Когда наступал вечер, люди брали маленькие тонкие деревянные щепки – лучины, вставляли их в специальные приспособления, которые назывались «светцы». Таким образом, освещали свои дома. Благодаря светцам лучины можно было переносить в любое место. Но лучины быстро сгорали, на пол от неё падали искорки, от которых жилище могло сгореть. Тогда люди стали подставлять под лучину корыто с водой, падая, искорки попадали туда и гасли. Это был не очень удобный способ освещения жилищ, тогда люди придумали свечи.
(5 слайд) Ученик 5: - Первые свечи появились около 2тысяч лет назад, их делали из камыша. Камыш обмакивали в растопленное сало, когда сало застывало, поджигали камыш, и он грел как свечка. Интересно, что люди использовали свечи ещё и как часы. Они заметили, какая часть свечи сгорает за час, и делали на таком расстоянии отметины на свечке, так получались своеобразные часы. В дальнейшем свечи стали изготавливать из воска. Такими свечами пользуемся и мы с вами. Воск со свечи стекал и попадал на стол, на пол, и его было трудно соскребать, тогда и придумали специальные подставки под них – канделябры.
Ученик 6: - Канделябр – это французское слово, и означает подставка с разветвлением для нескольких свечей. Раньше в богатых семьях любили говорить на французском языке, поэтому слово оттуда и взяли. Свечи вставляли в канделябры, и по количеству свечей можно было определить - насколько богата семья.
(6 слайд) Ученик 7: - На смену свечке пришла керосиновая лампа. Керосиновая - так как горела при помощи керосина. Эти лампы были разными: подвесную лампу использовали для освещения обеденного стола или просто как люстру. Возле настольной керосиновой лампы можно было шить, вязать и вышивать.
Учитель: - А вот, что пришло на смену керосиновой лампе вы узнаете, отгадав загадку:
Дом – стеклянный пузырек,
А живёт в нём огонёк.
Днём он спит, а как проснётся,
Ярким пламенем зажжётся. (лампочка)
(7 слайд) Ученик 8: - Трудно представить, что человечество впервые увидело электрическое освещение всего 130 лет тому назад. 23 марта 1876 года наш земляк Павел Николаевич Яблочков (1847 – 1894) получил свой первый патент на изобретение электрической лампы, в ней под действием электрического тока вольфрамовая нить раскаляется до яркого свечения и освещает комнату. Этот день стал исторической датой. Лампу П.Н. Яблочкова в Европе современники называли «русским светом», а в России – «русским солнцем». Время шло, лампы видоизменялись, совершенствовались.
(9 слайд) Ученик 9: - В наше время появились энергосберегающие лампочки, которые состоят из колбы наполненной порами ртути и аргоном. При нагревании ртуть начинает создавать ультрафиолетовое излучение, которое преобразуется в видимый свет. Энергосберегающая лампа светится по всей своей площади. Благодаря чему свет получается мягкий и равномерный, более приятен для глаз и лучше распространяется по помещению. При использовании энергосберегающих ламп нужно помнить, что отработав, они требуют специальной утилизации, так как содержат поры ртути и выбрасывать их категорически запрещено!
Учитель: - Сейчас вы услышали, как постепенно в нашу жизнь пришло электричество. Мы с вами живём в благоустроенных квартирах, с комфортом. Всю тяжёлую работу выполняют машины. Какая техника помогает нам по хозяйству? (пылесос, чайник, печь, стиральная машина, фен и т.д.)
Учитель: - Благодаря чему они совершают свою работу, вы узнаете из загадок:
К дальним сёлам, городам
Кто идёт по проводам?
Светлое величество!
Это … (электричество)
Учитель: - Электричество приносит нам большую пользу. Оно вырабатывает энергию. Как вы себе представляете, что такое энергия?
(10 слайд) Ученик 10: - Энергия – это сила приводящая предметы в движение. То есть энергия необходима для того, чтобы начать какое-либо движение, ускорить перемещение, что-то поднять, нагреть, осветить. Ничего вокруг нас не происходит без участия энергии. Человек изобрёл много способов, чтобы заставить механические устройства делать полезную работу с помощью энергии:
 В домах воду на верхние этажи поднимают насосы водонапорных станций, которые потребляют энергию;
 Согревают дома – теплоэлектроцентрали, для работы которых тоже необходима энергия;
 Освещение квартир;
 Работа электроприборов, лифтов в подъездах;
 Транспорт, перевозящий людей: троллейбусы, трамваи, электрички, метро.
(11 слайд) Учитель: - Какие бывают источники электроэнергии? Солнечная, энергия речной воды, ветряная энергия – это источники энергии, которые восстанавливаются в результате природных процессов. Есть источники энергии, которые восстанавливаются миллионы лет – это уголь, нефть, газ, торф, ядерная энергия.
(12 слайд) Выделяют следующие виды энергии: механическая, тепловая, электрическая, световая, ядерная.
(13 слайд) Для того чтобы вырабатывать энергию, люди сооружают электростанции: тепловые, атомные, гидроэлектростанции.
Выступление групп:
(14 слайд) Ученик 11: - Более 50% всей электроэнергии России производится на тепловых электростанциях. Среди них главную роль играют ГРЭС – государственные районные электростанции. Часто в городах используются ТЭЦ – теплоэлектроцентрали, производящие не только электроэнергию, но и тепло в виде горячей воды. Мощные ТЭЦ располагают в местах добычи топлива: угля, торфа, газа, горючих сланцев. В нашем городе Кемерово 3 тепловые электростанции: Кемеровская ГРЭС, Ново-Кемеровская ТЭЦ и Кемеровская ТЭЦ.
(15 слайд) Ученик 12: - ГЭС – гидроэлектростанции, производят дешёвую электроэнергию. ГЭС строят как на равнинных реках, так и на горных. На них энергию получают с помощью воды. Важным недостатком ГЭС является их сезонность работы. Одна из больших ГЭС России – это Саяно-Шушенская ГЭС.
(16 слайд) Ученик 13: - Первая в мире АЭС – Обнинская была пущена в 1954 году в России. АЭС являются наиболее современным видом электростанций и имеют ряд преимуществ:
 Не загрязняют окружающую среду;
 Могут быть размещены практически везде.
Однако в работе АЭС есть и минусы:
 Захоронение радиоактивных отходов;
 Катастрофические последствия аварий
 Тепловое загрязнение водоёмов
Учитель: - Чтобы добыть электроэнергию необходимы большие затраты. Представьте, что наша квартира осталась без электричества. Нет света, не работают электроприборы, нет воды. Что нам остаётся делать, кричать: «SOS!” Нам хочется жить с комфортом! Но за комфорт приходится расплачиваться гибелью лесов и затоплением городов! Это очень серьёзная проблема. Но из любой проблемы можно найти выход. И сейчас мы с вами попробуем найти способы, как сберечь энергию. Что же такое энергосбережение?
(17 слайд) Ученик 14: - Энергосбережение – это экономия денег семейного бюджета, забота о тех, кому предстоит жить на планете Земля после нас, это забота о наших потомках. Энергосбережение в квартирах достигается меньшими нормами расхода воды и электричества. Вода из крана течёт быстро. За минуту из открытого крана вытекает 12 – 20 литров пресной воды. Как же нам сэкономить воду? (ответы детей)
(18 слайд)
 Закрывайте кран, пока чистите зубы или пользуйтесь стаканом для полоскания рта.
 Мойте посуду не под текущей струёй, а в раковине, закрыв отверстие пробкой.
 А главное – не забывайте выключать воду!
Помня эти правила – за год можно сэкономить целое озеро диаметром 200 метров и глубиной 2 метра.
Учитель: - Вот этот предмет к потолку повесили,
Стало в доме светло и весело.
Она снаружи вроде груша,
Висит без дела днём, а ночью освещает дом. (лампа)

- Почему днём лампочка висит без дела? (ответы детей)

Лампа сутки погорит – сто кило угля спалит!
Если светит зря она, где ж экономия сырья?
- Что мы сможем сделать, чтобы лампа зря не светила?
(19 слайд) Ученик 15: - Средний расход электроэнергии на освещение квартиры составляет примерно 1 кВт/час. Но и этот расход можно сократить за счёт протирания лампочек: хорошо протёртая лампочка светит на 10-15% ярче грязной, запылённой. И ещё – реже пользуйтесь верхним светом. 60 Вт в настольной лампе вполне заменят вам 200 Вт под потолком.
(20 слайд) Ученик 16: - Экономить электроэнергию можно и на кухне – достаточно, чтобы дно кастрюли плотно прилегало к конфорке. При варке необходимо закрывать крышку кастрюли. Вскипятив чайник, налейте себе необходимое количество кипятка, а остальное вылейте в термос, чтобы не кипятить каждый раз.
Ученик 17: - Экономить электроэнергию можно и при глажении. Для этого надо помнить, что сухое или влажное бельё приходится гладить дольше, а значит, и больший расход энергии. И ещё одно: утюг можно выключать за несколько минут до конца работы.
Ученик: - Экономия электроэнергии важная задача каждого из нас. Наряду с этим мы должны экономить и тепло наших жилищ.
Чтоб холодная зима не прокралась к нам в дома,
Вы окошки утеплите – и в тепле себе живите!
- Бывает так, что зимой мы жалуемся на холод в наших домах. А что мы можем сделать, чтобы сохранять тепло.
(21 слайд) Ученик 18: - Чтобы сохранить тепло в наших домах мы должны:
 Осенью утеплять все окна, балконы и двери;
 Обязательно закрывать двери в подъездах;
 Не открывать форточки надолго;
 Не ставить мебель, которая загораживает батарей и не даёт теплу свободно проходить в комнату.
(22 слайд) Учитель: - Итак, мы много говорили об экономии воды, тепла и электричества в наших домах. Используя природные ресурсы, задумывайтесь о том, что будет завтра. А будет ли это «ЗАВТРА»? Сегодня наша планета стоит на пороге экологической катастрофы. Судьба нашей планеты напрямую зависит от каждого нас, от человечества, а вернее, насколько мы потребляем природные ресурсы!
- Давайте запомним эти нехитрые правила (учащиеся по очереди называют правила бережливости в стихах)
 В мире Азбуки есть различные: простые и сложные, просто отличные.
Вот вам и спец предложение – азбука энергосбережения!
 Капля за каплей плачет наш кран
Исчезнет так с карты большой океан.
 Зубы чищу экономно, вот вода в стаканчике.
Воду нужно нам беречь, девочки и мальчики!
 Бак на даче установлен, чтобы дождик в нем собрать.
Чтоб в режиме экономном, сад зелёный поливать.
 Нужное явление в квартире отопление,
Чтоб его нам запустить нужно трубы все промыть.
Экономным станет он – отопительный сезон.
 Ремонтом займёмся со знанием дела: мы окна заклеим, балкон застеклим.
Расставим мы мебель, открыв батареи, тепло в нашем доме вот так сохраним
 Сквозь окна чистые струится солнца свет,
Здесь электричеству пока работы нет.
 Если будешь край беречь, уголь бережно расходуя,
Сможешь свет в домах зажечь и чудо ёлку новогоднюю!
 Чтобы чайник не греть каждый час, придуман прибор высший класс!
Тепло в своём теле он долго хранит, названием Термос он знаменит!
 Жаром пышет наша печка, из кастрюли лезет гречка.
Плитку выключи скорей – сэкономишь 100 рублей!
 Ночь наступила, в кроватку шагай, и по дороге ты всё выключай.
Пусть отдыхают компьютер, ТиВи,
Милый малыш, и ты отдохни!
 Не лейте понапрасну воду, и зря не жгите свет и газ!
Давайте сохраним природу для тех, кто будет после нас!


Полный текст материала "Быть хозяином не просто", 3 - 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ярополова светлана Вадимовна  Svet@
учитель начальных классов, МОУ "СОШ № 93"
05.01.2011 2 17014 2480
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 2
avatar
2 Марточка • 18:48, 19.05.2011
Спасибо за данную работу. Надеюсь , детям понравиться.
avatar
1 свет@-3 • 10:45, 25.03.2011
Материал дан в доступном виде.Интересное мероприятие.Спасибо.